Православный форум ХРИСТИАНОС http://priest.ru/forum/ |
|
Православное богослужение и дети http://priest.ru/forum/viewtopic.php?f=14&t=1442 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Neta [ 23 апр 2013, 14:35 ] |
Заголовок сообщения: | Православное богослужение и дети |
Юрий Белановский: Православное богослужение и дети Подавляющее большинство прихожан православной Церкви в России – это так называемые неофиты (те, кто в церкви относительно недавно) Именно их детей мы наблюдаем в храмах. Если у нас есть желание, чтобы мальчики и девочки хоть что-то понимали в богослужении, чтобы оно стало воплощением их молитвы, необходимо всерьез задуматься о детском богослужении. Нет возможности понять Мои сыновья учатся в православной гимназии. Как-то я помогал старшему готовиться к экзамену по богослужению, и мне пришлось составлять с ним ответы на экзаменационные вопросы. Я фактически переписал предложенный учебник, стараясь хоть что-то объяснить ребенку. Благо, и опыт работы в воскресной школе, и образование мне это позволяют. Все дело в том, что двухсотстраничное пособие не содержало ничего кроме перечислений частей храма, священнических одежд и чинопоследований, то есть, определенных действий и порядков чтения и пения молитв. По сути, учебник нужно было вызубрить, ибо ни о каком понимании цели, смысла, общего содержания он не говорил. Я попытался перевести темы учебника в плоскость понимания, истории формирования, определенных приоритетов. Мне было важно, чтобы ребенок не просто запомнил порядок песнопений, но постарался хоть что-то осмыслить. Вернее, не так. Моя цель была показать сыну, что богослужение поддается пониманию и достойно изучения, что не стоит после сдачи экзаменов эту тему обнулять, как зубрежку, абсолютно оторванную от жизни. Самое интересное, что те знания, что обычно предлагаются в воскресных школах и гимназиях – в общем, ничего не дают детям, ибо в богослужениях слишком многое меняется ото дня ко дню, да еще с учетом лунных циклов. Православное богослужение — это сложный синтез нескольких графиков: дневного (почасового), недельного (по дням недели), годичного (по дням года) и лунного (в зависимости от дня празднования пасхи). Именно от этих циклов зависит не только вид богослужения, но, что самое важное — содержательная часть, а значит, и смысл. Многие молитвы звучат в храме один раз в год. Чтобы в этом разбираться, необходимо долгое специальное обучение и опыт. История с экзаменом в очередной раз показала мне сколь актуальна и обострена тема детей и богослужения. Положение почти безвыходное. Не имея соответствующего образования, дети не в состоянии разобраться в структуре и общем смысле того, что видят и слышат в храмах. Для детей прихожан из-за слабого знания (а чаще — полного незнания) церковно-славянского языка остается непонятным смысл подавляющего большинства молитв и песнопений (Об этом недавно хорошо писал известный ученый библеист А. Десницский). Обилие догматических понятий, отсылок к Библии и поэтических образов делает богослужение фактически недоступным для понимания ребенка, хотя при регулярном участии создается иллюзия, что все знакомо. Вот, к примеру, всего лишь одна молитва, что поется по субботам на вечерне. Для разъяснения ее смысла детям мне пришлось бы написать приличную по объему статью или провести учебное занятие. «Царь Небесный за человеколюбие на земли явися, с человеки поживе: от Девы бо чистыя плоть приемый и из Нея прошедый с восприятием; един есть Сын, сугуб естеством, но не Ипостасию. Темже совершенна Того Бога и совершенна Человека воистинну проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего: Егоже моли, Мати безневестная, помиловатися душам нашим». Про детей и взрослых Детское богослужение Для меня очевидно, что, в конечном итоге, педагогическая задача не в том, чтобы соответствовать традиции прошлого и блюсти старые формы, а в зарождении в сердце ребенка живой веры и личного участия, чтобы он, обретя с возрастом свободу, не постеснялся сказать: я верующий. Современность дает нам множество добрых примеров такого воспитательного, а не прикладного понимания педагогики. Поэтому вполне логично ожидать появления детского богослужения. Такого богослужения, в котором поэтапно, познавая все больше, ребенок дорастет до полного варианта. Так же, как в школе или как в мастерстве. Сначала ребенок учит таблицу умножения, небольшие отрывки из «Евгения Онегина» про красоту русской природы, делает аппликации из бумаги. А уж значительно значительно позже, нарешав множество задач, перечитав десятки книг, научившись компьютерной графике, он может рассчитать переходные процессы в электрических цепях, рассуждать о значении Пушкина для Русской культуры и делать мультимедийные 3D презентации. Иными словами, сначала обучение, поэтапное вхождение, а потом взятие личной ответственности за знания и умения. Несмотря на многие возражения, что мне доводилось слышать, я глубоко убежден, что православной церкви необходимо создать чин детского, в том числе — миссионерского богослужения. Оно должно быть построено по принципу диалога, где молитвы чередуются с объяснениями, комментариями, просьбами сосредоточиться или понять важность и смысл той или иной молитвы. Только такое детское богослужение не может быть урезанным взрослым. Ведь детская поэзия не является сокращенным вариантом «Евгения Онегина»? А для того, чтобы такие богослужения появились, необходимо искреннее желание по-настоящему приобщить детей к богослужению, как живому общению с Богом. Нужна определенная смелость и желание услышать детей, понять их мир, ценности, желания, переживания, их отношения со Христом. Конечно, на этом пути не обойтись без разнообразия мнений и практик, без ошибок и недоумений. Но живая жизнь и творчество всегда лучше зубрежки и приказов, особенно для детей. О семье http://www.aif.ru/society/article/62467 |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |