Православный форум ХРИСТИАНОС
http://priest.ru/forum/

Западный обряд в РПЦЗ
http://priest.ru/forum/viewtopic.php?f=14&t=678
Страница 1 из 3

Автор:  Neta [ 16 фев 2012, 16:36 ]
Заголовок сообщения:  Западный обряд в РПЦЗ

Западный литургический обряд, существовавший с самого начала бытия Поместных Церквей Запада, признается и Католической, и Православной Церквами как святоотеческое наследие и часть древнего литургического предания, сложившегося до трагического разделения 1054 г. Мало кто знает, что Свв. равноапп. Кирилл и Мефодий перевели на церковнославянский язык не только греческую, но и латинскую службу и служили по обоим обрядам.

В Католической Церкви всегда существовали западный и восточный обряды.

Западный обряд представлен не одним обрядом, а несколькими, более или менее древними и авторитетными (так же как и понятие восточного обряда включает в себя типы византийский, армянский, сирийский и др.). Итак, на начало XX века в рамках Западного обряда существовало четыре типа: римский (основной, восходит ко св. ап. Петру, впервые кодифицирован Папами свв. Геласием и Григорием Великим Двоесловом VI в., окончательный вид принял в Католической Церкви при Папе Пие V в 1570 г.); лионский (он же галликанский, служился в Лионской епархии, приписывается некоторыми историками св. Иринею Лионскому); амброзианский (служился в Миланской епархии, автором его является св. Амвросий Медиоланский); мозарабский (служился в Испании в Толедской епархии в кафедральном соборе и еще в шести других приходах, возводится некоторыми авторами ко св. Исидору Севильскому); свои литургические особенности имели ордена: Доминиканский, Францисканский, Кармелитский (Босые Кармелиты) и особенно Бенедектинский.

Несколько иначе сложилась ситуация в Православной Церкви, где долгое время не было поместных церквей и даже общин западного обряда (латинский монастырь на Афоне просуществовал до XII в.). Восстановление западного обряда в Православной Церкви является достоянием новейшего времени, будучи тесно взаимосвязанной с миссионерской деятельностью на Западе, в частности русских миссионеров. Естественно, во всех православных западных юрисдикциях Сгеdо (Никео-Цареградский Символ Веры) во время Божественной Литургии читается без слова Filioque (и от Сына). Гостии (просфоры) пекутся из квасного теста, Св. Причастие преподается под обоими видами (хлеба и вина).

Начало.

Современная история (а точнее предистория) православных общин западного обряда началась во второй половине XIX века. Бывший римско-католический священник из Германии Иосиф Овербек в 1869 году направил в Синод Российской Православной Церкви проект создания Западной Кафолической Православной Церкви, которая, сохранив западную литургическую традицию, полностью бы соединилась с Православием.

Новая община должна была вначале возникнуть в Великобритании и объединить, прежде всего, англо-католиков, недовольных все более усиливающимся влиянием протестантских идей в Церкви Англии. Овербек указывал на существование целой группы верующих Церкви Англии, которые в силу своих убеждений, могли бы прийти к полному единству с Православием. Условиями такого единства могли стать: 1) их формальное отделение от англиканства; 2) полное отречение от идеи какого - либо общения или унии с Римом; 3) принятие всех православных догматов. Предприняв такие шаги, указанная группа англикан должна была обратиться к Синоду с просьбой о сформировании Священного Синода Англиканской Православной Церкви. Новая церковь, помимо принятия православной догматики, должна сохранять западную литургию (однако не англиканскую из "Воок of Common Ргауег", а отредактированную в православном духе римскую литургию). Со временем, по мнению Овербека, в новую общину на тех же условиях могли бы быть приняты также римо-католики из других стран, благодаря чему, стало бы возможным создание структур западного православия в других странах. В ответ на представленную Синоду петицию, Санкт-Петербургский митрополит Исидор создал специальную синодальную комиссию, которая должна была заняться оценкой проекта Овербека. Уже в декабре 1869 года предложенный проект был одобрен и синодальная комиссия запросила предложенный Овербеком текст служебника западных «униатов». Годом позднее Овербек представил вниманию комиссии полную версию "Liturgia Missae Orthodoxo - Catolicae Occidentalis" . Новый обряд основывался в целом на традиционном римском служебнике, из которого исключались возношение даров соединенное с коленопреклонением и адорация Пресвятой Евхаристии в Каноне литургии. В этом месте была привнесена версия Епиклезы из Литургии Мозарабского обряда. Последним изменением было удаление из Исповедания Веры, которое должно было произноситься во время литургии, спорного


Создание православных приходов западного обряда.

Окончательно свое место православные приходы западного обряда обрели во Франции и США.<br><br>Мы начнем наш обзор православного западного обряда с опыта, инициированного западными христианами, восприемником которого послужил Московский Патриархат, а точнее Синод митрополита Сергия (Страгородского) и он лично. Основателем проекта следует считать бывшего католического священника Луи Шарля Винарта, некогда покинувшего Католическую Церковь под влиянием идей модернизма и в результате своих самочинных действий оказавшегося вне всякой церковной юрисдикции. Затем о. Винарт разочаровался в своих прежних взглядах, и в декабре 1936 г. он, уже прикованный к постели смертельным недугом, был принят в лоно Православной Церкви в сущем сане, пострижен в монашество с именем Ириней и возведен в сан архимандрита по благословению митрополита Сергия (Страгородского), разрешившего о. Иринею сохранить западный обряд. Его помощником с 1922 г. был Люсьен Шамбо, рожденный в атеистической семье француз, крещенный в англиканстве подростком, искавший священнического призвания.<br><br>В январе 1937 г. Л. Шамбо был присоединен к православию в качестве мирянина. Вскоре посвящен в сан диакона, потом священника митрополитом Елевферием, Экзархом в Западной Европе. Первая Божественная Литургия служилась на Сретение Господне в Вознесенском храме, где присутствовал архимандрит Ириней, присоединивший к православию 55 своих прихожан. Этот день можно считать датой возникновения этого православного прихода западного обряда. В начале марта того же года в Париж прибыл митрополит Елевферий, но уже не застал о. Иринея в живых. Главой прихода стал о. Лукиан (по-французски Люсьен) Шамбо.<br><br>В 1945 г. у о. Шамбо появляется новый помощник о. Иоанн Петерфальви, и они решили вместе положить начало западному православному монашеству по уставу св. Венедикта Нурсийского. О. Лукиан Шамбо постригается с именем Дионисий, а затем он постригает по бенедиктинскому чину о. Иоанна, а несколько месяцев спустя о. Георгия Лямотта. Возникает монашеское братство православных бенедиктинцев. Оно утверждается Московской Патриархией в 1945 г., во время приезда в Париж Патриаршей делегации.<br><br>В 1948 г. о. Дионисий представлял французское православие на праздновании 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, принимал участие в Совещании Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей. Дело, судя по всему, шло успешно, но 3 мая 1965 г. после тяжелой болезни о. Дионисий (Шамбо) умер. Точные данные о дальнейшей судьбе его общины пока не найдены, кроме того, что в дальнейшем часть его прихожан переходит под юрисдикцию Владыки Иоанна (Ковалевского). Возможно, именно эту общину имел в виду Председатель ОВЦС МП митрополит Кирилл (Гундяев) в одном из своих интервью (22 марта 2001 г.), назвав почему-то бенедиктинцев доминиканцами и несколько прохладно отнесся к возможности их возвращения под омофор Московского Патриарха.<br><br>Проект, развивавшийся в юрисдикции Русской Православной Церкви За рубежом, связан с именем о. Евграфа (в иночестве Иоанна) Ковалевского, бывшего некоторое время викарием (так в западной церкви принято называть рядового приходского священника, подчиненного настоятелю прихода) у о. Дионисия (Шамбо) и удаленного с прихода по причине психологической несовместимости с настоятелем и приходским активом. В 1959 г. он переходит под юрисдикцию архиепископа Иоанна (Максимовича). Западные приходы, находящиеся в общении с РПЦЗ, именовались Французской Православной Церковью. В 1964 г. о. Евграф был пострижен архиепископом Иоанном (Максимовичем) с именем Иоанн, и тогда же он был поставлен викарным Епископом с согласия Синода РПЦЗ.<br><br>Вообще, для архиепископа Иоанна (Максимовича), прославленного РПЦЗ в лике святых, был характерен повышенный интерес к христианским древностям Запада. Он в 1952 г. на Конференции в Женеве настоял на необходимости почитания многих западных святых, преставившихся до 1054 г., но до этого чтимых только католиками. В 1954 г. архиепископ Иоанн (Максимович) устанавливает в г. Триесте (Италия) местное почитание Свв. Иуста, Сергия и Фругифера, испросив у католического духовенства разрешение для православных паломников на допуск к поклонению честным мощам этих святых.<br><br>После смерти архиепископа Иоанна (Максимовича) в 1966 г. Св. Синод РПЦЗ предъявил епископу Иоанну (Ковалевскому) требования перехода ФПЦ на восточный обряд, но поскольку владыка Иоанн счел их неприемлемыми, дело закончилось его извержением из сана.<br><br>После смерти епископа Иоанна (Ковалевского) ФПЦ перешла в 1970 г. под омофор Румынского Патриарха, после чего румынскими архиереями был рукоположен владыка Герман, епископ Сен-Денийский. Решением священноначалия Румынского Патриархата наименование Французская Православная Церковь было упразднено.<br><br>Для проектов Шамбо и Ковалевского было характерно использование галликанского обряда и нового календарного стиля.<br><br>В США имеется около 20 православных приходов западного обряда, находящихся под юрисдикцией Северо-Американской Епархии Антиохийского Патриархата.<br><br>Статут Викариата Западного Обряда был утвержден в 1962 г. митрополитом Антонием (Баширом). В настоящее время деятельностью викариата руководят митрополит Филипп (Салиба) и о. Павел Шнейрла, Генеральный Викарий. В комиссию по западному обряду помимо Генерального Викария также входят о. Эдуард Хью, о. Михаил Кайзер, о. Георгий Морелли и г-жа Мэри Хайдер. В богослужении используется новый календарный стиль (вообще принятый в Антиохийском Патриархате, даже для восточного обряда). В одних приходах используется римский обряд, а именно принятый в Католической Церкви до реформы 1969 г. Служебник Пия V (Missale Romanum), в иных же приходах англиканский Служебник (Воок оf Соmmоn Prауеr).

Автор:  Neta [ 16 фев 2012, 16:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Западный обряд в РПЦЗ

Подводя итоги, следует проанализировать благоприятные и неблагоприятные для будущего западных православных проектов факторы. К числу неблагоприятных факторов относится неприязнь определенной части православных верующих к западному обряду как к возможному каналу католического влияния. Также у некоторых верующих имеются опасения, что факт наличия западного обряда в православии затруднит полемику с католиками восточного обряда - несостоятельным окажется антиуниатский довод о плавании под чужим флагом, и т. п. (Следует заметить, что существование западных православных общин никогда не вызывало протестов Католической Церкви.) С другой стороны, миссионерская деятельность Православной Церкви на Западе неизбежно будет способствовать оживлению западных проектов.

Не имея западного обряда, Православная Церковь испытывала бы самые серьёзные затруднения в полемике с католицизмом, доказывая свою Вселенскость. Характерная для православной духовности любовь к литургическому благочестию (в не лучших проявлениях подчас приводящая к обрядоверию) абсолютно исключает переход уже существующих западных общин в восточный обряд, достаточно вспомнить историю ФПЦ. Таким образом, наличие будущего у этих проектов не подлежит никакому сомнению.

Изображение

На фотографии:Преосвященный ИЕРОНИМ,Епископ Манхеттенский,
викарий Восточно-Американской епархии РПЦЗ Московского Патриархата

РПЦЗ МП осваивает западный обряд: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=87526&cf

Автор:  miha61 [ 19 фев 2012, 08:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Западный обряд в РПЦЗ

Думаю, многих не удивит, если рядом окажется мусульманский священник и протестантский пастор.

Автор:  Neta [ 19 фев 2012, 16:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Западный обряд в РПЦЗ

А это ты к чему сказал, Миша?

Автор:  noname [ 19 фев 2012, 16:49 ]
Заголовок сообщения:  Re: Западный обряд в РПЦЗ

А мне не нравятся западные обряды в РПЦЗ. Так и до унии недалеко, а униаты - это предатели Православия, продались папе.

Автор:  miha61 [ 19 фев 2012, 17:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Западный обряд в РПЦЗ

Neta писал(а):
А это ты к чему сказал, Миша?
Ты же знаешь, я против экуменизма и общих молитв, за исключением молитв покаяния в своих заблуждениях, людей пришедших в православие, из других конфессий , конечно.

Автор:  Neta [ 19 фев 2012, 17:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Западный обряд в РПЦЗ

Серега, с пивом на форум не заходи.

Автор:  Анахорет [ 19 фев 2012, 21:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Западный обряд в РПЦЗ

Тети Лены на вас нет. :( :D

Автор:  Ирина [ 19 фев 2012, 21:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Западный обряд в РПЦЗ

на фотографии просто католики (по одеянию), слева там кто-то срезан похоже на православное одеяние (орарь дьяконский на плече вроде)
и что у священника в руках?
совместная Литургическая служба христиан разных конфессий - это просто.... (даже не знаю какое слово подобрать) , не служба это будет, а спектакль

а вот, если вместе о здравии помолится, например отца Сергия, мы вполне можем
Господи, спаси и помилуй раба Твоего отца Сергия! Даруй ему крепости духовных и телесных сил и скорейшее воздоровление!

Автор:  Neta [ 19 фев 2012, 21:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Западный обряд в РПЦЗ

miha61 писал(а):
Ты же знаешь, я против экуменизма и общих молитв, за исключением молитв покаяния в своих заблуждениях, людей пришедших в православие, из других конфессий , конечно.


Что я тебя не пойму, о каком экуменизме ты говоришь. В статье никакого экуменизма нет. На фото православный епископ РПЦЗ МП. Литургия православная.

Автор:  miha61 [ 19 фев 2012, 22:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Западный обряд в РПЦЗ

Полностью согласен с Ириной.

Автор:  Ирина [ 19 фев 2012, 22:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Западный обряд в РПЦЗ

Цитата:
Что я тебя не пойму, о каком экуменизме ты говоришь. В статье никакого экуменизма нет. На фото православный епископ РПЦЗ МП. Литургия православная.


таких стихарей понамари не носят в православных церквях
про митру, или что это на голове у священника?, тоже это католический головной убор
и что у священника в руках? половничек какой-то... (а зачем он??) может это лжица так у католиков выглядит, и всёравно, не понятно, что он ей размахивает

только кусочек плеча дьякона, вот он в православном одеянии похоже, и что он там делает :(

Автор:  Neta [ 19 фев 2012, 22:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Западный обряд в РПЦЗ

Ирина, еще раз для вас. На фото никаких католиков нет. Все православные. В руках епископа кропило.

Автор:  Ирина [ 19 фев 2012, 22:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Западный обряд в РПЦЗ

очень странное кропило))
да это сказался , наверное, раскол.... как католики одеты, а Причастие какое? тоже "печеньки" облатки(гостии)?

Автор:  Neta [ 19 фев 2012, 22:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Западный обряд в РПЦЗ

Да что ж такое-то, братья и сестры... вы что, не читали текст, только на картинку смотрите? :019:
Обычные православные, но Литургия у них и восточного, и западного обряда. Заграничные православные отличаются от российских православных в каких-то церковных порядках. И не только американские. Когда священник служит восточную Литургию, он в восточных облачениях, когда западную - в западных облачениях.

Страница 1 из 3 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/