img
Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 28 мар 2024, 22:21



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Богослужебные цвета 
Автор Сообщение
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 янв 2012, 12:33
Сообщений: 8790
Вероисповедание: католичество
09 окт 2012, 11:39       Сообщение Богослужебные цвета
Богослужебные цвета

Всякий, кто хотя бы раз присутствовал на православном Богослужении, непременно обращал внимание на красоту и торжественность облачений. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, средством воздействия на чувства молящихся.
Цветовую гамму облачений составляют все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; их совокупность - белый цвет, и противоположность последнего - черный. Каждый цвет усвоен определенной группе праздничных или постных дней.

Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, - символ Божественного нетварного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения; в них начинается Пасхальная утреня. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений.

Красный цвет, вслед за белым, продолжает Богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это - символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников.
Желтый (золотой) и оранжевый цвета являются цветами славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням как дням Господа Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников - пророков, апостолов и святителей.

Зеленый цвет - слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в день Святой Троицы, Вербное Воскресенье, Понедельник Святого Духа.

Голубой или синий - цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это - цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе.
Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный - цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо.
Черный или темно-коричневый цвет наиболее близок по духу дням Великого Поста. Это - символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.

http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/5g8_6-all.shtml

_________________
Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 янв 2012, 12:33
Сообщений: 8790
Вероисповедание: католичество
09 окт 2012, 11:41       Сообщение Re: Богослужебные цвета
Цвет облачения

Облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного.
Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий.
В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский – золотой или желтый всех оттенков.
В Богородичные праздники (а также Сретение) цвет облачений – синий или голубой, а в дни памяти бесплотных Ангельских сил – белый.
В дни памяти Креста Господня – фиолетовый или темно-красный, знаменующий силу духа и крестный подвиг Спасителя.
В праздники преподобных и юродивых – зеленый. В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное воскресенье.
В обычные дни Великого поста служат в черных облачениях, в субботы и воскресенья, Великий Четверг, Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и Сорок мучеников Севастийских – фиолетовых, в родительские субботы, Лазареву и Великую Субботы – белых, Вербное воскресенье – зеленых, в Субботу Акафиста (и Благовещение, если оно приходится на Великий пост) – синих. Что же касается остальных постов, то цвет облачений в это время не меняется по сравнению с остальными днями церкового года.
Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие.
Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом. Красный цвет облачений принят также в дни памяти мучеников, а фиолетовый – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/dictionary/22/tsvet_ob ... -all.shtml

_________________
Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)


Вернуться наверх
Профиль
Отец-основатель
Отец-основатель
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 19:28
Сообщений: 29203
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православие
09 окт 2012, 12:04       Сообщение Re: Богослужебные цвета
Neta писал(а):

Белый цвет ... Благовещения;

Никак нет. Благовещение - Богородичный праздник, поэтому основной цвет - голубой.

_________________
Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Исайя 41:13)


Вернуться наверх
Профиль
священник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 фев 2013, 23:48
Сообщений: 2047
Откуда: Херсонщина
Вероисповедание: православный
17 фев 2013, 22:33       Сообщение Re: Богослужебные цвета
А как в Сретение? Я служил в белом. В Почаеве - в белом. В Киеве архиереи служили в белом или голубом или бело-голубом, а митры синие и голубые. В Джанкое служили в голубом, как и один (или все?) благочинный.

_________________
ЖЖ-блог: http://dm-jurevch-67.livejournal.com/
Омилия: http://omiliya.org/author/ieromonakh-iustin-yurevich


Вернуться наверх
Профиль WWW
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 авг 2012, 18:19
Сообщений: 10306
Откуда: Самара
Вероисповедание: православие
17 фев 2013, 23:32       Сообщение Re: Богослужебные цвета
иер. Д. писал(а):
А как в Сретение? Я служил в белом. В Почаеве - в белом. В Киеве архиереи служили в белом или голубом или бело-голубом, а митры синие и голубые. В Джанкое служили в голубом, как и один (или все?) благочинный.

Наш батюшка тоже в белом служил

_________________
Изображение


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2013, 12:12
Сообщений: 1516
Откуда: Москва
Вероисповедание: православие
30 апр 2013, 23:44       Сообщение Re: Богослужебные цвета
А мне очень понравилось облачение черно-коричневое


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 19 ноя 2012, 19:57
Сообщений: 4213
Вероисповедание: православный
11 июл 2013, 20:19       Сообщение Re: Богослужебные цвета
Святитель Кирилл Туровский дает символическое объяснение одежд первосвященника одновременно в четырех плоскостях, – аллегорически толкуются собственно одежды первосвященника, изображается иносказательное отношение этих одежд к событиям грехопадения Адама, указывается их символическая связь со страстями Христовыми и конечной целью, к которой подводится все толкование, является объяснение символического значения монашеских одежд.
Святитель начинает толкование, устанавливая символические связи между одеждами первосвященника и событиями грехопадения Адама: «Итак, стихарь (хитон – прим. авт.) устроен из багряниц по образу смоковных листьев, которые Адам сшил для прикрытия себя. Пояс кожаный, по образу кожаных риз, обозначал смертность; подир (верхняя риза — прим. авт.) – преступный Адамов грех; золотые ободы (цепочки, которыми крепился наперсник судный к ефоду – прим. авт.) знаменовали принужденное изгнание из рая грешника, подобного скоту, ведомому уздою, положенный на персях ефод с двумя камнями … - пророчество; четырехсоставная же риза – распростертое над израильтянами в пустыне облако, из которого сходила для них манна; «ибо, - сказано, - распростер облако покровом для них». Смотри, монах, твоя мантия[4] получила название от манны, поэтому не полагай на себя мятля[5] (мирскую одежду); кидар – головной покров, - это осенение Святого Духа; омет же (подол) – это Адам, который с высоты жизни сошел в преисподний мрак ада»[6].

Далее святитель Кирилл символически связывает одежды первосвященника с событиями последних дней жизни Спасителя, Его Воскресения и монашескими одеждами. «Совлекли с Него (Христа - прим. авт.) ризы Его и облекли в ризу червленую, т.е. стихарь Ааронов, - взамен смоковного листа, одеяния Адамова. Тоже знаменует и чернеченская власяница[7] – символ отречения от собственной воли»[8]. Далее святитель Кирилл продолжает свое толкование: «Пояс же означает осуждение на крестную смерть, которою Христос обоготворил Адама; поелику связанный был водим, по Писанию: «опоясан правдою и истиною, и был обвит по ребрам своим»[9]; по сему образу схимнический пояс с праздниками, напоминая Адама и Аарона, изображает совершенное Христом в обоих заветах. Ободы (цепочки) же знаменуют приведение Христа на царский сан, бывшее тогда, когда вели Его к Пилату связанного, говоря: «распни Его, поелику Он называет себя царем»…Посему и монахам заповедано носить аналавы, т.е. плетеные перевязи в то время, когда они совершают дело послушания. А ефод означает то событие, когда Христос стал перед архиереями и Каиафа сказал: «вы ничего не знаете, следует одному умереть за людей», а это говорил он, смотря в ефод». Согласно толкованию святителя Кирилла ефод в иноческой одежде символизирует малая мантия, которую монах носит за спиной, «чтобы он не на персях и не на лице, но за спиною держал ветхий закон»[10].

Святитель далее продолжает объяснение: «Кидар же знаменует то событие, когда Христа вели на распятие и возложили на него терновый венец, - почему и у монахов на голове остается небольшая прядь волос. Четырехсоставная же риза Аарона означает бывшую на Христе одежду, которую по распятии воины разделили, и она покрыла четыре части мира». Монашескую мантию святитель Кирилл сравнивает с облаком, покрывавшим израильтян во время их путешествия в пустыне, а монахов с новым Израилем. «Подир означает то, что Христос взял на Себя грехи всего мира и пригвоздил их ко кресту; это – монашеский куколь, который к ветхому закону знаменует преступный Адамов грех, а по отношению к новому – образ Христова смирения»[11]. Здесь несколько странно сравнивается верхняя риза первосвященника (подир) с головным убором монаха, но, вероятно, никакой ошибки здесь, скорее всего, нет. Выше в тексте святитель Кирилл уже давал подиру символическое значение греха первого человека («подир – преступный Адамов грех»). Кидар, головной убор первосвященника, согласно толкованию святителя, символизирует терновый венец Христа, и у монахов в память об этом оставляется на голове «небольшая прядь волос». Как мы видим, символическое значение кидара святителем уже объяснено, и ранее данное толкование подира соответствует имеющемуся в рассматриваемом отрывке. Поэтому можно признать, что толкователь действительно хотел сопоставить подир с монашеским куколем.http://www.bogoslov.ru/text/3346513.html

_________________
Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его - творения Божии. Какой клавиши ни коснись, услышишь эхо своей души. Свт. Николай Сербский


Вернуться наверх
Профиль
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
 cron
200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Forum theme by Serge Nepoklonov.
Русская поддержка phpBB