Зарегистрирован: 09 сен 2009, 19:28 Сообщений: 29259 Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православие
04 фев 2014, 15:06
Re: 8 страстей ведущих ко греху
Так ведь тот же свт.Игнатий всё объяснил:
5. Печаль
Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.
6.Уныние
Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из келий, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.
7. Тщеславие
Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.
8. Гордость
Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.
_________________ Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Исайя 41:13)
04 фев 2014, 15:28
Re: 8 страстей ведущих ко греху
Вот для меня, например,
"тоска" подразумевает "леность ко всякому доброму делу" и "отсечение надежды на Бога"; "Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Нерадение", тоже, как-бы, почти тоже что и "нетерпеливость, несамоукорение, отречение от креста"; "сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие" не сильно отличается от "Лишение страха Божия. Отчаяние"
"Хвастовство, Искание славы человеческой" - не тоже ли что и "Презрение ближнего + Предпочтение себя всем + Дерзость" Тщеславие - "Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы", а гордость - "Пригвождение их к земному" - тоже ли самое, но более кратко названо?
Про гордость вообще расписано ёмко... "Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души."; Я не спорю, что гордость - корень всех грехов, но если уж делить срасти на 8 частей - то вынимать из описания гордыни столь всеобъемоющие понятия.
Да и вообще что тут, что в других текстах.. приведёт перечень грехов (в своём большинстве), а не суть страстей.
Вообщем, я пока не понял отличия печали от уныния. Гордость от тщеславия, я вроде как-то примерно могу отделить, и то как-то мутно, туманно, невыразимо,... хотелось бы более чётко определить границы.
04 фев 2014, 19:47
Re: 8 страстей ведущих ко греху
Насколько я понимаю, тщеславие начало - гордыня конец, одна страсть питает другую. Тоже самое печаль переходит в уныние и доходит до отчаяния, как укоренение страсти. Как известно с укоренившимися страстями гораздо труднее бороться.
_________________ Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его - творения Божии. Какой клавиши ни коснись, услышишь эхо своей души. Свт. Николай Сербский
04 фев 2014, 20:36
Re: 8 страстей ведущих ко греху
geniyz писал(а):
Да и вообще что тут, что в других текстах.. приведёт перечень грехов (в своём большинстве), а не суть страстей.
А что для Вас суть? У св.Игнатия (Брянчанинова)6 томов этому посвящено.
geniyz писал(а):
Гордость от тщеславия, я вроде как-то примерно могу отделить, и то как-то мутно, туманно, невыразимо,... хотелось бы более чётко определить границы.
Полагаю и не получится отделить, поскольку тщеславие -это очень хитро действующая страсть. Кроме того,действующая в человеке до сметного часа . Увы....
_________________ Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его - творения Божии. Какой клавиши ни коснись, услышишь эхо своей души. Свт. Николай Сербский
04 фев 2014, 20:49
Re: 8 страстей ведущих ко греху
Молоко писал(а):
А что подрузумевается, под переменчивостью нрава?
Если добродетели есть нрав Господень, то что такое переменчивость нрава у человека не сложно догадаться.
_________________ Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его - творения Божии. Какой клавиши ни коснись, услышишь эхо своей души. Свт. Николай Сербский
10 фев 2014, 08:52
Re: 8 страстей ведущих ко греху
Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:
«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.
Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости».
Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные Преподобный Амвросий наставлял:
«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».
А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:
«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.
Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.
Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” – когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.
Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»
_________________ Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его - творения Божии. Какой клавиши ни коснись, услышишь эхо своей души. Свт. Николай Сербский
06 окт 2015, 16:07
Re: 8 страстей ведущих ко греху
Но однако, существует и печаль, идущая во благо: "печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть" (2 Кор. 7, 10).
Для борьбы с унынием необходимы: оплакивание своих грехов, размышление о смерти, истинное послушание, рукоделие и псалмопение, прилежная молитва со страхом Божиим
06 окт 2015, 16:49
Re: 8 страстей ведущих ко греху
Диман писал(а):
Но однако, существует и печаль, идущая во благо: "печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть" (2 Кор. 7, 10).
Для борьбы с унынием необходимы: оплакивание своих грехов, размышление о смерти, истинное послушание, рукоделие и псалмопение, прилежная молитва со страхом Божиим
Здравствуйте. На сколько я понял, Вас зовут Дмитрий. Очень рад, что присоединились к нашей беседе
06 окт 2015, 23:16
Re: 8 страстей ведущих ко греху
Диман писал(а):
Но однако, существует и печаль, идущая во благо: "печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть" (2 Кор. 7, 10).
Для борьбы с унынием необходимы: оплакивание своих грехов, размышление о смерти, истинное послушание, рукоделие и псалмопение, прилежная молитва со страхом Божиим
А если петь не умеешь или рукоделие не поддаётся, то всё?
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения