10 мар 2013, 11:37
Re: Человек триедин или двуедин?
"Дух" и "душа" в святоотеческом богословии
7.2.1. Вечные споры Вопрос о составе человеческого существа до сих пор не решен однозначно. Каков состав человека? Состоит ли человек из трех сущностных частей или из двух? Первая схема (как мы это уже видели) восходит к святому апостолу Павлу, который пишет в Первом послании к Солунянам (Фессалоникийцам): 1Фес.5:23: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока...
Эта традиция воспринята большинством православных богословов.
Вторая схема, хотя и поддерживается меньшинством, остается весьма актуальной. Человек состоит из души и тела. Это согласуется с библейской антропологией. В "шестодневе" (Быт.2:7) говорится о двух этапах творения человека: первый - "создал Господь Бог человека из праха земного", второй - "и вдунул в лице его дыхание жизни". Логика повествования подсказывает именно двухчастную схему. Более того, о "духе" как особой сущности в человеке здесь не говорится.
Итак, есть две традиции: триадологическая и диадологическая, или трихотомическая и дихотомическая. И у той, и у другой достаточно авторитетные как защитники и продолжатели, так и оппоненты. Но спора как такового никогда не было, потому что и та, и другая традиции уживались с общим взглядом на человека, а именно: человек сотворен из души и тела, но имеет также и дух. Более того, обе традиции не противоречивы, ибо исходят из разных методологических схем. Триадологическая исходит из схемы, где дух есть действующая, реальная сила. Диадологическая схема исходит из онтологии и утверждает только то, что есть сотворенное существо, но не дарованное, т.е. дух.
7.2.2. Диадологические схемы "...Что есть человек, если не из души и тела состоящее разумное животное?" [4] (Псевдо-Иустин) "...Сотворил [Бог] человека из бессмертной души и тела" [5] (Афинагор Афинянин) "...Человеком... называется он по естеству: ни душа без тела, ни, напротив, тело без души, но то, что из соединения тела и души сложилось в единый образ" [6] (Священномученник Мефодий Патарский) "Так как человек из двух частей, из души и тела, то и очищение двоякое" [7] (Святитель Кирилл Иерусалимский) "...Не натрое делит человека Божественное Писание, но говорит, что животное это состоит из души и тела" [8] (Феодорит Киррский) Последнее высказывание отца относится, по-видимому, скорее к книгам Ветхого Завета, в которых чаще всего говорится о двух частях природы человека. В Новом Завете, точнее в Посланиях апостола Павла, трехчастное учение получает первенство.
7.2.3. Триадологические схемы В основе триадологического подхода стоит богословие апостола Павла: 1Флп.5:23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. (Выд. мной - А.Л.) Это придает триадологическому подходу наибольший вес и авторитет. В православной антропологии преимущественно развивается этот подход. "...Совершенный человек состоит из тела, души и духа" [9] (Святитель Ириней Лионский) "...Человек состоит из тела, души и духа" [10] (Ориген) "...Человек из сих трех имеет устроение, и свидетель [тому] Павел, призывающий на ефесян благодать тела, души и духа" [11] (Прокопий Газский) Следует обратить внимание, что о двусоставности говорится и "состоит" и "сотворен", тогда как о трехсоставности - только "состоит". Это можно интерпретировать как косвенное свидетельство того, что о "духе человека" как о сотворенном говорить некорректно.
Однако в Священном Писании не встречается термин "сотворенный дух", но есть "образованный" в смысле "сотворенный": Зах.12:1: ...Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него. В другом месте мы встречаем "рождение" духа человека, но не "творение". Ин.3:6: ...Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Сказанное только усиливает то понимание триадологического подхода, при котором понятие "дух" относится не к сотворенной природе, но к дару Божьему, превосходящему природу. При этом дух оказывается совершенным по сравнению с природой (падшей), и может быть как вообще превосходящий ее, а может быть целью совершенствования человека:
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
10 мар 2013, 12:17
Re: Человек триедин или двуедин?
Neta писал(а):
Нет, здесь речь о духовном состоянии, а не составности человека.
Так ведь в этом и соль,чтобы от душевного и телесного перейти в духовное. Суть спасения в этом.
_________________ Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его - творения Божии. Какой клавиши ни коснись, услышишь эхо своей души. Свт. Николай Сербский
10 мар 2013, 17:14
Re: Человек триедин или двуедин?
Тема не про все на свете.
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
10 мар 2013, 17:20
Re: Человек триедин или двуедин?
Ага. Все же хочется ближе к теме. Кажется, у нас в этом пробел образовался.
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
10 мар 2013, 17:30
Re: Кого в миру должно быть жальче?
miha61 писал(а):
Не знаю ничего про многоединство, но образ Бога в человеке, это способность любить. Так мне кажется
Три-это не так уж и много. Кстати способность любить, как раз духовная любовь, которая насаждается Господом в сердце человека, после "выдергивания плевел"(покаяния и желания изменения жизни). Духовная любовь и соединяет нас с Отцом Небесным. Но есть и душевная , телесная. Вы про какую?
_________________ Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его - творения Божии. Какой клавиши ни коснись, услышишь эхо своей души. Свт. Николай Сербский
10 мар 2013, 17:46
Re: Кого в миру должно быть жальче?
Марина писал(а):
Три-это не так уж и много. Кстати способность любить, как раз духовная любовь, которая насаждается Господом в сердце человека, после "выдергивания плевел"(покаяния и желания изменения жизни). Духовная любовь и соединяет нас с Отцом Небесным. Но есть и душевная , телесная. Вы про какую?
Любовь, это то что вдунул в нас Господь при создании. К сожалению, душа зарастает нашими плевелами грехов на столько, что любви трудно отыскать. Конечно в человеке присутствует и душевная и духовная сущность, это и отличает нас от животных. Что больше, зависит от ценностей человека.
10 мар 2013, 18:50
Re: Человек триедин или двуедин?
"Прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем1. Господь — Дух, и человека, прилепляющегося к Господу, Господь соединяет с Собою, соделывает духом, несмотря на то человек этот остается в теле; человек этот соделывается духовным, заимствуя из Духа Господня духовные свойства, причем отделяются и отпадают от него, как струп от заживленной раны, свойства скотоподобные, которыми заразило его падение. Жительство по евангельским заповедям, молитва в сокрушении духа вводят в соединение с Господом" Свт. Игнатий Брянчанинов
_________________ Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его - творения Божии. Какой клавиши ни коснись, услышишь эхо своей души. Свт. Николай Сербский
10 мар 2013, 19:57
Re: Человек триедин или двуедин?
Neta писал(а):
Однако в Священном Писании не встречается термин "сотворенный дух", но есть "образованный" в смысле "сотворенный": Зах.12:1: ...Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него. В другом месте мы встречаем "рождение" духа человека, но не "творение". Ин.3:6: ...Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Сказанное только усиливает то понимание триадологического подхода, при котором понятие "дух" относится не к сотворенной природе, но к дару Божьему, превосходящему природу. При этом дух оказывается совершенным по сравнению с природой (падшей), и может быть как вообще превосходящий ее, а может быть целью совершенствования человека...
Это самое главное =)
ИМХО: Если рассматривать эту схему, то стоит обратить внимание на то, что человек - это тело, душа и Дух Божий. Бог есть - жизнь. И человек жив Богом. Дух Божий - в нас и благодаря Ему, Животворящему, мы живы.
Дух в нас - это Дух Божий, который нас связывает с Господом.
Соответственно нельзя однозначно утверждать, что этот Дух является составной частью человека - это будет неверно, ну или некорректно, минимум. Однако Он есть, и без Него человек невозможен.
Иными словами и дихотомия и трихотомия верны - и разногласия убираются путём приведения их к единому знаменателю =)
10 мар 2013, 20:06
Re: Человек триедин или двуедин?
geniyz писал(а):
Соответственно нельзя однозначно утверждать, что этот Дух является составной частью человека - это будет неверно, ну или некорректно, минимум. Однако Он есть, и без Него человек невозможен.
Нет у человека есть свой дух, Отцы называют его умом. Святой Дух , когда мы Его призываем в молитве "Царю Небесный" как раз соприкасается с нашим духом, а дух в свою очередь имеет влияние на душу. Насколько я поняла из святоотеческих писаний.
_________________ Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его - творения Божии. Какой клавиши ни коснись, услышишь эхо своей души. Свт. Николай Сербский
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 50
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения