После празднования Дня Сошествия Святого Духа на апостолов позволю себе поделиться некоторыми соображениями.
* * * Часто, говоря о Святом Духе, возникает путаница в значениях этого словосочетания. В Св. Писании и в изречениях святых отцов оно употребляется в двух значениях:
1) Третья Ипостась (т.е. Божественная Личность) Пресвятой Троицы; 2) действие Бога на человека, Его энергия, благодать. Второй случай мы рассматриваем в словах Иоанна Предтечи «Идущий за мною сильнее меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11, также и Лк. 3:16). Евангелист Лука в начале своего благовествования свидетельствует о том, что Захария и Елисавета исполнились Святого Духа (Лк. 1:41,67) и что тот же Дух был на Симеоне (2:25). Ангел Гавриил извещает Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35).
В последнем случае параллельная фраза нам указывает на то, что Духом Святым именуется сила Всевышнего. Более чем наивно полагать, что Креститель Иоанн предвещал крещением огнем и собственно Третьей Личностью Троицы.
В святоотеческой литературе в этом плане наиболее значимо высказывание преп. Серафима Саровского о том, что целью жизни христианской является стяжание Святого Духа. Речь, конечно, идет о благодати, но никак не о самой Божественной Личности.
* * * Мы празднуем День Личности Святого Духа и вместе с тем практически не обращаемся к Нему с молитвой, ограничиваясь лишь стандартным «Царю Небесный…».
В молитвенных правилах лишь однажды встречается молитвословие к Святому Духу. Это третья молитва из цикла «на сон грядущим», об отпущении грехов. Да и то не совсем понятно, почему с этими словами мы обращаемся именно к Святому Духу, а не ко Христу, например. Даже в самих коленнопреклонных молитвах на Пятидесятницу мы не встречаем ни одной, обращенной к Святому Духу – все только к Отцу и Сыну. И это в самый день празднования Святого Духа! Следовательно, эта Божественная Личность нам известна по большей части лишь теоретически – на самом же деле мы к Ней практически не обращаемся, не связываем себя с Ней (слово «религия» от лат. religare – связь).
Наше знание Третьей Ипостаси Пресвятой Троицы можно уподобить знанию третьего пространственного измерения. Мы знаем о том, что есть длина, ширина и высота, но практически мы живем лишь в двух измерениях: мы передвигаемся вперед-назад, влево-вправо, но не вверх-вниз, т.е. находясь в трехмерном пространстве, используем на практике лишь два его измерения. Нечто подобно происходит и с нашим познанием Третьего Лица Пресвятой Троицы.
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
02 июл 2013, 11:14
Re: О Святом Духе как неизвестном
С чего такие выводы по отношению к священнику?
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
02 июл 2013, 11:31
Re: О Святом Духе как неизвестном
Neta писал(а):
С чего такие выводы по отношению к священнику?
Привет Наташа! При чем здесь священник он или нет? Раз уж на то пошло, не священники ли были в первых рядах тех, кто казнил Христа. Молитва, о корой говориться в статье, в первую очередь к Богу и Его Ипостасьях. Здесь все очевидно и понятно, на мой взгляд.
02 июл 2013, 11:38
Re: О Святом Духе как неизвестном
В статье о Третьей Личности Бога, и о том, что к Духу Святому очень редко обращаются как к Богу.
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
02 июл 2013, 11:42
Re: О Святом Духе как неизвестном
Ты прочитал хоть, что написано в статье или мне пересказать?
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
02 июл 2013, 12:28
Re: О Святом Духе как неизвестном
Neta писал(а):
В статье о Третьей Личности Бога, и о том, что к Духу Святому очень редко обращаются как к Богу.
Ну, на каждой Литургии, при чтении НЦСВ: "...и в Духа Святого, Господа животрорящего..." А знаменитый католический гимн Духу Святому? Хотя, соглашусь с тем, что именно практика молитвенного обращения к Духу Святому, как к Ипостаси Троицы не очень распространена. Ведь в основном молимся Отцу и Сыну.
02 июл 2013, 13:09
Re: О Святом Духе как неизвестном
Neta писал(а):
После празднования Дня Сошествия Святого Духа на апостолов позволю себе поделиться некоторыми соображениями.
* * * Часто, говоря о Святом Духе, возникает путаница в значениях этого словосочетания. В Св. Писании и в изречениях святых отцов оно употребляется в двух значениях:
1) Третья Ипостась (т.е. Божественная Личность) Пресвятой Троицы; 2) действие Бога на человека, Его энергия, благодать. Ангел Гавриил извещает Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35).
Мы придем к нему и обитель у него сотворим Нет никакой путаницы. Скорее всего, путаница в голове, самого автора статьи. Мне так кажется
02 июл 2013, 21:50
Re: О Святом Духе как неизвестном
Вообще странно, что батюшка так написал, потому что, у нас молитвословия и в утреннем правиле и в вечернем правиле в равной степени и Отцу и Сыну и Святому Духу. А почему Иисусу Христу в основном молимся, так оно и понятно:"Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам".( Иоанна 15:26)
_________________ Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его - творения Божии. Какой клавиши ни коснись, услышишь эхо своей души. Свт. Николай Сербский
02 июл 2013, 22:37
Re: О Святом Духе как неизвестном
Я вот думала отдельной темой создать, но сейчас почитала, думаю, что можно и тут спросить. Я не могу понять единства Святой Троицы. То что Святой Дух един с Богом, это я понять могу. Но То что Отец и Сын едины, не могу. Как это? Мы ведь и в молитве говорим "...и сядяща одесную Отца.." т.е рядом(как я понимаю). Получается, что Сын и Бог это 2 личности? Но Они на равных правах. Правильно я понимаю или вообще нет?
Ну вроде как, если на наш лад перевести(человеческий), то существует фирма и ей владеет как отец, так и сын(приемник). Для всех подчинённых, что сын что отец - начальники т.е. руководство. Руководство едино.
03 июл 2013, 10:53
Re: О Святом Духе как неизвестном
Молоко писал(а):
Я вот думала отдельной темой создать, но сейчас почитала, думаю, что можно и тут спросить. Я не могу понять единства Святой Троицы. То что Святой Дух един с Богом, это я понять могу. Но То что Отец и Сын едины, не могу. Как это? Мы ведь и в молитве говорим "...и сядяща одесную Отца.." т.е рядом(как я понимаю). Получается, что Сын и Бог это 2 личности? Но Они на равных правах. Правильно я понимаю или вообще нет?
Ну вроде как, если на наш лад перевести(человеческий), то существует фирма и ей владеет как отец, так и сын(приемник). Для всех подчинённых, что сын что отец - начальники т.е. руководство. Руководство едино.
Как солнышко, которое нам дает свой свет, который всегда был и будет с ним, так и Отец Небесный , дал нам однажды Свой Свет - Сына Своего Единородного, который всегда был и будет с Ним. Слава Отцу, Сыну и Святому Духу .
03 июл 2013, 20:48
Re: О Святом Духе как неизвестном
miha61 писал(а):
Как солнышко, которое нам дает свой свет, который всегда был и будет с ним, так и Отец Небесный , дал нам однажды Свой Свет - Сына Своего Единородного, который всегда был и будет с Ним. Слава Отцу, Сыну и Святому Духу .
Про солнышко я уже слышала, но это не ответ. Что-то видимо никто мне отвеить не может.
03 июл 2013, 20:54
Re: О Святом Духе как неизвестном
Молоко писал(а):
Что-то видимо никто мне отвеить не может.
Маша, к Отцу можно прийти только через Сына, более никак. Про Святую Троицу много написано, почитайте , так проще будет.
_________________ Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его - творения Божии. Какой клавиши ни коснись, услышишь эхо своей души. Свт. Николай Сербский
03 июл 2013, 21:55
Re: О Святом Духе как неизвестном
Цитата:
Хотя, соглашусь с тем, что именно практика молитвенного обращения к Духу Святому, как к Ипостаси Троицы не очень распространена. Ведь в основном молимся Отцу и Сыну.
и Отцу молимся через Сына и Духу Святому через Сына.. в молитвах понимается Троица когда молимся Духу Святому (каждый день).... невозможно отдельно Духу молиться и не помнить о Сыне и Отце ...Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша... как мы сможем очищать свою душу от грехов без Христа, как можем молиться Подателю жизни без Бога Отца.. а быть с Богом и со Христом мы можем только в Духе Святом..
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 24
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения