Святой Апостол Павел написал много глубоко непопулярных в христианской среде вещей — но, наверное, самыми непопулярными остаются его слова об отношении к противникам. «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю. (2Тим.2:23-26)» По слову Апостола, ко всем, включая противников, надо быть «приветливым» и «незлобивым». Их надо наставлять «с кротостью», то есть проявляя мягкость и терпение — качества, противоположные ярости и гневу. Это нужно делать с надеждой — не даст ли им Бог покаяния.
Нет, в них не надо кидаться камнями, яйцами, и другими предметами. Их не надо осыпать бранью и гнилыми словами. Им не надо грозить расправой. Еще раз, «быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников». Причем речь идет именно о противниках христианской веры и людях, уловленных диаволом. Это прямое повеление слова Божия, и раз уж мы записались в православные христиане, мы должны ему повиноваться.
Даже если оно выглядит глубоко противным нашим инстинктивным наклонностям. Мы, люди, склонны демонстрировать лояльность своей группе, выражая ненависть в чужим. Преданность своей этнической группе или политической партии, спортивному клубу и городскому району демонстрируется, прежде всего, через враждебность к «чужим». Чем больше ты скрежешешь зубами на врагов, тем очевиднее твоя преданность своим, и тем выше твой статус в своей группе. А вот если ты будешь с ними вести себя кротко да приветливо — то твоя верность своим какая-то сомнительная.
То же инстинктивное, стадное поведение вносится людьми и в Церковь — покажите мне, кого тут полагается ненавидеть, и уж я покажу, какой я верный и преданный! Кто у нас тут враги, на которых полагается скрежетать зубами? Атеисты? Извращенцы? Сектанты? Вот я им ужо задам!
И в голове у людей часто не помещается, что говорит Церковь — они противники, да. Уловленные в сеть лукавого. Но к ним надо быть приветливыми и кроткими. Почему? Потому что Христос их любит и пришел спасти. Христос любит атеистов, сектантов, извращенцев и разного рода грешников. Он пришел спасти именно их. Отношение к противникам — как и вся христианская этика — строится на христианской сотериологии, учении о спасении.
Пока вы не поймете Евангельской вести о грехе и спасении, вы не поймете, почему надо быть приветливым к противникам. В другом послании — к Титу — Апостол говорит, почему. «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. (Тит.3:1-7)»
Апостол не имеет иллюзий относительно духовно-нравственного состояния окружающих язычников. Они рабы похотей, живут в злобе, зависти и ненависти. Но он указывает на то, что и мы-то были ничем не лучше. Как пелось в одной советской песне, «может я это — только моложе, не всегда мы себя узнаем». Апостол призывает увидеть в упорном и ожесточенном грешнике себя-недавнего. Что, если бы я мог сесть в машину времени и встретить себя-прежнего? Что бы я постарался объяснить себе, от чего предостеречь? И, главное, как бы я пытался это сделать? Кидаясь гнилыми словами или гнилыми помидорами? Или уж к себе-то любимому я постарался бы найти другой подход?
Апостол также обращает внимание на то, каким образом мы перешли из богопротивников в чада Божии. Уж точно не делами праведности. Бог застал нас отнюдь не за ними. Бог спас нас по Своей милости — милости, которую Он простер к виновным, испорченным, злым и негодным людям. Мы были именно такими, как говорит Апостол, и не заслуживали ничего, кроме погибели во грехах своих, но Христос «в плоть облекся, был распят и погребен за нас, неблагодарных и злонравных».
Мы — грешники, которых Бог спас ценой Крови Своего возлюбленного Сына. Мы должны хорошо помнить о том, как многое нам прощено и как многое нам продолжают прощать. Мы сами приняты в Церковь Божию, и Бог нас в ней терпит по Его поразительной, непостижимой милости и долготерпению.
Когда мы разговариваем с противниками, мы разговариваем с теми, за кого Христос умер, как и за нас, и кого Он хочет спасти — как и нас. Их отвратительные грехи подобны нашим отвратительным грехам — но мы были прощены и они будут прощены, как только покаются. И причина отсутствия кротости к противникам — это забвение Евангелия. Когда человек видит себя не грешником, которого Бог искупил, принял терпит по бесконечной Своей доброте и терпению, а праведником, который в своем праве кидаться в грешников камнями. Как говорит Пророк, «Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены. (Ис.51:1)» . Вспомните — Вы были не лучше, и остались бы такими до самого ада, если бы абсолютно незаслуженная милость Божия. Милость, которую мы должны теперь донести до тех, кого она еще не достигла.
http://istina-journal.ru/faith/public/440/
|