img
Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 28 апр 2024, 00:54



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Экономика церкви 
Автор Сообщение
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2013, 15:56
Сообщений: 2252
Откуда: Щелковский район МО
Вероисповедание: православный
06 янв 2014, 14:08       Сообщение Экономика церкви
Как правило тема не обсуждаемая и часто закрытая. Вот, что я накопал.
В экономическом отношении РПЦ – это некое феодальное гос-во со своей иерархией феодалов и прихожанками, захожанами, спонсорами снизу.
Современное экономическое устройство РПЦ основано на принципах архаичного «вотчинного» уклада, когда жесткое административное подчинение по вертикали Патриархия—епархия—приход (монастырь) обеспечивается за счет предоставления нижестоящим этажам широких экономических прав, или, используя ту же средневековую терминологию, «кормлений». В результате в экономическом плане церковь как организация образует «трехслойный пирог», на каждом уровне которого имеются свои источники доходов.
Пакет «базовых услуг» (служба в храме, исповедь, причастие, а также иногда обряды крещения и отпевания) предлагается потенциальному потребителю вроде бы бесплатно, хотя реально тот оплачивает их, покупая требующиеся для ритуалов свечи. Дополнительные услуги — специальные «службы» (поминовение, чтение акафистов святым и т. п.) и «требы» (крещение, отпевание, освящение жилья и предметов и т. п.), — а также ритуальные предметы и литература оплачиваются отдельно.
Пожалуй, нет ни одного, даже небольшого храма, реконструкция которого была проведена на его собственные деньги или средства епархии. Важно, что по законодательству спонсор, жертвуя деньги на благотворительность, уменьшает свою налогооблагаемую базу на сумму пожертвования (но не более 3% от прибыли).
Др. источником безналичного дохода является широко распространенная трудовая помощь со стороны верующих людей: роспись храма «во имя Христа» или постройка иконостаса по «православным расценкам» могут обойтись на порядок ниже средних цен, хотя при этом труднее гарантировать их качество.
Пожертвование продуктов «на канон» — специальный стол в храме. Как правило, «на канон» кладутся хлеб, сладости, домашние соленья, которые потом либо используются на кухне приходского дома, либо в благотворительной столовой (если она есть), либо для раздачи бомжам и малоимущим. Особенно большое значение «канон» имеет для монастырей, которые в настоящее время не способны полностью обеспечить себя продуктами питания.
Гораздо большее значение для церкви имеют постоянные источники дохода, от которых духовенство и приходы получают наличные средства.
На низовом, приходском уровне постоянный доход складывается из трех составляющих: прибыль (до 6000% от продажи свечей (60–70% всего оборота храма), продажи «товара» (литература, иконы, крестики и прочее), исполнения треб и служб. Две последние составляющие совокупно дают примерно 30–40% дохода. При этом в крупных и известных храмах процент дохода от свечей ниже (хотя цены на свечи выше), за счет престижности исполнения треб именно в «главном» храме города (области). Непостоянными и, как правило, никак не учитываемыми доходами храма являются «кружечный сбор» (деньги, собираемые во время службы, которые тут же делятся между священником и работниками храма) и выше пожертвования частных и корпоративных благотворителей.
В непостоянные доходы можно отнести и побочную коммерческую деятельность. Особо широкое распространение в последние годы получил и такой вид церковного бизнеса, как сдача лишних, в том числе недавно возвращенных, помещений в аренду.
Наличные доходы храмов очень сильно разнятся в зависимости от их местоположения, степени «раскрученности», компетентности клира и экономической ситуации в регионе.
Основная статья расходов храма — это, безусловно, выплата жалования его служащим. Вокруг среднего (райцентровского) храма их может кормиться до 25 человек (половина — оплачиваемый хор). Если сторожа и уборщицы в таком храме получают копейки, то священники, бухгалтер и хор — достаточно приличные деньги. (У нас хористы только на такси получают, за пение денег не берут, один иерей пешком ходит туда и обратно по 3,5 км в одну сторону, др. на стареньких жигулях).
Вторая постоянная статья расходов прихода — мелкий ремонт храма. Третья (но только в крупных приходах) — расходы на содержание кухни, на которой кормятся постоянные работники храма. Все остальные траты непостоянны. Расходование всех этих средств находится в полной зависимости от личной воли настоятеля храма (реже старосты).
Наличные средства, проходящие через РПЦ, имеют две составляющие — легальную и теневую. Государство, естественно, хотело бы, чтобы теневая часть была как можно меньше, а с легальной бы платились положенные налоги.
Те суммы, которые попадают в бухгалтерские книги прихода и с которых должны уплачиваться налоги государству и епархиальному управлению, по общему мнению церковных работников, не имеют никакого отношения к действительности.
Давайте обсудим, что истина, что ложь, что преувеличение!

_________________
Всю жизнь шел к церкви, потом ходил вокруг, в 2009 г. взял да зашел и остался


Последний раз редактировалось ivanesphilosof 06 янв 2014, 15:35, всего редактировалось 2 раз(а).



Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2013, 15:56
Сообщений: 2252
Откуда: Щелковский район МО
Вероисповедание: православный
06 янв 2014, 14:16       Сообщение Re: Экономика церкви
Интересно, что обеспеченность храма зависит не только от прихожан, т.е. их уровня обеспеченности, количества, деловитости настоятеля, но и от внешних факторов. простой пример, храм крупный, имеет настоятеля, двух иереев (по штату трех), диакона, алтарников, хор и др., с трудом обеспечивается, больше за счет умения настоятеля налаживать связи со спонсорами. храм (церковь) с одним иереем, нет хора, на алтаре помогает одна или две женщины в возрасте, но на шоссе из Москвы в сторону коттеджей и дач. Средств много: освящение дорогих машин, постоянные заходы крутых прихожан, для многих из этих залетных пару-пять тысяч в храме оставить, как для меня пару сотен. Др. храм рядом с больницей и моргом, где отпевается ежедневно два-три покойника.
Лично мне не понятно. почему церковным верхам (на уровне епархий, Синода) не проводить перераспределение в виде субвенций средств поступающих "снизу", так сказать не проводить перераспределительную политику, а то есть сельские храмы, где священник живет натуральным хоз-вом, а зарплату матушки-фельдшера использует на ремонт и нужды храма.

_________________
Всю жизнь шел к церкви, потом ходил вокруг, в 2009 г. взял да зашел и остался


Вернуться наверх
Профиль
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 57


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
 cron
200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Forum theme by Serge Nepoklonov.
Русская поддержка phpBB