img
Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 20 апр 2024, 00:43



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 72 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Смирение и червячки 
Автор Сообщение
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 17:54
Сообщений: 6786
Откуда: Тверская обл.
Вероисповедание: православие
23 ноя 2015, 19:49       Сообщение Re: Монашеская поэзия
иеромонах Иустин писал(а):
Говоря о старцах, тем паче святых, не стоит употреблять в их отношении такие выражения: "выходки", "как умел - так и жил" и проч. Если вы чего-то не понимаете, не лучше ли оставить решение своего вопроса "на потом", чтобы не пришлось жалеть за слова, сказанные с запальчивостью или обидой.

.

Где Вы увидели обиду? Слово "выходки" было изначально взято в кавычки. А о.Павел- мой любимейший человек, мой земляк, к тому же. Я даже нашла записи проповедей с его голосом, это не проповеди- это райские птицы. И знаю, что он был простейшим человеком, без наносного, без возношения. Он даже отказался принять схиму. И знаете, чем мотивировал? Тем, что не желает прятаться за схимой от своей прошлой жизни. Вот он бы меня правильно понял.

иеромонах Иустин писал(а):
Дорогая Ольга, да Вы книгу-то читали?! Там материала настолько много, что можно составить достаточно твердное мнение: старец Иосиф не был юродивым,

А что Вы хотите услышать, задавая подобный вопрос, на который уже был ответ выше? Это о книге.
А о старце- ну хорошо, хорошо, пусть он совершенно не юродивый. (Хотя что тут можно было увидеть страшного? Если даже Апостол Павел себя называл безумным и не стыдился). Но тогда и Афанасий не юродивый. Ибо грязная вода чем лучше протухшей еды? И, думаю, мне тут лучше вообще согласится, что такая пища- совершенно нормально и даже вкусно. Как в книге.

Из книги:
Естественно, там наверху, в скалах, у нас не было холодильника. Все скалы нагревались, особенно летом, поэтому вся приготовляемая пища быстро пропадала. А то, что плесневело и портилось, нужно было съедать, чтобы не выбрасывать. Сам Старец давал нам пример – он первый съедал все гнилое. Более того, чтобы мы вообще ничего не выбрасывали, он снова добавлял в пищу уже использованное при жарке масло.

А если случалось достать свежие сардины, он резал их, приправлял солью, делал фарш и добавлял в пищу. Когда я пробовал немного пожевать эту пищу, у меня схватывало живот и рвало.

Старец видел это и говорил:

– Ну ладно. Хорошо. Больше тебе не буду класть.

А следующий раз – снова рвота. И снова Старец удивлялся:

– Я тебе совсем немножко положил! И опять тебе плохо?! Ну, тогда я тебе больше никогда не буду предлагать это.

Пока мы во всем слушались Старца, никакого вреда или отравления от пищи мы не получали. Господь нас хранил молитвами Старца. Иначе мы бы просто долго не прожили…

Там вверху у нас было и два апельсиновых деревца. Их посадил Старец, когда первый раз пришел на Малую Анну в 1938 г. Это были все наши плодовые деревья! Разве могли мы сделать апельсиновый сок?! Наоборот, чтобы ничего не выбрасывалось, Старец не благословил нам очищать апельсины и выбрасывать корки. Нам приходилось кушать апельсины с корками! А Старец объяснял нам: «Мы ничего не должны выбрасывать, потому что все здесь освящено молитвой отцов».

В то время, как в воскресные дни Старец давал нам послабление, с понедельника до пятницы мы проходили жестокую закалку. Дело в том, что на всю неделю мы готовили всего-навсего одно блюдо. Оно хранилось в пещерной ямке в алюминиевом сосуде, покрытое крышкой. Естественно, оно скисало. Но Старец его ел. Он имел великое сердце, которым и преодолевал пределы естества.

О чистоте – вообще никто не заботился. Как мы жили! Старец никогда не заботился о своем здоровье, разве только уступал самым необходимым человеческим нуждам. Он имел уже преклонный возраст и очень изношенный организм. За всю мою последующую жизнь я никогда не встречал столь великого аскета. А ведь какой тонкий вкус к пище он имел! Ту пищу, которой мы питались, он предлагал даже иностранцам.

Так однажды пришел человек из Парижа, чтобы поупражняться в аскезе вместе с нами. Старец говорит ему:

– Вот, бери, покушай. Это как раз свежее блюдо, фаршированное сардинами. Всего три дня лежит!

И он поел! Но мы-то были уже научены. А с ним-то что было?!

Ведь Старец вместе со старцем-Арсением обычно жарили и засаливали испорченое. Поэтому те блюда, которые готовил Старец, мы не выбрасывали, пока они полностью не покрывались плесенью…

Нам присылали небольшие посылки с едой, в которых часто бывали вареные яйца, которые разбились при переноске и испортились. Но неустрашимый Старец очищал яйца, кушал и приговаривал:

– Какой труд понесли хозяйки, чтобы их сварить!

– Что тут есть, Геронда, – тех, кто нас потом в земле будет есть?

– Да, мы их съедим, чтобы ничего не выбрасывать! Потому что это – грех.

Старец очень любил сыр. Но в наших условиях сыр сразу же заселялся червями. А Старец не задумываясь очищал от них сыр, приготавливая его к еде.

Ведь было необходимо в первую очередь съедать старые продукты. Так, нам приходилось есть не только макароны с червями, но и бобы, из которых мы вынимали червей.

Во всяком случае, я как повар приходил в замешательство: как мне все это подавать отцам, которые столько трудились?! В этом мне помог благородный о. Арсений. Он придумал выход. Чтобы старец не расстраивался, о. Арсений съдал все испорченное и приговаривал:

– Э… Вам с вашими желудками это не под силу… Придется – мне!

О. Арсений был совершенно другим человеком. Выдержанное вино! Он съедал всю испорченную пищу – и не потерпел никакого вреда! Какой человек! И какой подвижник!

В один прекрасный день на трапезе подали старую фасоль. Она была настолько скисшая, что мы, юные, не могли ее даже в рот положить… Но Старец очень расстроился при мысли, что ее придется выкинуть. Тогда Старец сотворил горячую молитву со слезами и снова подал ее на следующий день. И о великое чудо! Скисшая фасоль стала столь вкусной, как сладкое пирожное!



Предельное или «противоестественное» послушание

Дверь в скале! В этот проем Старец Иосиф вставил дверь и оказался отрезан от мира пропастью

Учение Старца было таково: если кто-либо имеет задние мысли ропота, но терпеливо молча все переносит, этим он привлекает благословение Божие. И наоборот.

Однажды о. Арсений дерзнул сказать:

– Эта рыба – как солома…

Старец тут же ответил:

– Что бы нам ни послал Бог – все хорошее. А за преслушание и твои причитания, о. Арсений, мы заплатим!

И действительно – скоро пришел голод.

Каждую осень мы переживали появление целой армии гусениц. Ах, какое отвращение к ним мы чувствовали! Во время своих нападений они уничтожали все листья и плоды каменных дубов и оставляли голые деревья. Пропадала вся их красота. Ведь мы мечтали: «Когда-когда листья немного позеленеют?» Дело в том, что в тех местах не росло ничего, кроме каменных дубов.

А гусеницы собирались как раз напротив кельи Старца и моей. Как только я их видел, у меня переворачивались внутренности, и мне приходилось выходить, так как начиналась рвота. И только я начинал замечать, как они там, вверху копошатся, желудок мой выворачивался наизнанку.

Когда я готовил, они копошились везде вокруг и падали прямо в пищу. Ведь у нас не было кухни. Мы готовили снаружи, – между домиком и скалой или на печи немного восточнее келии. Старец замечал:

– Ба! Да и эти твари – разве не живые существа?! Разве они плохие? Нет, и их создал Бог. Что тебя искушает? Покушаем немного с мясом. Скажи всем просто, что ты сегодня добавил в пищу съедобных улиток.

Я думал про себя: «Всесвятая Богородице, согрешил, помилуй меня! Когда мы уйдем отсюда, мы спасем и гусениц, и атмосферу» В моем послушании две вещи «устрашали мои глаза» и требовали от меня полного самоотречения, предельного послушания: во-первых, то, что нужно было за послушание есть испорченную пищу, а во-вторых, – эту еду приходилось есть с мясом, то есть с гусеницами. Но это видеть для меня было невыносимо. Мы приготовляли еду для отцов, и гусеницы танцевали в ней…

Как-то мы кушали на трапезе, и один отец сказал мне: – Глянь-ка на глазки этих гусениц, как они подмигивают!

– Если это благословил Старец, кушать с гусеницами, то это хорошо. – Отвечаю.

У Старца гусениц было больше всего, и он заметил этому отцу:

– Кушай-ка, да не разговаривай. Мы кушаем сейчас макароны с мясом.

А тот – снова:

– Ефрем, присмотрись, какие у них головки!

– Отче, если еще раз что-нибудь скажешь, собирай свои вещи и уходи! – незаметно прошептал ему Старец.

Как этот отец покраснел!!! Он тотчас изменил свое настроение и сказал мне:

– Ефрем, кушай спокойно. Это все ерунда!

_________________
Простите мне,
" воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?"
Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".


Последний раз редактировалось Ольгааа 23 ноя 2015, 19:59, всего редактировалось 1 раз.



Вернуться наверх
Профиль
священник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 фев 2013, 23:48
Сообщений: 2047
Откуда: Херсонщина
Вероисповедание: православный
23 ноя 2015, 19:51       Сообщение Re: Смирение и червячки
Ольгааа писал(а):
А как же "не искушай Господа"?

А как же сорокадневный пост Спасителя? А как же Его Вход в Иерусалим? Гефсимания, суды у первосвященников, у Пилата и Ирода? А как же Мария Египетская, ведь она могла в пустыне просто помереть от голода, погибнуть от клыков шакалов.

_________________
ЖЖ-блог: http://dm-jurevch-67.livejournal.com/
Омилия: http://omiliya.org/author/ieromonakh-iustin-yurevich


Вернуться наверх
Профиль WWW
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 17:54
Сообщений: 6786
Откуда: Тверская обл.
Вероисповедание: православие
23 ноя 2015, 19:57       Сообщение Re: Смирение и червячки
иеромонах Иустин писал(а):
подвиги великих подвижников нашего времени откроют нечто, противоположное зависти, осуждению. К примеру, детскую радость перед простотой монаха Афанасия, удивление пред самоотверженными поисками духовного делания Франциска,

Хотелось бы за Крымского заступиться. Я не заметила вот у него ничего подобного в этой теме. Зачем, не понимаю, вообще переходить на личности? Мы же не о Крымском говорим. И не обо мне.
А учителя у каждого свои.

_________________
Простите мне,
" воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?"
Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 17:54
Сообщений: 6786
Откуда: Тверская обл.
Вероисповедание: православие
23 ноя 2015, 19:58       Сообщение Re: Смирение и червячки
иеромонах Иустин писал(а):
А как же сорокадневный пост Спасителя? А как же Его Вход в Иерусалим? Гефсимания, суды у первосвященников, у Пилата и Ирода? А как же Мария Египетская, ведь она могла в пустыне просто помереть от голода, погибнуть от клыков шакалов.

И что- он искушал Господа? Или Мария?

_________________
Простите мне,
" воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?"
Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".


Вернуться наверх
Профиль
священник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 фев 2013, 23:48
Сообщений: 2047
Откуда: Херсонщина
Вероисповедание: православный
23 ноя 2015, 20:06       Сообщение Re: Монашеская поэзия
Ольгааа писал(а):
Из книги:

Да, как я и подозревал, это другой перевод. Отрывок помню, это где-то в начале нашего украинского издания. Вполне адекватный текст, по мне, там не к чему придраться. Но на фоне всего масштаба книги (почти 500 стр.) эти "гастрономические изыски" не играют заметной роли. Вот что меня удивило, так это обилие видений и обилие описаний видений. Хотя для исихастской традиции, вероятно, это самое обычное явление.

_________________
ЖЖ-блог: http://dm-jurevch-67.livejournal.com/
Омилия: http://omiliya.org/author/ieromonakh-iustin-yurevich


Вернуться наверх
Профиль WWW
священник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 фев 2013, 23:48
Сообщений: 2047
Откуда: Херсонщина
Вероисповедание: православный
23 ноя 2015, 20:07       Сообщение Re: Смирение и червячки
Ольгааа писал(а):
И что- он искушал Господа? Или Мария?

Присоединяюсь к вопросу.

_________________
ЖЖ-блог: http://dm-jurevch-67.livejournal.com/
Омилия: http://omiliya.org/author/ieromonakh-iustin-yurevich


Вернуться наверх
Профиль WWW
священник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 фев 2013, 23:48
Сообщений: 2047
Откуда: Херсонщина
Вероисповедание: православный
23 ноя 2015, 20:11       Сообщение Re: Смирение и червячки
Ольгааа писал(а):
Хотелось бы за Крымского заступиться. Я не заметила вот у него ничего подобного в этой теме. Зачем, не понимаю, вообще переходить на личности? Мы же не о Крымском говорим. И не обо мне.

Крымский не согласен:
Парадокс: те кто этих монахов и послушников ставит в пример и пишет о них, сами почему то их примеру не следуют.

_________________
ЖЖ-блог: http://dm-jurevch-67.livejournal.com/
Омилия: http://omiliya.org/author/ieromonakh-iustin-yurevich


Вернуться наверх
Профиль WWW
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 17:54
Сообщений: 6786
Откуда: Тверская обл.
Вероисповедание: православие
23 ноя 2015, 20:48       Сообщение Re: Смирение и червячки
иеромонах Иустин писал(а):
Присоединяюсь к вопросу.

Галя писала о питие гнилой воды. Но при этом был выбор- другие то пили нормальную воду. Разве при наличии оптимальных условий сознательно выбирать экстремальные- не есть искушение Бога? Другими словами- человек проверяет, испытывает Божью силу. Что не так?

_________________
Простите мне,
" воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?"
Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".


Вернуться наверх
Профиль
священник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 фев 2013, 23:48
Сообщений: 2047
Откуда: Херсонщина
Вероисповедание: православный
23 ноя 2015, 21:55       Сообщение Re: Смирение и червячки
А вспомните такой момент. Почему Афанасий так много носил? Потому, говорит старец Ефрем, что очень их любил, братьев своей общины, и из кожи лез вон, чтобы сделать им добро. Почему бы не смотреть с этой же стороны на его подвиг пития из цистерны? Он прекрасно знал, каковые трудности терпит братия от недостатка воды, об этом уже Галина писала, и мог сознательно ограничивать питие нормальной воды, чтобы им больше досталось. При том, как часто бывает у подвижников, делал это естественно, демонстративно, чтобы никто не понял. Для подвижника важно, чтобы его подвиг не был "подвигом" напоказ, тщеславия ради.

Наконец, смерть Афанасия. Он умер от страшной язвы на ноге, червячки вползали и выползали, простите за натурализм, но с желудком и кишечником как-то все было окей.

_________________
ЖЖ-блог: http://dm-jurevch-67.livejournal.com/
Омилия: http://omiliya.org/author/ieromonakh-iustin-yurevich


Вернуться наверх
Профиль WWW
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 17:54
Сообщений: 6786
Откуда: Тверская обл.
Вероисповедание: православие
23 ноя 2015, 22:52       Сообщение Re: Смирение и червячки
иеромонах Иустин писал(а):
из кожи лез вон, чтобы сделать им добро. Почему бы не смотреть с этой же стороны на его подвиг пития из цистерны?

Смотреть можно, конечно, с любой стороны. И это, конечно же, весьма добродетельно- оправдывать ближнего.
Я вот тоже попыталась тут оправдать Крымского...не совсем поняла ответ, но мне показалось, что оправдания не были приняты.

иеромонах Иустин писал(а):
Наконец, смерть Афанасия.

Ну что ж, хорошо, коль желудок не беспокоил.

Но вот опять рисунок с натуры, так сказать. Конечно же, к книге он не имеет отношения. А уж тем более- к о.Афанасию.Так, вспомнилось что то.
У сестры моей одно время гнили ноги и руки. Вот я такое впервые видела. Просто на ровном месте какие то очаги возникают. И вид их, конечно же, ужасен. Сестра моя- пьющий человек. Не выпивающий, а такая...солидная стадия алкоголизма. С желудком же всё в порядке, однако.
Знакомый один, узнав про это, подтвердил, что так бывает, потому что был у него друг, алкоголик тоже. Так вот, он заметил, что как только переходит с нормальной водки на всякую гадость (когда денег мало, например), так начинают ноги и руки язвами покрываться.
Вот ведь...

_________________
Простите мне,
" воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?"
Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".


Вернуться наверх
Профиль
Отец-основатель
Отец-основатель
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 19:28
Сообщений: 29208
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православие
23 ноя 2015, 23:52       Сообщение Re: Смирение и червячки
Ежели кто отважится на эксперимент с поеданием червячков в сыре, то могу дать наводку: такой сыр именуется лимбургским. Помните у Александра Сергеевича: "меж сыром лимбургским живым и ананасом золотым"?.. А я-то в детстве всё думал, почему это он "живой". А оказалось, что реально живой, потому как в нем всякая гадость ползает. Только хочу предупредить, от сыра этого можно легко отбросить копыта почувствовать легкое недомогание. Так что без молитвы и веры, о которых говорит батюшка Иустин, приступать к трапезе не рекомендую.

_________________
Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Исайя 41:13)


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 22:32
Сообщений: 18025
Вероисповедание: Православие
24 ноя 2015, 00:08       Сообщение Re: Смирение и червячки
крымский писал(а):
Плесень это не червяк. Просфоры с плесенью не каждый съест, а вот пармезан едят так что за ушами трещит. Есть сыр с плесенью это тоже признак смирения? [hi]

Плесень в сыре не простая плесень от того что он испортился, это съедобная плесень специально выращенная. А вот плесень обычная очень опасна.


Вернуться наверх
Профиль WWW
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 фев 2014, 00:45
Сообщений: 1462
Откуда: Москва
Вероисповедание: Родноверие
24 ноя 2015, 00:28       Сообщение Re: Смирение и червячки
Молоко писал(а):
А вот плесень обычная очень опасна.

Зависит от вида плесени. Пенициллы есть можно, а аспергиллы крайне ядовиты. Проблема в том, что виды по одиночке растут чрезвычайно редко.

_________________
знаj своj род


Вернуться наверх
Профиль WWW
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 22:32
Сообщений: 18025
Вероисповедание: Православие
24 ноя 2015, 00:30       Сообщение Re: Смирение и червячки
Ольгааа писал(а):
Хотелось бы за Крымского заступиться. Я не заметила вот у него ничего подобного в этой теме. Зачем, не понимаю, вообще переходить на личности? Мы же не о Крымском говорим. И не обо мне.
А учителя у каждого свои.

Мне кажется Крымский везде успевает кого-то упрекнуть и задеть. Не во всех прям сообщениях но часто. И да, вот фраза о которой о.Иустин написал:
" те кто этих монахов и послушников ставит в пример и пишет о них, сами почему то их примеру не следуют." Это как раз намёк на нас, форумчан которые подвиги старцев стараются понять. Однако мы и про Христа рассуждаем, но не живём так. И Крымский не исключение [hi]

Интересная беседа получилась. Наверно что бы понимать такие вот старческие подвиги, надо по другому жить духовно. Моя бабушка тоже порой могла съесть что-то подпорченное или плесневые просфоры. Я удивлялась, а она войну прошла, для неё еда выброшенная на помойку была грехом. А уж просфорки тем более. И порой съедала что-то плохое, что бы нам оставить хорошее, что бы мы все наелись. И всегда это не на показ было. Съела и съела, она не акцентировала на этом внимания. Мы только когда замечали говорили ей, а она рукой махнёт и всё. Но когда она умирая от рака молитвой спасалась, а наркотики ей не пришлось давать, тогда мы видели уже несколько другую внутреннюю работу её. И вообще, как она умирала, так мирно, спокойно, с молитвами.... Для меня она не святая конечно, просто пример определённого внутреннего старания и работы над собой, поэтому я как-то понимаю тех старцев и почему и как это происходило. Ведь читая что-то, человек сам себе рисует картинки как это было, конечно основываясь на свой опыт и на своё восприятие мира, веры и многого другого. А как оно в реальности происходило и было на самом деле, нам трудно представить.


Вернуться наверх
Профиль WWW
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 22:32
Сообщений: 18025
Вероисповедание: Православие
24 ноя 2015, 00:31       Сообщение Re: Смирение и червячки
Судислав писал(а):
Зависит от вида плесени. Пенициллы есть можно, а аспергиллы крайне ядовиты. Проблема в том, что виды по одиночке растут чрезвычайно редко.

Но в плесневом сыре используется специальная плесень, безопасная. Это не та плесень которая появилась сама по себе.


Вернуться наверх
Профиль WWW
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 72 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Forum theme by Serge Nepoklonov.
Русская поддержка phpBB