img
Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 28 мар 2024, 17:46



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ]  На страницу 1, 2  След.
Зеленая миля… человечества? 
Автор Сообщение
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 01 май 2017, 19:39
Сообщений: 5
Вероисповедание: Православное
02 май 2017, 02:31       Сообщение Зеленая миля… человечества?
Одна из самых замечательных книг Стивена Кинга. Хотя эту историю мы больше знаем по одноименному фильму и обычные титры: «фильм снят по книге Стивена Кинга» нам уже ничего не говорят. Ибо мы практически уже отучились, (старшие поколения), а сейчас уже и не учимся, (молодые поколения), великому искусству - ЧИТАТЬ. И к сожалению теряем не только великое наследие прошлого, но и способность мыслить, осознавать и принимать близко к сердцу тревоги и беды людей прошлых веков, житие которых описано в книгах. А ведь мы теряем не только связь веков, мы теряем Слово, Первоначальное Слово.
Разговорное Слово – многозначимое, яркое, объемное, на бумаге вдруг потребовало пояснений, склонений, правил писания; оно не только переставало нести живой звук, Дыхание Творца, но уже и требовало пояснений словам, всю значимость и емкость которых мы постепенно теряли. Самый яркий пример тому Псалтирь: насколько же сузились и изменились значения вроде знакомых нам слов в современном звучании! Читаешь на церковно-славянском, и душой чувствуешь величие, широту, НЕБЕСНОСТЬ слов, но разум упирается в нынешнее конкретное понимание, да и то, понимаешь смысл через три слова в общем. А в «переводе» теряется что-то очень важное, что-то, ради чего Псалтирь и написана. Как и все молитвы, каноны на церковно-славянском языке.
1
Для лучшего понимания этой эволюции возьмем канон из церковно-славянской молитвы Николаю Угоднику. Почему ему? Кто не знает Николая Чудотворца, даже далекий от Веры Православной? И кто из верующих не молился ему о своих горестях и бедах, проливая горячие слезы?
Итак, канон к Святителю отче Николаю в старом и современном произношении. Будьте внимательны, ударения выделены жирным курсивом:

Песнь 1
Оригинал:
Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас.
Пастырю добрый Христова стада, радуйся, Николае, яко мирянам отец честен и учитель был еси: и мне подаждь, радуйся тебе приносити.
Современное звучание (здесь уже ударения нет необходимости ставить):
Святитель, отче Николай, моли Бога о нас.
Пастырь добрый Христова стада, радуйся, Николай, ибо гражданам Мvр Ликийских отцом многочтимым и учителем ты был; и мне позволь приветствие «радуйся!» тебе приносить.

Так, уже в припеве чувствуется разность восприятия. Казалось бы какая разница говорить: «Святителю», или Святитель»? И все же в оригинале весь припев звучит слитным монолитом, единым выплеском энергии обращения, а в современном звучании приходиться ставить запятые, то есть обозначать паузы при произнесении, разбивать предложение на три части, что уже не дает сконцентрироваться на призыве, но делает его чувственным. Здесь необходимо упомянуть об особом способе чтения церковных текстов, который не дозволяет принародного прочувственного чтения молитв с плачем и задушевными порывами, поскольку у слушающих такую молитву плач может вызвать неприятие и раздражение. Поэтому молитвы читаются напевным речитативом, однотонно, и как бы на постоянно нарастающей волне, что позволяет энергию слов не рассевать по сторонам, а
отдавать ее всю Тому, кому она предназначена: Господу, Пресвятой Богородице,
Святым. Ведь что такое молитва, как не посыл всей своей душевной энергии Богу?
(Кстати, поэтому мат так Богу и противен, ведь это выплеск энергии лукавому.)
Еще одна характерная черта старых текстов, - обращение к Богу, ко всему Небесному Царству, к Святым, в среднем роде: «Отче Николае, преподобне, всехвальне»….
Церковь сохранила нам древний язык во всей его красочности и многозначности, показывает его отточенность, а ведь сколько веков уже минуло, и он нам сейчас предстает наивным и замшелым! На самом деле мхом покрыт наш нынешний язык. Только то, что раньше в речи блистало, в современной написании заметно потускнело. И причина заключается в том, что все языки за эти века, из разговорных эволюционируют в письменные. Хотя уместнее сказать деградируют. Гладкость и звонкость произношения речи потихоньку отступает перед правилами написания, где важнее становятся падежи и склонения, чтобы сохранить понятность изложения. Слова-связки, как то: «яко, еси, елико, егда», - звучные, удобные в произношении, на бумаге выглядят нелепо и тихо вымирают сначала в литературе, а потом и в речи; речь становится все более сжатой. Но связка все равно необходима, и вот для связки слов начинают применяться словесная шелуха и всякий сор: «блин, типа, в натуре», а то и просто мат.
«И вянет листопад, и вороны кружат, там где раньше был цветущий сад…». Обратите внимание на окончания: они обрезают, ставят точку, окончательную, безповоротную. Какой в этих строках, (красивых, между прочим, и очень образных), сквозит пессимизм, упрек. И почувствуйте это:
«Отче Николае, возбранный Чудотворче, изрядный Угодниче Христов»…. Это же песнь! Гимн жизни, радостный и жизнеутверждающий. И к тому же все понятно, может, кроме слова «возбранный». То ли избранный, то ли бранный. А если и то, и другое? Избранный Господом и ведущий брань, то бишь войну с врагом рода человеческого? Но когда принимаешь сердцем этот язык и не спотыкаешься на непонятных выражениях, какой же оптимизм открывается в молитвах, обращенных к Небу, в Безконечность! Так и хочется прислушиваться в ожидании эха, в ожидании ответа. Как же возвеличивает наши души церковное песнопение! А ведь помимо звучности и напевности, молитвы выводят за рамки земных понятий «он, - она». Они выводят нас в Вышний мир, то есть одним обращением уже приобщают к Царствию Небесному, где нет разности полов, но есть Единение в Троице Единой и Нераздельней.

Слово «яко» имеет много смыслов, оно обширнее слов «ибо», или «потому что».
В оригинале звучит: «яко мирянам отец честен и учитель был еси»; в современном – «ибо гражданам Мvр Ликийских отцом многочтимым и учителем ты был».
Первое что бросается в глаза: сделано пояснение, что речь идет о жителях и гражданах Мира Ликийского, родного города Николая Чудотворца, а в оригинале такое обращение «яко мирянам», можно понять и как «миряне», - то есть мирские люди, или даже люди всего мира. Возможно и нужное пояснение, но оно как бы отгораживает Чудотворца от нас, чтущих его, молящихся и просящих его, не граждан Мир Ликийских. И вот уже ум ползет в ненужные размышления. И потом утратилась напевность и легкость произношения:
«яко мирянам отец честен и учитель был еси»,
«ибо гражданам Мvр Ликийских отцом многочтимым и учителем ты был».
Фраза удлинилась и потяжелела. Окончания и падежи: отец – отцом; учитель – учителем, не только утяжелили произношение, но и заглушили буквой «м» древнюю звонкость слов. И еще один тонкий нюанс. «Отец» - обращение к Нему непосредственно, а «отцом», это уже как бы о нем, при разговоре между собой в отсутствии отца. А это согласитесь, неприемлемо, говорить, как об отсутствующем, о том, кто взирает на наши беды и готов всегда прийти на помощь.
Слово «еси», часто употребляемое в молитвах, тоже имеет многие значения: «всегда», «есть»; и великолепно связует слова. Более того, в середине или в конце предложения как никакое другое, оно помогает создать тот самый речитатив, разгон при чтении молитвы, при котором концовка слов на гласные звуки позволяет произносить молитву ясно и вдохновенно. А окончания на согласные, особенно на глухие, или шипящие звуки, наоборот, глушат, а иногда и отрезают душевный посыл энергии. И еще, окончание на гласные позволяют также легко переходить к следующему предложению. «Приносити и приносить». Как говорится: почувствуйте разницу:
« и мне подаждь, радуйся тебе приносити.»
«и мне позволь приветствие «радуйся!» тебе приносить.»

Подаждь, или позволь? Древнейшее обращение ко Господу – даждь ми; не отсюда ли произошло и слово «дождь», как самое горячая просьба земледельца? «Позволь» вроде как звонче, ярче, но приземлено, оно ко всем обращено, а «подаждь», - только к Небу, к Богу, к Святым, то есть четко указывает, к кому именно оно взывает.
А вот: «приветствие «радуйся!» лучше проясняет, что в оригинале пропущено и что делает всю фразу малодоступной для полного понимания. Но подозреваю, что слова: «приветствие» или «возглас» пропущены здесь ради звучности молитвы. То есть это осознанное действие! А какой смысл глухо и невнятно бубнить просьбы, да еще и глотая окончания слов? Даже в повседневности приходится иногда повторять несколько раз, чтобы родные поняли, о чем мы просим….

Роди земные стецемся, радуйся приносити Святителю; радость бо приносит вселенной неоскудно.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Племена земные, соберемся, чтобы возглас «радуйся!» приносить святителю: ибо он приносит радость вселенной не оскудевающую.

Роди (роды) - и племена, это не одно и то же: понятие слово роды архаичнее, древнее, первоначальнее. Глубже.
Стецемся, стекемся, - уподобление волнам; образное и поэтическое выражение. В нем больше стихийности, которая понуждает людей бросать свои дела и спешить на общее собрание, где будет решаться нечто важное, касающееся всех. Кстати, переход от звонкой «Ц» к глухой «К» - промежуточный этап, показывающий, как вначале по букве видоизменяется Слово. И в итоге меняется подсмысл: в слове «соберемся» уже больше воли человеческой: кто-то собирает, или выразили желание по своей воле собраться и обсудить важные дела. В современном мире, утратившем Веру, Воля Господа не признается людьми как раньше; но стечься их могут побудить чрезвычайные обстоятельства, например война. Которую и посылает Господь, равно как и глад, и язвы, коль собраться на молитву стало недосуг. А ведь раньше стекались, чтобы помолиться всем миром, что и следует из этого стиха.
Вопием – какое эмоциональное слово! Как много оно значит, словно горит; ведь вопль издать может только человек страдающий, переполненный страданиями, изнемогающий от своих бед; а «взываем», - слово намного холоднее и шире в диапазоне восприятия: от робкого и тихого гласа, до крика. То есть оно не такое уже четкое, а «размытое». И к тому же «вопием к тебе» - и «мы взываем», - это совершенно разные позиции. В первом случае малое обращается к большему, страждущие к врачевателю; а во втором: «мы» уже на первом месте….

Избавльшему три воеводы от убиения неправеднаго вопием ти: Радуйся, Николае, заступниче прибегающим под кров твой.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тебе, избавившему трех воевод от убиения неправедного, мы взываем: «Радуйся, Николай, заступник прибегающим под кров твой!»

И снова приходиться только поражаться легкости древней речи. Да, введение падежей сделало нашу речь более понятной на бумаге, но напрочь отвергло поэзию, которая жила в каждом слове издревле как синоним речи вообще, как изначальная основа речи. Раньше всяк говорящий был поэтом, а сейчас поэты заняты рифмосложением, чтобы сделать речь красивее, а точнее красочней. (Стоит задуматься, а не по этой ли причине, не отсюда ли и возникла поэзия?)
И еще, древнее произношение требовало участия большего количества мышц лица, что делало речь внятно произносимой. Попробуйте четко произнести слово «избавльшему», а потом «избавившему» и сами почувствуете отличие современного, быстрого, но и глухого языка. Тоже и с окончаниями «аго». Неправеднаго…. Такое произношение требовало четкой дикции и ясности слов. Кстати, это очень хорошо показано в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Попробуйте быстро скороговоркой произнести слова: «Аз есмь царь»! Не получится. Не будет того достоинства, облеченности властью и бремени ответственности. А в современном звучании «Я есть царь!» уже ничего, кроме гордыни не слышно.

Богородице Дева, радуйся, радость от Ангела приемшая, и спаси Тебе величающих.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Богородица Дева, радуйся, радость от Ангела принявшая, и спаси Тебя величающих.

Приемшая –более широкое понятие. Этим словом обозначили три позиции, 1 –саму Богородицу; 2 – Ангелов, от кого, приемшую; и 3, - предмет, который она приемлет, (радость), и этот предмет достоин Ее, - приемлем. А принявшая – это просто фиксация действия, сам факт передачи. Вроде как одно и то же, но в первом случае он показан, а во втором описан. А что лучше: увидеть, или услышать пересказ о событии?

Никтоже прибегаяй под кров надежды твоея, отче, тощь от тебе исходит: но радуйся принося ти, помощь приемлет, Николае, юже и мне подаждь, всеблаженне.

Никто, прибегающий под кров надежды на тебя, отче, не уходит от тебя ни с чем, но возглас «радуйся» принося тебе, помощь принимает, Николай; ее и мне подай, всеблаженный.

Прибегаяй. Именно так, не «прибегая» и даже не «прибегай», а - прибегаяй. В этом слове слышно движение и запыханное дыхание человека, все-таки достигшего цели, добежавшего и ставшего на свое место. Каким же емким делает это слово странное ныне нашему уху окончание! Воистину, «яй» усиливает окончание действия, делает завершение. А если вдуматься, какое оно создает обозначение позиции просящего: здесь не может быть никаких сомнений и шатаний, - ищущий помощи у Угодника Христова просит твердо, не сомневаясь, всей душою прибегаяй. Всего одна лишь буква, но каким мощным сделала она все слово, весь стих зарядив Верой! И теперь скажите, что потеряно в слове «прибегающий»?
И снова, какие яркие поэтические образы в каждом слове!
«Никтоже тощь от тебе исходит»! Ярко, образно и звонко, на подъеме, - и какую странную эволюцию мы проделали, чтобы заменить такую речь на вот это: «не уходит от тебя ни с чем». Заглушили мы свою речь. Лишили себя духовного подъема, отрезали себя от Неба. «Эволюционировали» в рок, в уныние: «Кто виноват, скажи-ка брат, что одинок твой дом и пусто за твоим окном…», - а это ведь одно из лучших произведений нашей рок-поэзии.
Кто виноват, скажи-ка брат, что мы от Бога отошли?

И что самое интересное – это ведь не единственно верная транскрипция! Каждый найдет свое понимание, свой смысл в церковно-славянских, древних текстах, и гораздо более глубокий, чем этот, а в целом это только подтвердит основную мысль. Эти молитвы лучше всего сохранили образность и красочность Слова, к тому же они многослойны, и каждый будет находить в них свои откровения вновь и вновь.
Можно много говорить о трансформации слов и речи, приводить тексты, слова, но и этого уже достаточно, чтобы понять как именно, а главное – ОТ КОГО началось отдаление. Только в обращении к Богу возникают такие возвышенные чувства и пока жива Вера и Душа, будет и эта возвышенное, восторженное отношение. Правда, оно в миру, в нашей повседневной жизни, больше ассоциируется с женщиной. И все равно, написать такие строки: «я помню чудное мгновение» мог только человек глубоко и искренне верующий! А вот когда приходит атеизм, то остаются только рубленные, отторгающие рифмы: «кто виноват, скажи-ка брат… что вянет листопад, и вороны кружат…».

На этом примере мы видим, как разговорное слово трансформировалось в
письменность. Как Животворящее Слово, несшее человеку Божественную Истину трансформировалось в человеческую житейскую мудрость и как при этом терялась важность произношения, а становились важны падежи и склонения, чтобы читатель не терял нить повествования. Хорошо ли это, или плохо?
Дело не в самом предмете: возможно, такая трансформация становится частью общечеловеческой эволюции. Возможно, она необходима, ведь глупо было обращаться к водителю: «милостивый сударь, соблаговолите обратить внимание на этот столб, в который мы сейчас врежемся на скорости 130 км/час!». Пока это произнесешь, уже пред Господом предстанешь; то есть крик: «смотри, куда прешь!» и есть та эволюция, о которой идет речь. Дело не в том – хорошо, или плохо, нужно, или нет; дело в том, что теряя красочность, емкость древних обращений, мы потихонечку стали отходить от Господа. Наша речь перестала его возвеличивать. Но поскольку это действие происходило тихо на протяжении тысячелетий, то оно так и осталось незамеченным. Мы констатируем сам факт отхода, но причины видим глобальные, - революции, НТР, прогресс, все та же дарвинская эволюция, которая на самом деле всего лишь оправдывает нашу агрессивность; но такие «мелочи» оставляем без внимания. Но изымите из лексикона слова: «возвышенный, чудный, светлый, радостный, животворящий» и через пару поколений ужаснетесь, во что превратились люди! Их терминами станут «жуть, мрак, бездна, ужас». Они сами станут носителями Тьмы.
2
Итак, создавая письменность, и увековечивая в граните правила правописания, мы начали тихо отдаляться от Слова. Но, даже лишаясь Слова животворящего, у современного человека оставался разум, чувства, память веков, изложенных в книгах. И было чем гордиться: это была Мудрость веков, величайший накопленный потенциал. Правда разум уже тот самый, «сон которого порождает чудовищ». Но он мог затачиваться, и книга была инструментом для шлифовки разума.
И вот приходит новое техническое чудо – кинематограф. Великий и ужасный, чудесный и лживый, - фабрика наших сладчайших грез. Видео в каждом дому. Вот мы уже и приближаемся к мастеру жанра ужасов, как именуют С. Кинга, и к его книге, по которой и был снят вышеупомянутый фильм, но потерпите немного, еще одно отступление.

В девяностых годах, когда мы находились в глубокой… депрессии, какими животворными стали слова нашего сатирика Михаила Задорного: «Какие они тупые!»
И приводились безчисленные подтверждения тупости американцев, - в быту в повседневности, во всех вопросах, которые не касаются бизнеса и… разведки. ЦРУ крепко утерла нос всем нашим органам, хотя бы самим фактом сдачи СССР. Но речь
не о политике.
В тот самый момент, когда миф о превосходстве американского всего: доллара,
оружия, техники, мысли, литературы, политики, строя и образа жизни должен был сломать нас окончательно и безповоротно, вдруг пришла эта спасительная фраза, ставшая в одночасье такой известной. Точнее это был анализ их пресловутой продвинутой жизни. И выяснилось, что американцы такие же тупые, как и мы, и законы у них такие же тупые, правда, на свой лад. Еще тупее. Просто нас, (а за последнее столетие особенно), долго превращали в з/к, и мы от бедности находим применение вещам и выкручиваемся (и ведь живем!) там, где другие давно бы сгинули. А они привыкли к сытости, комфорту, к узкой специализации и т.д. Но тупость эта чисто бытовая и обоюдная, а главное – легко обратимая, если не осмыслить причин человеческого отупения, и не понять, что отслеживать ее необходимо не на отдельных людях, и не на нациях, а на поколениях. Понятие:
«мы умные, а они тупые» возникло только потому, что мы несли в себе потенциал прошлого и находились за железным занавесом.
Так как же воздействует отход от Слова и Книги на умы поколений и когда процесс этот становится необратимым?

Как мы помним, СССР был самым читающим государством в мире, а образование самым лучшим, ибо прививало мышление, а не знаемость предметов. Итак, мы читали, пусть по-советски ограниченно, а американцы смотрели… комиксы и фильмы, которые становились все более красочными и эффектными.
Давайте проследим эволюцию развития: Слово (речь) – книга (письменность), - картинка (фильм).
Каждый этап, это одновременно и развитие, и утрата. Развитие техническое, а вот утрата животворящего начала, каким было вначале Слово. Стоит ли приводить цитату, о том, что было вначале, и у Кого было Слово? Вот Его мы и утрачивали, но у нас появились книги. Которые ИСТИНУ раздробили на множество житейских ситуаций и мудростей, накопленного опыта, но все же описывали живого человека, ЕГО МЫСЛИ, ЕГО МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ДЕЙСТВИЙ. И читая, растущее поколение видело и училось прежде всего мыслить, ибо тем книга и хороша, что показывает внутренний, ДУХОВНЫЙ мир героя. Видя его мотивы, беря их за основу, подражая своим героям, подростки прежде всего учились думать, чувствовать, любить, и это было самое главное.
Но вот пришла картинка. Красочность, внешняя сторона действия, лаконичность текстов становятся непременными атрибутами новой жизни, и шлифуется до безконечности. Беседы и диалоги сменяют фразы: «Сдохни, тварь!» Или: «Я еще вернусь!». Но самое страшное – кино не способно открыть внутренний, духовный мир человека! О нем можно только ПОВЕДАТЬ, но не показать. Точнее, это отдельное направление в кинематографии, очень сложное, трудоемкое; а зачем двигаться в эту сторону, когда динамизм движений более ярок, красочен, привлекателен и дешев?
/Заметьте, я осознанно не подымаю вопрос о вмешательстве лукавого в наше развитие, но хочу показать сам механизм этого вмешательства по своему ничтожному разумению. Людям верующим и так понятно, кто стоит за таким
«прогрессом», но всем, думаю, будет полезно увидеть этот механизм./

Итак, о какой глубине мысли, тонкости мировосприятия, духовном начале может идти речь, когда идет такая стрельба? Только выбор, кому именно сдохнуть и как выжить в этом аду! Удивительно ли, что выросшее на комиксах поколение теперь ищет во всем мире только врагов? Коммунистов, террористов, и еще всяких разных «истов», потом будет искать врагов пришельцев. Их комиксная логика допускает только битву на выживание, их мышление сделало их уже роботами давно. А фильмы закрепили эту убежденность. Вот в чем причина их тупости! Они не понимают своих героев, не видят тонкостей и многограния души, различных оттенков. Все просто как в кино – герой всегда берет, что ему нравится силой, кулаком расшибает стекла машин, лбом таранит танки. Он супер! Но когда пытаешься подражать такому, сразу понимаешь несоответствие. Потому что терминатор это робот, а человек, - это человек. И фильм никогда не передаст самого главного, что является сутью книги. Например «Зеленая миля». Герой, начальник блока, получил от дикого Билли в пах и спровадив сослуживцев падает на пол в агонии боли. Джон Коффи его зовет к себе и творит Чудо, лечит от инфекции. Пол идет в туалет и убеждается, что боли больше нет! Так и в книге, так и в фильме.
В фильме конечно интересней, действие, звук, накал ламп, черные мушки изо рта, улыбка блаженства Пола при мочеиспускании, мастерская игра актеров. Фильм хорошо передает некоторые нюансы. Но вот главное, что описано в книге, чувства человека, на ком свершилось чудо, не показаны:
«Я знал, что произошло. Наверное, знал это даже тогда, когда пытался убедить себя, что был под гипнозом. Я получил исцеление, настоящее, чудесное, от Всемогущего Бога».
А во время самого лечения:
«Помню, что повторял снова и снова имя Спасителя: Христос, Христос, Христос, а еще помню, как подумал о том, что из-за лихорадки у меня бред.»

Всего две строки, несколько слов, которые отдаляют фильм от книги, а нас от реального осознания и понимания происходящим в фильме событиям. Сознательно, или нет, это другой вопрос; но именно так начинается искажение восприятия! Согласно фильму, Джон Коффи просто обладает паранормальными
способностями, может и от Бога, (как-никак, творит добро)! Людей лечит, пытается
зло исправить, (вернуть к жизни девочек-близняшек, за что и попадает в блок смертников), он хороший парень, который и сам не знает, откуда у него эти способности. А главное, ему самому они приносят только страдания. Как он жалуется, плачет, что ему очень плохо от людской злобы, что он болен, устал!
И не слова о Том, кто дает такой Дар. И создается впечатление, что режиссер видит в герое скорее шамана, или волхва, который забирает болезнь, а потом выпускает из своего организма сворой мошек. И конечно устает сильно, приняв «на себя» эту хворь.
Сколько Чудес совершали и совершают Святые по Божьей милости! Излечивали,
и из мертвых воскрешали именем Господа, бесов изгоняли: возвращали к Жизни, к
первоначальному Слову, и не маялись потом, как это преподнесено в книге и
окончательно вывернуто в фильме. Но как понять это людям неверующим? Не было у врачевателей «отходняка», да и совершенно это другой процесс, когда Господь Иисус Христос дает исцеление по молитвам Святым. И совершенно иное, радостное, окрыляющее сознание, самочувствие, когда Господь посещает душу!
Но когда церковь расколота на Православную и Католическую, а те дробятся еще и еще на протестантов, лютеранцев, баптистов; и если те полагают, что Господь на любом человеке может проявить свою милость, то и возникают подобные мнения. И если «избранник» вдруг начнет пророчествовать, (как тут не вспомнить мультик «Симпсоны в кино», когда на старого хрыча обрушилось откровение и тот стал биться в припадке, вопя «Эпа, эпа»?); то нетрудно понять главный мотив фильма «Зеленая миля». Ну даровал Господь Джонни такую милость, но радости она ему не приносит. И в конце концов тот предпочитает умереть, но больше не нести эту милость людям. И охрана, безмерно уважая такой выбор, пуская слезы и сопли, поджаривает его на электрическом стуле.

А ведь в книге постоянно идет обращение к Богу, но почему в фильме этого нет? Допустим, можно понять в наше атеистическое время, почему высказывание «Щиит» превратили в «черт», а не приводят хотя бы условно приблизительный перевод. Впрочем, это не оправдывает: кого зовешь, тот и приходит. Но в фильме имя Господне упоминается только вскользь, на обеде у Пола, когда обсуждали план лечения Мелинды, жены начальника тюрьмы.
Дин говорит за столом:
- Нет, подожди, ты говоришь о чудесном исцелении? Восхваляешь Бога за чудо?
- Да. Я не верю, что Господь дал такой дар в руки убийцы.
И это практически единственное упоминание Бога. Да и то, рикошетом, потому что главный герой верит в это, но это уже как бы его личное дело. Если и не преступление перед обществом, то просто маленький личный бзик. Но книга ведь совсем по-другому преподносит все события! Вот что в книге:
«И, может быть, думал я, мы все - цирковые мыши, бегающие туда-сюда, имеющие лишь слабое представление о том, что Бог и Дух святой смотрят сверху в наши бакелитовые дома через слюдяные окошечки.»
«Только Бог может прощать грехи и прощает их, смывая предсмертной кровью своего распятого Сына, но это не снимает с его детей обязанности каяться в этих грехах.»
«Я задремал, и мне приснился сон о Голгофе. Гроза на западе и запах, напоминающий запах можжевеловых ягод. Брут, Харри, Дин и я стояли вокруг в форме и жестяных шлемах, как в кинокартине Сесиля Б. Де Милля. Думаю, мы были центурионами. Я увидел три креста: слева и справа Перси Уэтмор и Эдуар Делакруа, в центре Джон Коффи. Я посмотрел на свою руку и увидел в ней окровавленный молоток.
"Нам надо его снять оттуда, Пол! - кричал Брут. - Надо спустить его вниз!"»

Вот так мы бываем обкрадены…. Вот так в фильмах, и ведь порою замечательных,
нам промывают мозги, вымывая не только Бога, но и саму способность мыслить.
«Форрест Гамп»:
«Идиот я с самого рождения. У меня IQ ниже семидесяти, так что ошибки
быть не может….»
И вот этот идиот на поверку оказывается намного лучше, человечнее, и умнее, чем все «нормальные люди», которые его окружают. И герой задает вопрос – вот я стал миллионером, но не счастливым, если верить американской мечте. Потом бегал и стал известным, но опять, не счастливым. А счастье его заключалось в сыне, в умственно нормальном сыне, которая ему родила любимая женщина. Фильм сильный, кто спорит, но книга Уинстона Грума намного глубже, намного шире и богаче оттенками! Читая ее после просмотра фильма, понимаешь, что смотрел черно-белую копию, которая умышленно, или нет, уводит от мысли в чувства.
Ах, эдакое восторженное умиление, которое и тупит этих самых американцев, а теперь и весь мир! Как образно оно показано в Шреке 2, когда кот делает умильные глазки страже!
Да, фильм замечателен, эмоционален, но книга совсем о другом. По прочтении ее совсем другой привкус! Ибо фильм не способен передать внутренний духовный мир человека. И так во всех фильмах, снятых по замечательным книгам.
Кизи. «Пролетая над гнездом кукушки». Совсем иной смысл. Да практически все хорошие фильмы не передают и десятой доли человеческих чувств, описанных в книгах, кроме гнева, ярости, жажды мести, крови, смерти, насилия. Это как раз и прет само. А «Молчание ягнят», как и все другие «маньячные» фильмы, наоборот, передают все оттенки страха, боли, ужаса! Интересное получается кино… если оно жуткое. Что оно несет нашему сознанию?

Вот оно, то место и та сцена, где лукавый крысолов играет на дудочке и уводит наших детей в адово царство. И нет разницы – русские, американцы, европейцы. Хотелось бы, чтобы Михаил Задорнов увидел эти строки и может быть сумел бы донести до нашего сознания, что понятие тупости относительно: два, три поколения НЕ ЧИТАЮЩИХ, НО ЗРИТЕЛЕЙ - и мы, Россияне, станем еще тупее, чем «они»….
Ведь чего мы лишаемся, переходя от книги к движущимся изображениям?
Одно из величайших чудес, которые дает книга – ДОМЫСЛИВАТЬ. Так она развивает наш разум, мышление, воображение и т.д.
Фильм красочен, полон действия и интриги, но он не может поставить многоточие, оборвавшись вдруг на развязке событий – остальное, мол, домысливайте сами. Более того, мы подсознательно ждем хеппи-энда, ведь иначе он нам не понравится. Фильм – это чувства, взывания к чувствам, к страстям, которые все больше и больше накаляются. И на экране, и в жизни. И можно уже смело сказать:
СЛОВО – это Божественные Истины.
КНИГА – это уже житейская мудрость.
ФИЛЬМ – это людские эмоции.

А теперь к этой цепочке «эволюции» СЛОВО-КНИГА-ФИЛЬМ, добавилось еще одно
звено: ИГРА. Компьютерная игра – это уже воспитание, ЧУЖОЕ ВОСПИТАНИЕ уже уведенных от нас детей. И если насилие является ключевым действием, нетрудно догадаться, кого воспитает крысолов-душелов из детей! Некогда думать, надо стрелять, и наслаждаться… убийством. Надо готовиться к большой бойне, - не в этом ли смысл экшн-игр? И какой кто национальности - не будет иметь никакого значения. Но как всегда послужит предлогом….
А вот что самое страшное – невозможно в отдельном государстве, даже вновь отгородившись железным занавесом, воспитывать в нужном нравственном русле новые поколения. Это движение всей цивилизации, но куда – трудно ли понять? Так что, выхода нет? Тупик? Или это спираль развития, и мы подошли к опасному месту, где все зависит от нас самих: вот тропинка над полыхающей бездной насилия и ненависти, и есть лишь узкий карниз, по которому надо пройти?
И легкого, другого пути не будет, - мы уже на этом карнизе. И готовых рецептов нет! Возможно только возвращение к Книге, к ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. А поскольку
мысль человеческая пытлива и устремлена всегда на поиски, то она поневоле будет искать в Книге СЛОВО, - Первоисточник, так уж мы устроены!
Кого зовем, тот и приходит, помните? Без Бога нам с этого карниза не выбраться.
А Кризис надвигается жесточайший и безпощадный, мы это все предчувствуем. И выбор будет наш: пройдем ли мы по зеленой миле к Олд Спарки человечества; или сумеем пройти над бездной?
Вряд ли стоит ожидать глобальных государственных программ и надеяться, что кто-то придет и остановит хаос. Что соответствующие министерства подберут необходимые лекарства для оздоровления, всего человечества, или хотя бы в отдельных государствах. Более того, сейчас происходит обратное, а самое страшное, мы и сами уже отупели от наших экранов, дисплеев, мониторов, мы и сами утратили связь, и на детей махнули рукой. Есть школы, вот пусть и воспитывают! Нам бы их обеспечить, при нынешних то инфляциях. Вот так и происходит отступление и отупение.
Неужели нет выхода? Безвыходных положений не бывает. Основа и ячейка любого общества – семья. Американская ли, Русская ли , Китайская ли, не имеет значения. И каждый просто должен задуматься О СВОИХ ДЕТЯХ: хотите ли вы, чтобы они выросли тупыми и безчувственными? Или хотите, чтобы они хотя бы размышляли, способны были это делать? Тогда прививайте им ЛЮБОВЬ К КНИГЕ.
Другого рецепта нет.


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 17:54
Сообщений: 6786
Откуда: Тверская обл.
Вероисповедание: православие
02 май 2017, 09:45       Сообщение Re: Зеленая миля… человечества?
Ничёсе... [mysl]

_________________
Простите мне,
" воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?"
Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".


Вернуться наверх
Профиль
02 май 2017, 10:31       Сообщение Re: Зеленая миля… человечества?
Кто-нибудь это читал? [ck]


Вернуться наверх
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 авг 2012, 18:19
Сообщений: 10306
Откуда: Самара
Вероисповедание: православие
02 май 2017, 10:51       Сообщение Re: Зеленая миля… человечества?
Я читала! Правда, не до конца, не потому что не интересно, а мне лениво, многа букафф, а тут работа в огороде

_________________
Изображение


Вернуться наверх
Профиль
02 май 2017, 11:15       Сообщение Re: Зеленая миля… человечества?
Галина писал(а):
Я читала! Правда, не до конца, не потому что не интересно, а мне лениво, многа букафф, а тут работа в огороде

Меня тоже скоро родители привлекут на даче - огород вскапывать, вскапываю всегда я лопатой. А пока мы в городе.


Вернуться наверх
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 01 май 2017, 19:39
Сообщений: 5
Вероисповедание: Православное
02 май 2017, 11:38       Сообщение Re: Зеленая миля… человечества?
Воистину, многа букофффф))), чего заморачиваться?


Вернуться наверх
Профиль
02 май 2017, 12:05       Сообщение Re: Зеленая миля… человечества?
Uritronus, расскажите о себе, представьтесь.


Вернуться наверх
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 01 май 2017, 19:39
Сообщений: 5
Вероисповедание: Православное
02 май 2017, 12:45       Сообщение Re: Зеленая миля… человечества?
Хорошее предложение, действительно, вывалить как снег на голову плоды шестилетних размышлений и ожидать иной реакции с моей стороны просто глупо. Простите.
Я пребываю в Свято Покровском монастыре, что на севере Ростовской области с 2011 года постоянно, хотя не монах. На данный момент пономарю. Можно было бы изложить просто: Слово "эволюционировало" в письмо, письмо в кинематографические образы, а сейчас фильм деградирует в игру, - вот так мы удаляемся от Бога. но сия краткость ни о чем не говорит, поэтому пытаюсь выразить мысль обстоятельно, а получается... занудно.


Вернуться наверх
Профиль
Отец-основатель
Отец-основатель
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 19:28
Сообщений: 29202
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православие
02 май 2017, 16:33       Сообщение Re: Зеленая миля… человечества?
"Простыни" действительно очень плохо читаются. Я считаю, что мысль следует доносить таким образом, чтобы она была была удобно понимаема читателем. А тут... Не тот случай.
Да, и еще немного модераторского: у нас принято прятать "простыни" под спойлер.

_________________
Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Исайя 41:13)


Вернуться наверх
Профиль
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 01 май 2017, 19:39
Сообщений: 5
Вероисповедание: Православное
02 май 2017, 17:12       Сообщение Re: Зеленая миля… человечества?
прот. Сергий писал(а):
"Простыни" действительно очень плохо читаются. Я считаю, что мысль следует доносить таким образом, чтобы она была была удобно понимаема читателем. А тут... Не тот случай.
Да, и еще немного модераторского: у нас принято прятать "простыни" под спойлер.


Все таки монашеская жизнь сама приводит к углубленному познанию, - вся мирская быстротечность остается за воротами. На вечерних молитвах мы просим Господа избавить нас от диавольского поспешения. Поэтому я как мопед на скоростной трассе среди тойот, фордов и прочих скоростных аппаратов)))
Прошу прощения, понятия не имею спойлере.


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 авг 2012, 18:19
Сообщений: 10306
Откуда: Самара
Вероисповедание: православие
02 май 2017, 17:40       Сообщение Re: Зеленая миля… человечества?
прот. Сергий писал(а):
"Простыни" действительно очень плохо читаются.


Да еще с телефона

_________________
Изображение


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 07 июн 2012, 18:00
Сообщений: 11373
Откуда: Кубань родная.
Вероисповедание: Orthodox christian
02 май 2017, 21:59       Сообщение Re: Зеленая миля… человечества?
Простыню спрятала :). Uritronus, на будущее, Правилами форума запрещено квотить выделенные зеленым цветом замечания администратора и модераторов.

_________________
Орда. Родная, злобная, твоя.


Вернуться наверх
Профиль WWW
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 22:32
Сообщений: 18025
Вероисповедание: Православие
08 май 2017, 23:52       Сообщение Re: Зеленая миля… человечества?
Я то не успею прочесть, но вот фильм смотрела и конечно он трогает. Потрясающая игра актёров и сюжет тоже. Стивена Кинга читала только "ОНО"


Вернуться наверх
Профиль WWW
09 май 2017, 04:16       Сообщение Re: Зеленая миля… человечества?
Я Стивена Кинга в юности читал. Очень нудно, надо сказать. Перечитывать совсем не хочется.


Вернуться наверх
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 07 июн 2012, 18:00
Сообщений: 11373
Откуда: Кубань родная.
Вероисповедание: Orthodox christian
15 май 2017, 21:46       Сообщение Re: Зеленая миля… человечества?
Тебе просто не те книги Кинга попадались. Есть сюжеты, держащие во внимании до конца книги. :) Вот "Совсем как Бьюик" и "Томминокеров" я не осилила толком, да и не понравились они мне. А вот "Лангольеры" пожирающие время и "Самое необходимое" впечатляет. "Безнадега" кстати тоже. "Оно" - ерунда на мой взгляд, просто пугалка. "Темную Башню" не читала, хотя характеристики у него положительные слышала. "Зеленая миля" мне очень нравится, еще "Противостояние" (почти пророческая книга, мало ли до чего человечество допрыгается). "Туман" жутковатый, но прикольный. :)
Я его книг мноооого прочла в свое время, даже не перечислю... десятка два наверное, а то и три.

_________________
Орда. Родная, злобная, твоя.


Вернуться наверх
Профиль WWW
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ]  На страницу 1, 2  След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
 cron
200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Forum theme by Serge Nepoklonov.
Русская поддержка phpBB