img
Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 29 мар 2024, 01:23



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 50 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Жития святых- помогите разобраться 
Автор Сообщение
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 17:54
Сообщений: 6786
Откуда: Тверская обл.
Вероисповедание: православие
08 дек 2014, 20:50       Сообщение Жития святых- помогите разобраться
На ФБ имею одного своего постоянного оппонента. Нынешнее расхождение наше было вызвано житиями святых. В часности, вот этим:
Цитата:
ВЫКОЛОЛА РАДИ БОГА СЕБЕ ГЛАЗА!

Преподобная Мастридия жила в Александрии Египетской. Она дала обет девства и, соблюдая пост и безмолвие, пребывала в постоянной молитве. Чистота жизни святой девы была подвергнута испытанию. Один юноша, воспылав к ней нечистым желанием, стал преследовать ее, так что святая Мастридия вынуждена была не выходить из дома даже в церковь. Скорбя о том, что невольно ввела юношу в искушение, и ревнуя о его спасении, святая призвала его в свой дом. Узнав, что его особенно прельщают ее прекрасные глаза, преподобная с полным самоотречением выколола их челноком, которым ткала полотно. Избавив себя и юношу от соблазна, святая Мастридия привела его к расканию, и он, приняв иночество, жил строгим аскетом, а святая Мастридия окончила свою жизнь в трудах о Господе.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life3221.htm


И, кстати говоря, не он один, как я увидела, принимают жития святых буквально, так, как они изложены. Если сказано, что святой такой то выколол себе глаза- значит, выколол, если оскопился- так и было, если ходил с собственной головой в руках- тоже без вариантов- ходил и всё тут.
А я глянула про снятые головы- у нас то ещё ладно, а вот у католиков- у них там вообще целое множество таких святых- с головами в руках...
Я пыталась вопрошать о смысле столь ужасных поступков, когда они делались добровольно. И мне совершенно не понятно, зачем Богу чьи то части тела, поскольку аргумент в отъятии частей тела один- ради Бога.
Так же я привела ссылки на книгу профессора Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник».
«ДА НЕ БУДУ Я ЛГАТЬ НА СВЯТОГО»

Этим изречением митрополита Димитрия Ростовского открывается том «Житий», составленных архиепископом Филаретом. Изречением этим, весьма часто вспоминаемым духовными писателями, Православная Церковь хочет еще раз торжественно заявить: все, о чем повествуют «Жития святых», - сущая правда.

За каждым именем, поминаемым православным церковным календарем, стоят жития, которые Церковь издавала в свое время в виде многотомных трудов. Жития эти целиком сохраняют свою силу и в современной Церкви. По крайней мере, за последние сорок лет в церковной печати не было ни единого критического замечания в адрес житий.

Не лгут ли церковные книги? Достоверны ли «Жития святых»? Можно ли им верить, как к тому со всей категоричностью призывает Церковь?

Прежде чем заняться конкретным разбором житий, нужно сказать несколько слов о том ученом-историке, на труды которого мы будем опираться.

В 1871 году в Москве была издана книга В. Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник».

…Излишне, конечно, писать о том, какое место в исторической науке занимает Василий Осипович Ключевский – один из самых выдающихся ученых дореволюционного прошлого, академик.

В. О. Ключевский происходил из рода потомственных сельских священников. Еще в середине XVIII века прапрадед Василия Осиповича служил в Православной Церкви. Сам Ключевский – будущий историк – окончил Пензенскую духовную семинарию. Более трех десятилетий от читал лекции в Московской Духовной Академии, получив звание ее заслуженного ординарного профессора, посвятил церковно-историческим вопросам 16 своих работ.

Церковь никогда не подвергала ни малейшему сомнению приверженность Ключевского к православию. Незадолго до Февральской революции, в начале 1917 года, типография Троице-Сергиевой лавры выпустила, например, брошюру духовного писателя С. С. Глаголева «О В. О. Ключевском», на страницах которой, в частности, сказано следующее: «Поучительно, что в своих чтениях он (В. О. Ключевский) никогда не позволял себе ничего, что могло бы оскорбить или смутить чью-либо религиозную совесть… Он уважал веру, потому что видел в ней сокровище. Несомненно он верил в Бога, как его понимает христианство».

Глубокие познания В. О. Ключевского в истории РПЦ признаны всеми, в том числе и церковными деятелями. «Покойному Василию Осиповичу Ключевскому, - писал, например, С. И. Смирнов в брошюре, посвященной памяти историка и выпущенной в свет в Москве в 1913 году, - принадлежит почетное место среди историков русской церкви».

Книга В. О. Ключевского о древнерусских житиях святых явилась магистерской дессертацией ученого, которую он защитил в Московском университете. Над этим фундаментальным исследованием историк работал в течении пяти лел, изучив, в частности, старинные рукописи библиотеки Соловецкого монастыря, хранившиеся в Казани.

«Он рассмотрел критически, сопоставляя взаимно и с другими источниками, главным образом, летописями, - сообщал С. И. Смирнов в упомянутой брошюре, - до 160 житий с лишком в 250 редакциях по спискам, число которых доходит, по всей вероятности, до 5000…»

Эта книга получила всеобщее признание. Вот лишь несколько оценок, взятых из целой россыпи похвал:

«26 января… 1872 г. он (Ключевский) защитил в Московком университете свою диссертацию на степень магистра русской истории: «Древнерусские жития святых как исторический источник», которая доселе остается классическим трудом в данной области, ничем и никем незаменимым». Так было сказано в томе XI «Богословской энциклопедии», изданном в Санкт-Петербурге в 1910 году.

«…Труд, являющийся незаменимым исследованием в этой области», - утверждал «Полный православный богословский энциклопедический словарь», выпущенный в 1912 году.

Нельзя не отметить одну странность. Хвалить-то книгу Ключевского церковники хвалили, но книга была отпечатана частным книгоиздателем и ничножно малым тиражом – всего лишь 3 тысячи экземпляров. Почему? Ведь Русская Православная Церковь являлась до революции гигантским богатеем и собственником. Но… Православная Церковь не сочла нужным отпустить средства на изданние книги, в адрес которой она расточала столь обильные и восторженные похвалы. Чем это объяснить? Далее будет ясно.

Мы рассказали столь подробно о Ключевском для того, чтобы ни у кого из читателей, в первую очередь из числа верующий людей, не могло возникнуть ни малейшего сомнения в авторитетности, истинности, объективности оценок и критических замечаний, сделанных при исследовании житий святых, канонизированных Русской Православной Церковью.

Напомним еще об одном церковном историке, выводы которого будут упоминаться ниже. Речь идет о Е. Е. Голубинском, академике Российской академии наук, докторе богословия и заслуженном ординарном профессоре Московской духовной академии. «Православная богословская энциклопедия» под редакцией профессора А. П. Лопухина, в томе IV, выпущенном в Петербурге в 1903 году, писала о Е. Е. Голубинском: «…историк независимый и вполне оригинальный…Много загадочных фактов выяснено, свидетельств истолковано; огромные книги его истории наполнены подробными мелкими открытиями и представляют неисчерпаемый материал для последующих работников».

Итак, вооружившись критическим анализом религиозных сказаний из книг эти двух знаменитых историков Русской Православной Церкви (главным образом, В. О. Ключевского), обратимся к житиям русских святых.

Первоначальные, исходные списки многих житий, которые могли бы еще служить каким-то более или менее достоверным источником, попросту погибли. Так случилось, например, с житиями Ефрема Новоторжского и Арсения Комельского, князя Всеволода ( в крещении Гавриила) Псковского и Максима юродивого.

«Житие Ефрема Новоторжского сохранилось в поздней и плохой редакции, которая состоит из бессвязного ряда статей и всего менее говорит о жизни Ефрема. Биограф рассказывает предание, будто в начале XIV в. тверской кн. Михаил, разорив Торжок и обитель, увез древнее житие Ефрема в Тверь, где оно скоро сгорело…» (В. О. Ключевский. «Древнерусские жития святых как исторический источник». М., 1871, стр. 335. Далее ссылки на эту книгу будут для краткости упоминать лишь фамилию ее автора и номер страницы).

«Пожар в 1596 г. истребил повесть о жизни и чудесах Арсения Комельского, хранившуюся в монастыре» (Ключевский, стр. 333).

Житие преподобного Александра Ошевенского написал иеромонах Ошевенского монастыря Феодосий через 88 лет после кончины сего пустыннника. Какими же сведениями пользовался Феодосий. Составляя это житие? Личных наблюдений и впечатлений он, разумеется, не имел. Представьте себе трудности биографа, который через 88 лет после смерти подвижника садится за его жизнеописание, не имея под рукой никаких архивов. Только изустные предания. В таком положении и очутился иеромонах Феодосий. Опереться ему было не на что. «Брат Александра Леонтий, вскоре по смерти его постригшись в монахи в Ошевенском монастыре, начал диктовать клирикам рассказы о жизни святого. Около 1530 г. игумен Маркелл, обобрав монастырь, уехал в Москву и взял с собой записки. На дороге его убили, и записки пропали» (Ключевский, стр. 299).

Итак, все нити были непоправимо оборваны. Остались устные рассказы племянника преподобного Александра Ошевенского, услышанные им, Феодосием, от своего отца – сельского священника, который в свое время эти рассказы слушал. Потом, став монахом Ошевенскоой обители, Феодосий «застал еще древних старцев и родных Александра и, пополнив их рассказами свои сведения о нем, написал биографию» (Ключевский, стр.299).

Судите сами, насколько надежны такие источники! Судите сами, на какой исторической основе составлялись прочие жития, если житие преподобного Александра Ошевенского на их фоне В. О. Ключевский посчитал «обширным и превосходным по содержанию».

По устным преданиям и легендам (попросту говоря, сказкам), дошедшим до жизнеописателей, как говорится, «через шестые уши», было сочинено великое множество житий. Обширное исследование В. О. Ключевского изобилует подобными критическими замечаниями.

Например, жизнеописатель Елеазара Анзерского чистосердечно признается, «что до него жизнь Елеазара никем не была описана, что он собрал сведения о святом «точию от слышания» и лишь некоторые из чудес последнего времени «в памяти обретошася…» (Ключевский, стр. 347).

Житие Космы Яхромского «похоже на витиеватое похвальное слово, в котором сквозь риторику… проглядывает лишь скудное и смутное предание» и где «среди словообильных и напыщенных назиданий и размышлений, путающих ход рассказа, с трудом можно уловить две-три ясные биографические черты» (Ключевский, стр. 286).

Составители жития Иннокентия Комельского (Вологодского) «писал по уцелевшему преданию, многое забывшему или спутавшему» (Ключевский, стр. 304).

Канонизированное сказание о Петре и Февронии, по словам В. О. Ключевского, «имеет значение только как памятник, ярко освещающий неразборчивость, с какою древнерусские книжники вводили в круг церковно-исторических преданий образы народного поэтического творчества» (Ключевский, стр. 287).

Жизнеописание святителя Леонтия, епископа Ростовского, отличается «неопределенностью, показывающей, что оно черпало единственно из смутного предания, не основываясь на письменном источнике, на летописи или на чем-нибудь подобном» (Ключевский, стр.13).

«Несмотря, однако, на сравнительно недалекое расстояние биографа от времени жизни блаженного (Исидора юродивого, ростовского чудотворца), содержание этого жития очень смутно и почерпнуто преимущественно из легендарных источников». (Ключевский, стр.280).

Подобные выписки можно было бы продолжить.

Но на смутном да скудном изустном предании. Которое, быть может, прошло сквозь десяток поколений, прежде чем коснулось слуха составителя житий, далеко не уедешь. По этой причине монастырским сочинителям очень часто приходилось поступать в своем благочестивом деле так же, как, к примеру, поступает портной, который вознамерился одеждой превратить хилого человека в плечистого здоровяка. Портной прибегает к помощи ваты, а сочинитель житий – к помощи «широких словес», как в этом чистосердечно покаялся один из них – монах Свияжского Успенского монастыря Иоанн, автор жития казанского архиепископа Германа.

«Поздний биограф, - пишет о нем В. О. Ключевский, - откровенно признается, что многого не знает о Германе и не нашел никого из его современников; не раз он просит читателя не требовать от него подробностей, ибо темное облако забвения покрывает память святого, благодаря отсутствию старых записок о нем» (Ключевский, стр. 342).

Темное облако забвения покрыло память, разумеется, не только одного казанского архиепископа Германа, но еще и многих-многих других преподобных и блаженных, святителей и благоверных, поминаемых православным церковным календарем. Но составители иных житий не были самокритичны, как свияжский инок Иоанн. Они не признавались в том, что набивали образы святых старой, затасканной ватой церковного красноречия, как впоследствии стали набивать ватой мощи этих же угодников Божьих, чтобы получить «подобие нетленных тел», покоящихся в раках.

«В житии Нифонта (епископа Новгородского) Варлаам (церковный писатель) едва прикрывает многословием недостаток своих сведений о святом (Ключевский, стр. 260).

Житие юродивого Николая Кочанова в Новгороде «сообщает очень скудные и неопределенные черты, переплетая их общими местами» (Ключевский, стр. 269).

«…Житие Саввы Сторожевского очень скудно биографическим содержанием и старается восполнить его длинным рядом чудес» (Ключевский, стр. 248).

«Житие Мартирия Зеленецкого не богато фактическим содержанием и слишком часто обращается к видениям и другим легендарно-риторическим приемам агиобиографии…» (Ключевский, стр. 346)

Автор жития Никодима Кожеозерского «…переплел рассказ… общими биографическими чертами, почерпнутыми из древнерусского понятия о подвижнике, а не из какого-либо фактического источника».

По этому рецепту составлялись жития не только угодников заурядных, но и первостатейных, таких, к примеру, как святитель Петр – митрополит Московский, имя которого упомянуто в современном православном церковном календаре трижды и всякий раз выделено жирным шрифтом.

«Обычные биографические черты», или, другими словами, штампы, которые переходят из жития в житие, как стертые пятаки из одного кошелька в другой, украшают, конечно, не только житие Петра, митрополита Московского.

«Трудно представить себе более внешнее и бессильное отношение биографа к своему делу! – воскликнул В. О. Ключевский, коснувшись жития Ефрема Перекомского. – Автор почти целиком переписал житие Александра Свирского, поставив только другие имена лиц и мест и кой-где легко изменив ход рассказа. Это, конечно, делало незбежными искажения действительных событий, чем объясняется множество противоречий, которые легко заметить при чтении жития». (Ключевский, стр. 263).

Церковные сказания о ярославских князьях Василии и Константине, по мнению В. О. Ключевского, «обнаруживают, с одной стороны, большую заботливость украшать житие в литературном отношении, руководствуясь образцами, с другой – такое же равнодушие к его фактическому содержанию и к источникам, из которых оно черпается» (Ключевский, стр. 176-177). Биограф этих князей некий монах Пахомий (первая половина XVI века) переписал характеристику другого благоверного князя, «приспособив ее к своим князьям-братьям» (Ключевский, стр. 175).

В житие Михаила Ярославича, князя Тверского, автор вписал «надгробный плач княгини из жития Димитрия Донского» (Ключевский, стр. 354).

«Предисловие к житию Евфимия (архимандрита Суздальского) есть подражание предисловию Пахомия к житию Сергия» (Ключевский, стр. 288).

И так далее.

Церковь преподносит верующим каждое житие как некое монолитное Божественное откровение, в котором каждое слово – одна-единственная и непреложная истина. Но церковники, конечно, скрывают тот весьма неприятных для них факт, что многие жития дошли до нас в нескольких вариантах, каждый из которых противоречит остальным. В. О. Ключевский не раз говорит об этом в своем исследовании. Это относится и к житию Петра, митрополита Московского («…текст его отличается обилием вариантов и заметными неправильностями… По крайней мере ни один из четырех нам известных списков нельзя назвать исправным») (Ключевский, стр.75), и к житию Моисея, архиепископа Новгородского («…оно сохранилось в очень немногих списках и притом позднего времени… они не представляют одинакового текста и распадаются на две редакции, различающиеся изложением и составом»)(стр. 147), и к житию Прокопия, юродивого Устюжского – («это ряд легенд, сложившихся из различных местных воспоминаний») (стр. 277), и к житию Авраамия Ростовского – («наши церковные историки доверчиво пользуются содержанием этих редакций… не останавливаясь на их сравнительной ненадежности») (стр. 27), и к повести о князе Константине Муромском с сыновьями – («редакции ее не согласны в показаниях о времени события, из которых ни одно, впрочем, не заслуживает веры») (стр. 288), и к многим иным житиям и повестям, по сей день прославляемым в той или иной форме Русской Православной Церковью.

В апреле, например, Церковь отмечает перенесение мощей благоверного князя Всеволода (во крещении Гавриила) Псковского.

Как же оценивает В. О. Ключевский достоверность жития этого благоверного?

«В предисловии к биографии кн. Всеволода автор откровенно признается: «а еще от младых ногтей житие его не свем и не обретох нигдеже». Это житие довольно плохо составлено из немногих летописных известий о деятельности князя в Новгороде и Пскове; от себя прибавил автор анахронизм, отнес деятельность князя ко временам Ливонского ордена, назвав его «оборонителем и забралом граду Пскову от поганых Немец» (Ключевский, стр. 257).

В житии Антония Римлянина «встречаем… черты, которые могла занести только позднейшая рука» (Ключевский, стр. 306). «Житие говорит вначале, что Антоний прибыл в Новгород в 1105, а в конце читаем: «поживе с пришествия своего до игуменства лет 14…» 1105 плюс 14 будет 1119. А из летописей известно, что Антоний поставлен игуменом в 1131 году. Разница в целых 12 лет! Сличение жития с летописями позволило историку найти в нем «другие несообразности, невозможные со стороны современника описываемых событий». (Ключевский, стр. 306).

Трудно определить по житию Ферапонта Монзенского, когда преставился этот преподобный. «Биограф приводит известие, - пишет В. О. Ключевский, - что Ферапонт преставился в 1585 году, прожив в Монзенском монастыре 2,5 года. Но по счету самого автора голод 1601 г. был 13 лет спустя по смерти Ферапонта» (Ключевский, стр. 328). Итак, год «блаженной кончины то ли 1585, то ли 1588. Но это еще не все… «По ходу рассказа в житии, Ферапонт был еще жив во время ссоры монзенской братии с игуменом Павлова Обнорского монастыря Иоилем, который занимал это место в 1597-1605 гг». (Ключевский, стр. 328). Получается, что преподобный преставился не ранее 1597 года. Не мог же он, в самом деле, ссориться с соседним собратом, будучи уже в небесных обителях!

Но и это еще не все! «Биограф говорит, то кончил житие чрез 39 лет после смерти Ферапонта. Но оно написано много лет спустя по приходе автора в обитель, когда он ста уже строителем монастыря и иеромонахом; а он сам говорит, что пришел в монастырь в 1626 г. По-видимому, Ферапонт умер в 1598-1599 гг.» (Ключевский, стр. 328)

Итак, преподобный Ферапонт преставился либо в 1585, либо в 1588, либо в 1598-1599 годах.

Архиеписком Филарет, вероятно, «во избежание соблазна» среди простодушных чад Русской Православной Церкви, написал в конце жития Ферапонта Монзенского: «Отошел к Господу… декабря 12-го 1591 г.» Видите, какая точность! Даже день известен! А вот о путанице с годами преосвященный автор, разумеется, предпочел стыдливо умолчать.

В июньском разделе православного церковного календаря поминается благоверный князь Глеб Андреевич, который, если верить житиям, преставился в 1175 году. Житие этого благоверного, составленное пять столетий спустя после его кончины, сообщает, что двадцатилетний князь Глеб, «чистый и непорочный», был сыном Андрея Боголюбского. Но во всех летописях упоминаются три сына этого князя (Изяслав, Мстислав и Георгий), а о Глебе нет ни слова.

Церковный историк Е. Е. Голубинский, стараясь как-то выйти из конфузного положения, предположил, что Глеб – это иноческое има Георгия. Но Георгий не умер двадцатилетним юнцом, «чистым и непорочным», а прожил весьма бурную жизнь. Он был супругом знаменитой грузинской царицы Тамары, потом его изгнали из Грузии и умер он неизвестно где. Разлад между житием князя Глеба и историческими данными настолько очевиден, что даже Е. Е. Голубинский вынужден был в труде «История канонизации святых в русской церкви» признать: «Составляет загадку, что после 1175-го года летописи совершенно молчат о нем».

Афанасий (Петелар) умер в 1654 году на обратном пути из Москвы, куда он ездил на поклон к российскому царю. В монастыре под городом Лубны он закончил свою, мягко выражаясь, весьма пеструю и далеко не праведную жизнь. «Мудрый в слове, Петелар, - писал об этом святителе такой известный церковный автор, как Константин Икономос (в сочинении «Исторический список епископов, а потом патриархов Константинопольских»), - оказался на деле тщеславным человеком, из честолюбия готовым попирать божественные каноны Церкви…». Константин Икономос сообщает, что однажды этот «борец и страдалец за веру православную», каким его пытается изобразить житие, «написал просьбу папе об утверждении за собою по прибытии в Рим титула константинопольского патриарха…» Но переход в услужение к папе римскому не состоялся, и Афанасий снова пробился на патриарший престол. К. Икономос наделяет Афанасия (Петелара) эпитетами «бесславных и презренный».

Греческие монахи – свита странствующего патриарха Константинопольского – похоронили своего владыку в Лубенском монастыре по обряду своей церкви: в сидячем положении. Именно это обстоятельство, поразившее воображение местных иноков и паломников, и послужило основной и решающей причиной причисления Афанасия (Петелара) к «лику святых». Об этом, кстати, прямо заявил Е. Е. Голубинский в книге «История канонизации святых в русской церкви». Говоря о «святителе», Е. Голубинский не может удержаться от критических слов в адрес его почитателей. «Бывает, что Господь творит не по суду и вопреки суду человеческом; но бывает и то, что Господь попускает людям творить неправое». И Голубинский советовал отказаться от прославления патриарха Афанасия качестве святого, ибо канонизация его «противоречива и подозрительна». Но… до сих пор имя этого подозрительного «святого» стоит в православном церковном календаре.

Рассыпаясь в похвалах по адресу В. О. Ключевского и Е. Е. Голубинского, церковники, тем не менее, на деле «клали под сукно» результаты их исканий в области житий русских святых. Церковники продолжали петь старые песни, повторяя все ошибки, противоречия и нелепости, отмеченные историками. Вот лишь некоторые сопоставление церковных нелепостей и исторической правды. Сначала – выписки из двенадцатитомного труда архиепископа Филатера «Жития святых, чтимых православной церковью» (издано в Санкт-Петербурге в 1892 году). Затем – выписки из книги В. О. Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник» (издана в Москве в 1871 году) и из книги Е. Е. Голубинского «История канонизации святых в русской церкви» (издана в Москве в 1903 году).

Святые расположены в той последовательности, в которой они поминаются в православном церковном календаре.



ПРЕПОДОБНЫЙ КИРИЛЛ НОВОЕЗЕРСКИЙ

«Вслед за кончиною преподобного Кирилла открылись знамения близости его ко Господу… В ряду разных исцелений, следовавших затем, особенно поразительно исцеление инока Макария»

(Том «Февраль», стр 35)

«…ряд посмертных чудес не одинаков в разных списках, и трудно угадать, где остановился биограф и откуда начинаются позднейшие прибавки».

(Ключевский, стр. 319-320)



БЛАЖЕННИЙ ИСИДОР, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫЙ, РОСТОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

«Купцы плыли по морю и во время страшной бури решили умилостивить небо, как спутники Ионы: положили жребием узнать самого тяжкого преступника и бросить его в море. Так брошен был ростовский купец, и он уже близок был к тому, чтобы быть поглощенным в море, как является блаж. Исидор и переносит его на корабль».

(Том «Май», стр. 233-234)

«… рассказ о спасении ростовского купца Исидором на море основан на легендарных мотивах, плохо прикрытых книжной редакцией и одинаковых с известной новгородской былиной, приуроченной к лицу новгородца XII в. Содка Сытинича».

(Ключевский, стр. 281)

«Дворецкий князя Владимира, готовивший богатый обед для князя и гостей, с бранью отказал Исидору, когда тот просил утолить жажду и голод его. Во время обеда князь приказал подносить питье гостям; но к изумлению и ужасу, питья не оказалось в сосудах».

(Том «Май», стр. 234)

«Чудо исчезновения напитков на пиру у ростовского князя есть вариант легенды о более раннем юродивом Николе Кочанове новгородском..»

(Ключевский, стр. 281)



БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ КОНСТАНТИН, МУРОМСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

«Константин решился на все ради святой веры. Это было, по всей вероятности… в 1077 году».

(Том «Май», стр. 234)

«Весь этот рассказ есть не что иное, как вымысл…»

(Е. Голубинский. «История русской церкви». М., 1880 г., т. I, первая половина, стр. 179).



БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬЯ ВАСИЛИЙ И КОНСТАНТИН ЯРОСЛАВСКИЕ

«Память о благов. Князьях Ярославских Василии и Константине Всеволодовичах».

(Том «Июль», см. стр. 32-35)

«Сказание о князьях, написанное в первой половине XVI века ярославским монахом Пахомием, замечательно тем, что представляет собой чистое и, можно сказать, образцовое баснословие; в этом именно сказании читается классическая, так сказать, и какая-то совсем невероятная чепуха…»

(Е. Голубинский. «История канонизации святых в русской церкви». М., 1903, стр. 552).



ПРАВЕДНИК ПРОКОПИЙ, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫЙ, УСТЮЖСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

«Раз была ночью жестокая стужа. Сильная вьюга забросала снегом дома, а мороз и ветер северных так были резки, что птицы падали мертвые на землю, даже скот и люди замерзали. Можно представить себе, каково было нагому Прокопию, который обыкновенно проводил ночи на паперти Устюжского собора. Терзаемый морозом, он пытался войти в хижины нищих, бывшие при храме, чтобы сколько-нибудь погреться; но одни запирали дверь, другие прогоняли даже палкою Прокопия. Прогнанный страдалец нашел сарай, где в углу лежали собаки… но и собаки ушли от него. Не тяжело ли не найти защиты от смерти у людей и даже у псов?»

(Том «Июль», стр. 70)

«Житие Устюжского юродивого Прокопия, плохо написанное, составлено из отдельных эпизодических рассказов, имеющих очень мало литературной связи и разделенных хронологическими противоречиями. Это ряд легенд, сложившихся из различных местных воспоминаний независимо одна от другой… Рассказ о страдании Прокопия во время мороза, по словам биографа, записан со слов юродивого отцом Стефана Пермского Симеоном; но изложение его в житии есть переделка эпизода из жития Андрея Цареградского».

(Ключевский, стр. 277)

«В один воскресный день Прокопий говорил народу в храме: «Покайтесь, братия, во грехах ваших; умилостивляйте Бога постом и молитвами; иначе город погибнет от града огненного…» Через неделю после первой проповеди, в полдень, явилось на небосклоне черное облако; приближаясь к городу, оно росло более и более; наконец день превратился в темную ночь. Молнии бегали огненными полосами, и страшные раскаты грома раскатывались в воздухе…»

(Том «Июль», стр. 71-72).

«Рассказ об огненной туче в житии есть неловкая переделка повести, отдельно встречающейся в сборниках XVI в.».

(Ключевский, стр. 277).



ПРЕПОДОБНЫЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ, В ИНОЧЕСТВЕ ИОАСАФ

«Чистое тело его положено было в храме, и от него скоро стали истекать чудесные исцеления. Юный князь Роман, сын князя Дорогобужского, был немым от рождения; приложась к мощам блаженного Иоасафа, стал говорить свободно».

(Том «Сентябрь», стр. 118-119)

«Посмертные чудеса внушают подозрение: по крайней мере одно из них, исцеление кн. Романа, племянника кн. Иосифа Дорогобужскогго, выписано из жития кн. Феодора Ярославского».

(Ключевский, стр. 275-276)

Нам кажется, что продолжать пополнять повествование другими именами нет необходимости. Историки В. О. Ключевский и Е. Е. Голубинский достаточно полно рассказали, какова достоверность житий святых.

(Из главы «Да не буду я лгать на святого» книги А. А. Шамаро «О чем умалчивает церковный календарь» М., 1964 г.)

http://wiselnik.livejournal.com/1137.html

и Игумен Митрофан (Баданин),
председатель Епархиальной комиссии
по канонизации святых,
клирик Мурманской епархии
ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ
СРЕДНЕВЕКОВОГО АГИОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
НА ПРИМЕРЕ ЖИТИЙ СВЯТЫХ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА

В конце XX в. в истории российского Крайнего Севера произошло событие чрезвычайной важности — в декабре 1996 г. была образована Мурманская епархия. Впервые на территории Кольского полуострова появился самостоятельный правящий архиерей, инициировавший и благословивший работу по научным исследованиям древней истории края.

Основным направлением в работе Комиссии по канонизации святых, созданной в 2000 г., стало установление имен подвижников веры и благочестия, подвизавшихся на нынешней канонической территории епархии, а также изучение возможности их церковного прославления.

В первую очередь это касалось блаженного Феодорита Кольского, просветителя лопарей. По тем же святым Крайнего Севера, которые уже были прославлены общецерковно, проводилась работа по установлению степени соответствия имеющегося жития подвижника историческим свидетельствам современников, летописным записям и сказаниям. Среди таких святых первоочередное внимание комиссии было обращено на жития преподобных Трифона Печенгского и Варлаама Керетского.

Интерес к житию преподобного Трифона был обусловлен как степенью прославленности самого подвижника, так и широкой известностью созданного им Печенгского монастыря — самой северной обители в России. В то же время среди исследователей конца XIX — начала XX вв. высказывались определенные сомнения в правдивости современной редакции Жития1 этого прославленного святого XVI в., отмечалось искажение самой сути его духовного подвига, замалчивание серьезных проблем и трагических ситуаций в жизни преподобного Трифона и созданной им Печенгской обители.

Относительно Варлаама Керетского комиссию заинтересовало странное несоответствие высокой степени почитания этого подвижника, издревле укоренившееся среди поморского люда северных морей, и чрезвычайной краткости и невразумительности его Жития2.

Что же касается первопроходца христианского освоения Крайнего Севера, отца-основателя всей просветительской миссии среди народов Великой Лапландии преподобного Феодорита Кольского, то он за прошедшие четыре с лишним столетия так и не был прославлен и в Святцах не упоминался вовсе. Причина такого забвения славных деяний великого подвижника нам сегодня очевидна. Феодорит, как и все «заволжские старцы», последователи школы Нила Сорского и Паисия Ярославова, были осуждены на Соборах 1553—1554 гг. Потому, несмотря на очевидную высоту духовной жизни старца и его прямые заслуги в деле становления Российской государственности, титла святости он так и не сподобился, хотя к концу XIX в. уже упоминался как «блаженный».

Анализ причин серьезных искажений в изложении обстоятельств жизни святых Кольского Севера показал, что они подчас лежат в сфере идеологических противостояний, и за ними скрываются серьезные проблемы, имевшие место как в целом в церковной истории, так и в истории православия на Кольском Севере в XVI—XVII вв. Кроме того, ряд формальных, «искусственных» мест, присутствующих в изложении Жития преподобного Трифона Печенгского и ряда иных святых, могут служить иллюстрацией к известной особенности средневековых житий, приведшей к сознательной отстраненности текста от фактического жизненного материала.

Именно по этой причине описание жизни Трифона Печенгского, «писанное самовидцами» и сохранившееся в «малых книжицах и писаниях кратких», а также недавно открытые Каноны северным святым3 оказались не вполне соответствующими тому постепенно узаконенному житийному типу подвижника, согласно которому «преподобный, основатель обители» должен быть «от юности изряден постник, кроток, милостив»4, с детских лет пребывая либо в церкви, либо в лесу, в пустыне в непрестанной молитве. Таким образом, лихая юность Трифона, этого неукротимого атамана, державшего в страхе всю Каянь и Восточную Ботнию5, решительно упразднялась; о том, что он «много крови пролил и много народу ограбил»6, более не вспоминалось. Образ Евангельского разбойника, вошедшего первым в Рай, для таких агиографов очевидно утратил силу назидательного примера и доброго урока истинного покаяния.

В результате агиографическое величие духовного подвига Печенгского подвижника свелось к воспеванию масштабности «самого крупного религиозного торгово-промышленного центра» на Крайнем Севере, а индивидуальные черты его, прямо скажем, «непростого характера» и личный подвиг преображения «приведены в соответствие» с требованиями, предъявляемыми к «идеальному святому», путем написания нового, «типического» начала к его Житию.

Действительно, многие великие русские святые именно так, «от младых ногтей», начинали свое восхождение на вершины православной святости. Идеальным примером такого Промысла Божьего о спасении человека является жизненный путь друга и учителя преподобного Трифона — преподобного Феодорита Кольского7. Но, опять же, «Феодорит-пустынник»8, этот выдающийся подвижник, миссионер и богослов XVI в., при всей идеальности своего жизненного пути и очевидности заслуг в деле формирования Российской государственности, так и не сподобился прославления. Слишком уж высоким, подозрительно высоким, было это мистическое и созерцательное богословие русского «исихазма». Равно как и напряженная высота жизни этих монахов-нестяжателей по Евангельскому «единому на потребу», с обличающей строгостью их моральных и нравственных устоев9. Они очевидным образом стали мешать «симфонии» Церковной и государственной власти. Их время в России прошло, новый этап формирования Российской государственности породил и иной, «новый образ монашества».

Что же касается древнего Жития современника и сомолитвенника преподобных Трифона и Феодорита преподобного Варлаама Керетского, так оно, видимо, показалось столь вопиюще «несоответствующим» и «соблазнительным», что «пригладить» его просто не представлялось возможным. Вся суть подвига Варлаама как раз и состояла в небывалой силе покаяния о содеянном страшном грехе убийства. Так что какая уж тут святость? Если он убийца, то на него есть закон, и место преступнику в остроге. Так что повсеместное почитание Преподобного, чудеса его и явления — это, конечно, хорошо, но закон и порядок превыше всего.

Невольно вспоминается потрясающий евангельский эпизод, со столь убийственной иронией переданный апостолом Лукой, когда Спаситель совершил чудо исцеления женщины, восемнадцать лет пребывавшей в скрюченном состоянии. «При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать [чудеса]; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13:14).

Так что вскоре подлинное Житие преподобного Варлаама Керетского, нового чудотворца, которое использовал в 1557 г. книжник Сергий Шелонин, создавая «Канон преподобному Варлааму…», исчезло, к сожалению, навсегда.

Преподобный Варлаам Керетский так и не был официально канонизирован. И то очевидное местное почитание, и прославление его памяти, одновременно и равночестно с Трифоном, что имелось на Севере к середине XVII в., в последующее время в официальной Русской Церкви постепенно «свелось на нет». То же обстоятельство, что все дальнейшие, поздние редакции жития святого Варлаама своими авторами имели известных лжеучителей раскола, а само село Кереть стойко стояло в «старой вере», все это не могло не добавить ещё более настороженного отношения священноначалия и к самому Варлааму Керетскому, и к сути совершенного им подвига.

Только лишь в 1903 г., явно по промыслу Божьему, святой Варлаам «оказался» просто вписан в так называемый «Верный месяцеслов» и с тех пор имеет в календарях свой день памяти. Текст же Жития Варлаама так до последнего времени и оставался на уровне «вкратце изложенного» на одном листочке10.

Надо сказать, что малая историческая достоверность житийного наследия уже к началу XX в. стала восприниматься православными богословами как серьезная проблема. По мере становления Российской церковно-исторической науки явным образом обозначился конфликт между агиографическими произведениями, этой важнейшей составляющей Церковного Предания, и научно-исторической достоверностью изложенных в них фактов. Серьезная озабоченность Церкви сложившейся ситуацией нарастания достаточно обоснованного недоверия к агиографическому наследию древности вылилась в соответствующее определение Поместного Собора 1917—1918 гг., в котором предписывалось следующее: «с благословения епархиального архиерея составляется или просматривается ранее составленное житие и определяется соответствие жития свидетельствам и записям современников святого и летописным записям и сказаниям»11.

Но известные трагические обстоятельства, наступившие в Российской истории, не позволили церковным историкам приступить к этой важнейшей работе. Думается, что актуальность этой работы на сегодня ещё более очевидна.

Говоря об истории вопроса, следует указать, что первые тревожные симптомы наступающей формализации житийных текстов обозначились в русской агиографической литературе на рубеже XIV—XV вв. По сути все началось с появления удивительно высокого стиля в русской литературе, предложенного монахом Троице-Сергиева монастыря Епифанием (+1420), прозванным современниками Премудрым. Написанные им Жития преподобных Сергия Радонежского и Стефана Пермского являются выдающимися произведениями агиографической литературы. «Цветистая торжественность, высокопарность и риторичность, то, что сам Епифаний определяет как «плетение словес»12, несомненно должны были производить сильное впечатление на современников и оказывать большое влияние на всех последующих авторов, бравшихся писать жития русских святых. В то же время такое «плетение словес» пока ещё не исключало главного достоинства житийного повествования — раскрытия индивидуального облика святого и правдивых обстоятельств совершенного им жизненного подвига. Но в то же время в манере письма Епифания уже обозначились те черты формализма, которые впоследствии стали подчас беззастенчиво превалировать в русской житийной литературе, заслоняя собой историческую достоверность. «К фактической стороне своего повествования Епифаний относится как бы с намеренной небрежностью, а что касается до последовательности рассказа, то не только не заботится о ней, но как будто нарочно хочет спутать её»13.

Однако время пренебрежения фактической стороной жизни святого наступило с появлением в Московии в 1440 г. «известного агиографа с горы Афон», Пахомия Серба (Логофета). Работая над переписыванием книг в Троице-Сергиевой Лавре, он вскоре приобрел славу выдающегося стилиста и мастера написания житий. В короткое время им были составлены многочисленные жития святых, о жизни которых он практически ничего не знал. В своих сочинениях Пахомий весьма «свободно относился к историческим фактам и, ради поучительности рассказа, не стеснялся собственных прибавлений»14. В то же время очевидный литературный талант, «прелесть» стиля и риторическая благоукрашенность Пахомиевых житий надолго очаровали российскую житийную литературу. Да и сам Пахомий, по отзывам современников, был монахом весьма достойным, «мужем благочестивым, проходящим иноческое житие со всяким опасением добрым. …И явился он в нашей земле многих житий святых списателем, украсившим славословием памяти их действием Святого Духа по чину добре»15. Именно Пахомием были заложены на русской почве основы некоего «канона», представляющего собой набор готовых клише, пригодных для написания жития практически любому святому, все исторические сведения о котором могли составлять лишь его имя и тип подвижнической жизни16.

«Вообще у наших писателей житий, — как справедливо замечает академик Е.Голубинский, — поставлялось главное достоинство их творений не в подробной и обстоятельной передаче сведений о святых, а в риторической благоукрашенности речи, так или иначе достигаемом многословии и затейном краснословии»17.

Надо хорошо понимать, что Житие подвижника — это далеко не биография. Исторически верное, но не переосмысленное автором пустое перечисление событий жизни никак не может называться «Житие» и претендовать на то высокое предназначение, которое имеет «Житие Святого». Все жизненные коллизии, сомнения и искушения, выпадавшие на долю смертного, непременно должны быть представлены в «Житии Святого», но только в глубоко переосмысленном, Евангельском виде.

Постараемся все же глубже вникнуть в существо вопроса и попытаемся объяснить, почему для средневекового христианского книжника явление «типических житий» было естественным и закономерным. Надо прямо сказать, что тогда иным было понимание самой сути Жития и его предназначения. Признанный Церковью святым подвижник должен был в полной мере явить своим современникам состоявшееся в нем «обо́́жение человека». Благодать Святого Духа, которую стяжал в течение своей жизни подвижник, и его уподобление Христу Фаворским Светом преображало всю жизнь святого. Тем самым все недостойное, греховное, соблазнительное, что могло быть в его прошлом, — отныне навсегда упразднялось. Именно потому на житийных клеймах иконы святой подвижник всегда изображен с нимбом с самого младенчества.

В этой связи можно упомянуть и о таком признаке Православной иконы, как «обратная перспектива изображения». Такое очевидное нарушение законов оптического восприятия мира в иконописи может помочь нам и в понимании рассматриваемого нами явления в агиографии. Можно сказать, что здесь настоящее, прославленное состояние святого и его блаженство «будущего века» проецируется на его прошлое, изменяя и преображая «мирской» аспект его земной, человеческой жизни.

Такой подход в восприятии жизни подвижника, прославленного в лике святых, трепетное и «со страхом Божьим» отношение к написанию житийного его образа и явилось первопричиной появления так называемых «типических житий». Средневековый составитель жития, приступая к своей агиографической работе, вовсе и не предполагал заниматься изучением документов и сбором историко-биографических сведений о том или ином подвижнике. И более того, подобное возвращение образа святого подвижника из «небесного» измерения в «земное» считалось просто недопустимым и неблагопристойным. Собирать и записывать позволялось лишь свидетельства чудотворений. Текст Жития должен был полностью соответствовать известному идеалу и составляться из текстовых фрагментов или так называемых «топосов», отобранных в иных, признанных образцовыми Житиях аналогичных подвижников18.

Таким стал общепринятый подход к раскрытию образа Святого на Руси к XV—XVII вв.19, и редко кто чувствовал в себе силы и призвание от Господа, подобно Сергию (Шелонину), отважиться внести сюда собственное осмысление и позволить индивидуальные черты в раскрытии подвига Святого. И вовсе нельзя отказать в мудрости богословских и философских оснований, лежащих в глубине этой идеи, равно как и в праве средневекового христианина на именно такой, «внеисторический», идеально возвышенный подход к агиографии. В то же время необходимо признать и то, что это искусство «топосов» и «поэтика уподоблений» со временем увели русскую агиографическую литературу в область подчас абстрактных духовных переживаний, антиисторичности, а при отсутствии необходимого материала и условий к просто к формальному, механическому копированию.

Ещё раз оценивая эту идею неукоснительно строгого следования автора возвышенным образцам, отобранным им из текстов иных житий, мы вновь прослеживаем аналогию с иконописью, со взглядом на Житие как на словесную икону. И в этом смысле наличие предписанных словесных «прорисей» и узаконенный образец «подобия», конечно же, значительно упрощают задачу агиографа20. При этом, однако, необходимо подчеркнуть, что задачи, стоящие перед иконописцем и агиографом, имеют существенное различие. Икона как объект молитвенного предстояния человека должна, по возможности, быть лишена явно выраженных индивидуальных человеческих черт, телесная составляющая образа сведена к минимуму. Православная икона всячески преодолевает «живоподобие», дабы молящийся не отвлекался рассматриванием иконы, как живописного портрета, и ничто не мешало его сосредоточенности в молитве.

В то же время житие святого является не объектом молитвенного предстояния, а объектом благочестивых размышлений о человеческих судьбах и о неисповедимости Божественного промысла обо всех нас. Житие святого служит цели не только дать нам образец благочестивой жизни, но и показать реальный пример одоления трудностей на пути христианина в его борьбе за свое спасение в этом мире. Дать пример того, как жизнь человека становится его Житием, как облик человека преображается в икону и как грешная его плоть, обоживаясь, уподобляется высшему Образу — Богочеловеку Христу Спасителю.

Где же, как не в Житии, узнаем мы историю того, каким образом вся жизнь человека сумела так преобразиться, что смогла вписаться в эту «прорись» Жития святого и стать верным образцом «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Нет сомнений в том, что «икона показывает нам прославленное состояние святого, его преображенный, вечный лик»21, но при этом житийных клейм на иконе никто не упразднял, и они всегда были очень важны для православного сердца.

Говоря о велении сегодняшнего времени и потребности в пересмотре житий (жизнеописаний) подвижников, единственной основой которых является средневековое «типическое Житие», уверенно скажем следующее: весь путь, пройденный Святым к своему прославлению, есть бесценное сокровище Церковного Предания. Потому и суть жизненных обстоятельств, приведших подвижника к его Преображению, и усилия «ветхого» человека на этом пути должны быть описаны честно и мужественно, дабы быть близкими и понятными людям, вдохновлять их и являться примером любому простому смертному, встающему на путь спасения.

«…Обожение человека, которое передает икона, не упраздняет ничего и истинно человеческого: ни психологического элемента, ни различных особенностей человека. Всякая икона святого показывает, в чем заключалась его земная деятельность, которую он обратил в духовный подвиг»22. Другое дело, что написание такой иконы требует особого призвания от Господа, очевидного таланта и непременных аскетических и молитвенных усилий. В противном случае в силу вступает пародия на «поэтику уподоблений» и великие святители первых веков христианства пишутся с окладистыми бородами, в облачениях и клобуках архиереев XIX—XX вв. И это несмотря на то, что общедоступны современные им изображения, сохранившиеся на фресках и мозаиках.

Следует ещё раз подчеркнуть, что написание жития подвижника — также есть делание сугубо духовное, молитвенное. Иными средствами невозможно постичь тайну «обо́́жения» человека и исполнить главную задачу, стоящую при написании Жития подвижника, — исповедание православного догмата Преображения.

Всё без исключения, происходящее в жизни человека, есть реализация Божественного промысла о нем — кто же дерзнет перечить Господу и перекраивать по своему вкусу историю жизни подвижника, искажая путь, которым Христос вел его к преображению, возводя на Фавор его святости. Сегодня необходимо прийти к осмыслению того, что важнейшая задача, стоящая перед писателем Жития, — это заново прожить, «прострадать» жизнь Святого, дабы все его «человеческие мысли, знания, чувства и дела показать в их соприкосновении с миром Божественным», проследить, как «от этого соприкосновения все очищается; то же, что не может очиститься, сгорает»23.

1 Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей// Православный собеседник. Ч. 2. Казань, 1859. С. 89–120 (РНБ. Соловецкое собрание. № 188. Л. 53).

2 Повесть о преподобнем Варлааме Керецком вкратце изложена. РГДА. Ф. 196. № 634. Ч. 4, 5.

3 И это в то время как тексты, написанные практически современником Трифона, Соловецким монахом Сергием (Шелониным), ясно говорят о «мраке страстей», одолевавших Трифона, о том, что он «зле неукротим» и что монахи его монастыря «твоей [Трифон] ярости и острожелчию [гневливости] подобяшася». «Канон преподобному Трифану Печенгскому чудотворцу», «Канон преподобному Варлааму Керетьцкому, новому чюдотворцу» и другие. Рукописное собрание Псковского музея-заповедника. Ф. Никандровой пустыни. № 292. Л. 92–97 и 413-420об. соответственно.

4 Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей. С. 96.

5 Каянь (Каянские немцы) и Восточная Ботния (Osterbothnia) — в XVI в. все ещё спорные земли, расположенные на восток от побережья Ботническо-го залива.

6 «Много народу ограбил и разорил он… и много крови пролил, в чем раскаялся и о чем горько сожалел» — подлинные слова Трифона из беседы с датским дипломатом. (Цит. по: Филиппов А. М. Русские в Лапландии в XVI веке. Сообщение Симона ван Салингена // Литературный вестник. Т. 1. Кн. 3. СПб., 1901. С. 3.

7 См.: Митрофан (Баданин), иеромонах. Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей// Православные подвижники Кольского Севера: Кн. I. Мурманск, 2002.

8 Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 664.

9 Вспомним, что Феодорит был осужден по настоянию епископа Суздальского и Торусского Афанасия (князя Палецкого), который, по словам Курбского, бывшего очевидцем происходившего, был подвержен сребролюбию и пьянству. Феодорит же «от рождения своего чист и непорочен; к тому же трезвость во все дни живота своего хранящ». Когда же архимандрит Феодорит «обрел (в Спасо-Евфимиевом монастыре) зело необузданных монахов, своевольно не по уставам и святым правилам живущих», то последовательная его строгость вызвала активное сопротивление со стороны монахов и неприязнь со стороны епископа Афанасия, усмотревшим здесь косвенное обвинение и своему образу жизни.

10 На сегодня уже готовы материалы для написания нового Жития святого. См.: Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Варлаам Керетский. Исторические материалы к написанию жития// Православные подвижники Кольского Севера: Книга III. Мурманск, СПб., 2007.

11 Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. М., 1918. С. 25.

12 Гудзий Н. К. Хрестоматия по древней русской литературе. М., 1973. С. 188. Упомянутый стиль «плетения словес», как одно из следствий «второго южнославянского влияния» на Русскую литературу, на сегодня весьма обстоятельно изучается как в России, так и за рубежом.

13 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1997. С. 263.

14 Лященко А. И. Пахомий Логофет// Христианство: Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 326.

15 Яблонский В., священник. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 1.

16 Понятно, что сам канон «типического жития» был заложен ещё в византийской агиографии. Творчество Пахомия представляет собой лишь определенный — вершинный — этап развития канона на русской почве. См.: Лопарев Х. М. Греческие жития святых VIII и IX веков. Ч. 1. Современные жития. Пг., 1914. Из новейших работ по византийской топике упомянем: Pratsch Th. Der hagiographische Topos: Griechische Heiligenviten in mittelbyzantinischer Zeit. Berlin, N.-Y., 2005.

17 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. С. 262.

18 Изучению этого явления в средневековой агиографии (и в медиевистике в целом) положил начало академик Д. С. Лихачев. Ещё в 80-х гг. XX в. им был поставлен вопрос о создании Словаря средневековой агиографической топики. Ныне это явление подробно изучено, обобщено и систематизировано учеными Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской Академии наук. См. многочисленные работы на эту тему О. В. Панченко, В. Н. Топорова, Т. Р. Руди и другие.

19 Надо заметить, что появление топосов можно обнаружить уже в Житии Феодосия Печерского XI в.

20 См.: Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. Материалы по иконографии. Т. 1. СПб., 1998.

21 Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1997. С. 210.

22 Там же. С. 212.

23 Там же.
http://www.mepar.ru/documents/misc/2009/02/17/3071/


На что мой оппонент ответил, что Ключевского взгляды не научны и притянуты за уши, и вообще, увлечение подобным ведёт к потере веры.
Мне бы хотелось прояснить для себя многие вопросы, но этот человек всегда настроен очень решительно- то, что он сказал, всегда истина. И спорить- бесполезно. Поэтому как таковую дискуссию с ним провести в принципе не возможно. О чём ему было как то ранее замечено кем то из френдов. Но дело не в нём. Бог с ним. Мне бы хотелось узнать всё таки- так что, жития- это всё таки словесная икона , как сказал о.Митрофан, или всё изложенное в житиях действительно должно было иметь место в реальности? И тода что- вот эти отрезания членов у себя, что- пример святости? Я вот не могу этого как то себе уяснить. Разве нет иных способов показать своё благочестие?

_________________
Простите мне,
" воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?"
Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 14 июл 2013, 22:13
Сообщений: 2360
Вероисповедание: Православие
08 дек 2014, 21:25       Сообщение Re: Жития святых- помогите разобраться
Я думаю, отношение должно быть как к иконографии, потому что есть канонизированные в Житиях поступки святых, которые вообще христианскими назвать очень сложно. Я не могу себе представить, чтобы апостол Павел, к примеру, одобрил бы такое... Например, житие св. мц. Татианы или прп. Алексия, Человека Божия - последнее произвело на меня просто поразительное впечатление, когда оно читалось в храме Дв Дюссельдорфе с последующей проповедью о том, как далеко мы от подвига святого... http://www.hram-ks.ru/Aleksij_jitie.shtml


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 22:32
Сообщений: 18025
Вероисповедание: Православие
09 дек 2014, 00:48       Сообщение Re: Жития святых- помогите разобраться
Я не верю, что она прям выколола сама себе по доброй воле глаза. Ну не верится мне и всё. Выколола бы один, она не стала бы от этого более привлекательной, зачем 2? Я лично думаю, что это как в войну поднимали патриотический дух разными рассказами героическими, так и тут. Что-то было, а что-то добавлено. ИМХО


Вернуться наверх
Профиль WWW
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 авг 2012, 18:19
Сообщений: 10306
Откуда: Самара
Вероисповедание: православие
09 дек 2014, 18:26       Сообщение Re: Жития святых- помогите разобраться
Молоко писал(а):
Я не верю, что она прям выколола сама себе по доброй воле глаза. Ну не верится мне и всё. Выколола бы один, она не стала бы от этого более привлекательной, зачем 2? Я лично думаю, что это как в войну поднимали патриотический дух разными рассказами героическими, так и тут. Что-то было, а что-то добавлено. ИМХО

А я верю. В то время люди, желающие посвятить свою жизнь Богу были настолько полны силы воли и решимости, что вполне могли поступить как дева Мастридия, дабы избавиться от замужества. Некоторые святые Киево-Печерской Лавры тоже всю жизнь прожили в малюсенькой и тесной пещерке под землей, там и умирали, чем не сравнение со св.Мастридией, она не видела белого света по одной причине, они по другой

_________________
Изображение


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 янв 2012, 18:37
Сообщений: 4438
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православие
09 дек 2014, 19:05       Сообщение Re: Жития святых- помогите разобраться
Мне так же не понятно, что это за змей , которого победил Георгий Победоносец?

_________________
Изображение Русь святая, храни веру православную


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 авг 2012, 18:19
Сообщений: 10306
Откуда: Самара
Вероисповедание: православие
09 дек 2014, 19:12       Сообщение Re: Жития святых- помогите разобраться
miha61 писал(а):
Мне так же не понятно, что это за змей , которого победил Георгий Победоносец?
Вот такая версия есть:
в давние времена близ города Бейрута, близ Ливанских гор, было большое озеро, в котором обитал огромнейший змей. Люди в том краю были язычники -- всего боялись, от неразумения и страха они приносили в жертву эту змею своих детей . По очереди приводили их на берег озера, и змей пожирал их. Но пришёл черёд и самого царя, у него была - дочка единственный ребёнок. Нарядил её государь в лучшие драгоценные одежды и сам привёл на берег, простившись со слезами ушёл - оставив царевну одну. И вдруг -- чудище почуяв добычу стало подниматься из глубины .В то же мгновение рядом с ней появился всадник в огненно-алом плаще, на коне белоснежно-белом. Это был Георгий Победоносец, осенив себя крестным знамением и со словами: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа" , копьём, увенчанным крестом двинулся на зверя, пронзив ему гортань, а конь растоптал его своими копытами. Пригвоздив чудище к земле, Георгий Победоносец попросил царскую дочь обвязать змея поясом и вести его в город. Обвязав чудище за шею поясом царица пришла к город. Жители города, увидев чудище, в страхе начали разбегаться, но Святой Георгий остановил их :" Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас " Затем Святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городской стеной .Поражённые чудом, двадцать пять тысяч горожан уверовали во Христа и крестились. А вскоре на площади города был построен Храм во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия Победоносца.
http://otvet.mail.ru/question/12315986

_________________
Изображение


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 17:54
Сообщений: 6786
Откуда: Тверская обл.
Вероисповедание: православие
10 дек 2014, 20:05       Сообщение Re: Жития святых- помогите разобраться
Галина писал(а):
вполне могли поступить как дева Мастридия, дабы избавиться от замужества.

А разве нет никакого другого способа? И, к тому же, члоновредительство разве считается добродетелью?

_________________
Простите мне,
" воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?"
Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 авг 2012, 18:19
Сообщений: 10306
Откуда: Самара
Вероисповедание: православие
10 дек 2014, 20:27       Сообщение Re: Жития святых- помогите разобраться
Видимо не было другого способа

_________________
Изображение


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 17:54
Сообщений: 6786
Откуда: Тверская обл.
Вероисповедание: православие
10 дек 2014, 20:36       Сообщение Re: Жития святых- помогите разобраться
Оригинальное решение. М-да. Ну, а вторая часть вопроса? Насчёт членовредительства?

_________________
Простите мне,
" воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?"
Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 17:54
Сообщений: 6786
Откуда: Тверская обл.
Вероисповедание: православие
10 дек 2014, 20:42       Сообщение Re: Жития святых- помогите разобраться
Лично для меня, помню, удивительно прозвучало житие, по моему, Макария Великого, если я не путаю? Как он много лет обеспечивал не своего ребёнка и его горе мамашу. Вот это смирение! Вот это подвиг! Не каждый бы смог.

_________________
Простите мне,
" воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?"
Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 авг 2012, 18:19
Сообщений: 10306
Откуда: Самара
Вероисповедание: православие
10 дек 2014, 20:43       Сообщение Re: Жития святых- помогите разобраться
Ольгааа писал(а):
Оригинальное решение. М-да. Ну, а вторая часть вопроса? Насчёт членовредительства?

Это скорее отцы смогут объяснить чем я :)

_________________
Изображение


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 17:54
Сообщений: 6786
Откуда: Тверская обл.
Вероисповедание: православие
10 дек 2014, 21:00       Сообщение Re: Жития святых- помогите разобраться
Ну, хорошо. А как насчёт хождения с головами в руках? Вот жалко, Нета, наверно, не видит. У них много таких святых. Какое у неё мнение, интересно, было б?

_________________
Простите мне,
" воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?"
Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 14 июл 2013, 22:13
Сообщений: 2360
Вероисповедание: Православие
10 дек 2014, 21:19       Сообщение Re: Жития святых- помогите разобраться
Цитата:
Вот такая версия есть: в давние времена близ города Бейрута, близ Ливанских гор, было большое озеро, в котором обитал огромнейший змей.


И что теперь - верить в существование всяких змеев, которых отродясь не было в тех местах?


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 22:32
Сообщений: 18025
Вероисповедание: Православие
10 дек 2014, 21:47       Сообщение Re: Жития святых- помогите разобраться
Ольгааа писал(а):
Лично для меня, помню, удивительно прозвучало житие, по моему, Макария Великого, если я не путаю? Как он много лет обеспечивал не своего ребёнка и его горе мамашу. Вот это смирение! Вот это подвиг! Не каждый бы смог.

Да? Что-то я у Макария такого не помню, он вроде из себя юродивого строил или я уже путаю что-то? Надо бы перечитать.


Вернуться наверх
Профиль WWW
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 17:54
Сообщений: 6786
Откуда: Тверская обл.
Вероисповедание: православие
10 дек 2014, 21:50       Сообщение Re: Жития святых- помогите разобраться
Dmitry Stepanov писал(а):
И что теперь - верить в существование всяких змеев, которых отродясь не было в тех местах?

Ну, насчёт змия лично я думаю так- если это не какое либо иносказание, а реальный змей, то, возможно, это какая нибудь мега- кобра, например, или типа того, ну, или, возможно, в то время были какие нибудь динозавры, бронтозавры или ещё какие- либо ...завры, о которых мы можем не знать..

_________________
Простите мне,
" воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?"
Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".


Вернуться наверх
Профиль
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 50 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Forum theme by Serge Nepoklonov.
Русская поддержка phpBB