img
Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 28 мар 2024, 14:51



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 33 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Православная скульптура 
Автор Сообщение
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 янв 2012, 12:33
Сообщений: 8790
Вероисповедание: католичество
20 янв 2012, 22:24       Сообщение Православная скульптура
Наткнулась в сети на этот материал, который меня очень удивил. Пермская самобытная скульптура, удивительным образом напоминает католические скульптурные образы.


Изображение

Когда поднимаешься по лестнице на третий этаж галереи и входишь в небольшой зал, сердце сжимается — на невысоких постаментах в центре зала сидят шесть деревянных фигур Христа — совершенно живых, в смиренных позах и со скорбными лицами. Пермские страдающие Спасители вызывают чувство необыкновенной жалости к себе. "Живой" Христос почти всегда изображался в один и тот же момент своей жизни — сидящим в темнице перед казнью. В Евангелии от Матфея описывался эпизод, когда связанному Христу возложили на голову терновый венец, надели багряницу, дали в руку трость и, взявши её, били его по голове. Этот трогательный жест правой рукой (на снимке — скульптура из Соликамска, XVIII в.) означает, что Иисус закрывается от т.н. заушения — унизительного наказания. Левая рука иногда прикрывает рану на груди.

Подробнее здесь: http://northural.ru/...wood_sculpture/

_________________
Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 янв 2012, 12:33
Сообщений: 8790
Вероисповедание: католичество
20 янв 2012, 22:28       Сообщение Re: Пермская деревянная скульптура
На севере России деревянная скульптура входила в оформление храмов ещё со времён Древней Руси.

Изображение

_________________
Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 янв 2012, 12:33
Сообщений: 8790
Вероисповедание: католичество
20 янв 2012, 22:29       Сообщение Re: Православная скульптура
Изображение
Св. Николай Чудотворец
Храмовая скульптура. Дерево, левкас, полимент, темпера
Чердынь Пермской губернии.
Конец XVII - начало XVIII века.
Пермская государственная художественная галерея

Изображение
Скульптура Марии Магдалины

Деревянная раскрашенная скульптура музеев Вологды и Великого Устюга хронологически относятся к периоду стиля барокко. Выполненные народными мастерами-резчиками эти скульптуры имеют известную динамику и жизненность. Такие произведения художественной резьбы по дереву относятся к золотому фонду русского искусства.
XVIII век
Коллекция музея Великого устюга

Изображение
Евангелисты
Русская деревянная скульптура, позолота. Царские врата.
конец XVIII века
Музей г. Юрьев-Польский

Изображение
Христос в темнице
Русская деревянная скульптура
конец XVIII века
Народный этнографический музей г. Мышкин, Ярославская область

_________________
Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)


Последний раз редактировалось Neta 20 янв 2012, 22:49, всего редактировалось 2 раз(а).



Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 янв 2012, 12:33
Сообщений: 8790
Вероисповедание: католичество
20 янв 2012, 22:54       Сообщение Re: Православная скульптура
Виктор Семенович Кутковой.

Существует довольно распространенное мнение, что Православная Церковь запрещает скульптурные изображения. Так думают не только рядовые прихожане, но и искусствоведы, и даже некоторые богословы: например, архимандрит Рафаил (Карелин). Он строит свои теоретические возражения, ссылаясь на VII Вселенский Собор, который "не благословил употреблять в Церкви трехмерные изображения (изваяния)"[]. В свою очередь М. В. Алпатов был глубоко убежден, что в Перми "наперекор строгому запрету православной церкви возник обычай изображать в деревянных статуях страдающего Христа"[] (табл. 114). В. М. Полевой отсылает нас к решениям I Вселенского Собора, которыми якобы уже в IV веке осуждена круглая скульптура[].

Тем не менее, и среди искусствоведов, и среди православных богословов все-таки нет единодушия по поводу запрета. "Стало чуть ли не ходячей истиной, что русская православная церковь относилась к искусству ваяния крайне враждебно. Но тогда почему пластика пользовалась большим признанием во Владимиро-Суздальской Руси? Да и в киево-черниговском искусстве XI - XII веков она занимала далеко не последнее место", - говорит известный исследователь древнерусской культуры Г. К. Вагнер[]. А авторитетнейший теоретик церковного искусства Л. А. Успенский замечает: "Православная Церковь не только никогда не запрещала скульптурных изображений, но... такого запрета вообще быть не может, так как он не мог бы быть ничем обоснован"[].

Кто же в данном случае прав?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к Деяниям VII Вселенского (II Никейского) Собора[].

И что же там находим?

II Никейский Собор сосредоточил всё свое внимание на выработке догмата иконопочитания, а не на каких-то принудительных запретах.



Единственный раз осторожное отношение к скульптуре высказывает св. Патриарх Герман в послании епископу Клавдиапольскому Фоме (данное послание зачитывалось на заседании Собора): "Евсевий говорит, что он видел и сохранившиеся живописные иконы апостолов Петра и Павла и Самого Христа, писанные красками. Это мы говорим не потому, чтобы мы сами желали ставить медные статуи, но только для того, чтобы показать, что Господь не отвергал и того, что было сделано по языческому обычаю, но что Он благоволил и через эту статую (воздвигнутую из чувства благодарности евангельской кровоточивой женой. - В. К.) проявлять чудесное действие благодати Своей. У нас же этот обычай принял гораздо более приличную форму"[].

Если отсюда архимандрит Рафаил сделал вывод об отрицательном отношении Собора к скульптурным изображениям, то его, вне всяких сомнений, следует считать произвольным.

Патриарх высказывается против языческой традиции установки монументов (кстати, по сей день секулярным обществом так и не преодоленной): "У нас же этот обычай принял гораздо более приличную форму". Имеется в виду, конечно же, возведение храмов и написание для них икон. Но где здесь запрет, имеющий принудительную силу? Речь идет лишь о предпочтительности живописи перед скульптурой. Мнение святителя может стать мнением Собора только при одном условии: если оно отражено в принятых решениях, т.е. в канонах.

Вся полемика VII Вселенского Собора сосредоточилась на защите иконы, на принципиальной возможности, на прямой необходимости зримого литургического образа, а не на возражениях против изваяний. Наоборот, Отцы неоднократно ссылаются на существование изваянных херувимов в ветхозаветной скинии и на украшение храма царём Соломоном скульптурными изображениями из меди.

Даже античные "идолы" почти 800 лет простояли на улицах Константинополя нетронутыми, пока одна партия их в 1204 г. ни была варварски уничтожена крестоносцами, а другая - стащена в Италию.

С первых своих веков Церковь скульптуру не отвергала. Об этом свидетельствуют хотя бы дошедшие до нашего времени довольно многочисленные статуи "Доброго Пастыря". Да и могла ли она запрещать скульптуру, если живой "статуей" Бога является сам человек?

Правильно ставить вопрос не о запрещении в Православии изваянных изображений, а об их месте и своеобразии. Ведь живописи, как средству более яркому, более мобильному и материально дешевому, чем скульптура, в процессе строительства церковного искусства отводится ещё одна принципиальная роль - быть языком показа мира небесного. Греческой культурой производилась замена античной антиномии "космос-хаос" на христианскую - "свет-тьма". Богословски и эстетически справиться с такой задачей было по силам только живописи, но не пластике. С одной стороны, через соборный опыт отцов и иконописцев, а с другой, главной, - как Откровение, как духовная реальность Церкви, живопись становится мистическим проводником трансцендентного света.

И, тем не менее, запреты на скульптуру всё-таки имели место.

Они появляются относительно поздно: в Синодальный период Русской Православной Церкви, т.е. после упразднения патриаршества и с началом возглавления её государственным чиновником в лице обер-прокурора (одно название должности чего стоит!), который подчас бывал инославного вероисповедания.

Это период, - когда при фактически полном отрицании иконописных канонов, церковное искусство почти 200 лет подвергалось сверху невиданной дотоле регламентации. Данное обстоятельство можно объяснить только одним: чем меньше ограничений оставалось внутри человека, тем больше появлялось их извне.

Уже второе постановление Святейшего Синода от 21 мая 1722г. запрещает "иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные", "от неискусных или злокозненных иконников выдуманные, понеже не имеем, - говорится в указе, - богоизбранных художников, а дерзают истесовати их сами неотесанные невежды". "В Россию сей обычай от иноверных, а наипаче от римлян и им последующих, порубежных нам поляков вкрался"[].

А теперь давайте подумаем: могут ли постановления Синода той или иной Поместной Церкви носить обязательный характер для всех остальных Поместных Церквей? Ответ понятен... Даже на своей канонической территории срок действия аналогичных указов, как правило, ограничен. И забегая вперед, скажем: потому и потребовалась целая их серия, чтобы продлить "запрет" на скульптурные изображения в российских храмах. В противном случае, хватило бы и одного распоряжения.

Это можно рассматривать в качестве временной дисциплинарной меры, ибо догматической основы здесь нет. Сравнивая изваяния мастеров классицизма для петербургских храмов со статуей св. Параскевы Пятницы (XVI в.) из новгородского Софийского собора или с многочисленными статуями св. Николы Можайского (тоже XVI в.), легко убеждаешься в позднейшем "окатоличивании" русской пластики. Чрезмерное её обилие, конечно, требовало борьбы с повредившимся духом времени. Но ведь борьба велась не за выздоровление духа, а против искусства (в том числе и против каноничного стиля иконописи).

Более того, Вселенскими Соборами даже догматы вводились преимущественно по формуле "благословляем" то или иное положение, а не "запрещаем" ему обратное. Вот норма для православных.

А если на Соборах и анафематствовали еретиков, то анафема, как правило, была сигналом о нераскаянном отступлении от вероучения, но не проклятием.

Говорить сегодня о запрете всей Православной Церковью изваяний - значит не понимать элементарных юридических норм, не разбираться в механизме действия церковного права.

Чтобы настаивать на таком запрете, необходимо найти ему подтверждение в канонах одного из Вселенских или Поместных (признаваемых полнотой Церкви) Соборов. Но подобных подтверждений никто до сих пор не предъявил. На страницах журнала "Новая Европа" мы подробно об этом писали[].

В словах майского Синодального указа "можно предположить отголоски тех колебаний между протестантизмом и римокатоличеством, которые в то время характеризовали церковную политику сподвижников Петра. Так, "латинник" Стефан Яворский был сторонником скульптуры в римокатолическом духе. Постановление же появилось, когда место Стефана Яворского занял протестантствующий Феофан Прокопович"[], - писал Л.А. Успенский.

Таким образом, первый запрет скульптуры вытекает не из канонических формулировок и определений, а больше из политических предпочтений.

Позже, 30 ноября 1832г., Синод примет новый указ о запрете скульптуры. На первый взгляд, это может показаться даже странным, ибо и на закате классицизма создается довольно много изваяний для храмов. Но, по всей вероятности, имелись в виду статуи не мастеров классицизма, оказывавших "значительное влияние на развитие изящного искусства в народе", говоря языком синодального чиновника, а изделия скульпторов из народа, не получивших академической выучки и отсюда (судя по указу Св. Синода от 2 апреля 1835г.) ваявших "большей частью очень худо, без соблюдения надлежащей правильности". Впрочем, тут речь шла об украшении ИКОНОСТАСОВ, где "Величайше повелено избегать резных изображений", поскольку деревянная резьба потенциально была источником "опасности, которая может произойти и от ветхости". Однако позднее, уже не церковная, а светская власть статьей 91-й устава о предупреждении и пресечении преступлений (Т. XIV, изд. 1890 г.) распоряжается "равномерно не употреблять в церквах православных иконы резные и отливные, кроме распятий искусной резьбы и некоторых других лепных изображений, на высоких местах поставляемых".

Откуда такая забота государства?

Почему оно "на высоких местах" пластику применять разрешало, а на низких - нет?

Ответ надо искать в VIII веке. Император Лев III Исавр начинал свою борьбу против икон с того, что приказал удалить их "с видных наружных мест и, как говорили, поднимать их в церквах повыше" (А. В. Карташев). Второй иконоборческий Собор 815 г. "позволяет оставить иконы на высоких местах взамен назидания писаниями". Это объясняется тем, чтобы народ не прикладывался к иконам, не возжигал перед ними свечей и лампад, т. е. не воздавал священным изображениям должного почитания.

И вот в России XVIII - XIX столетий снова срабатывает такая же логика... Смысл (ипостась) не различается с формой его выражения (скульптурой). И как результат - новая, опять завуалированная под благочестие борьба с образом, но теперь - изваянным.

Можно было бы подумать, что запрет резных икон в нижних частях храма введен по чисто практическим соображениям: к примеру, не задеть резьбу лестницей, часто перемещаемой для замены свечей или для подливания масла в лампады, висевшие выше человеческого роста. Но нет… Противоречивая память о "порубежных нам поляках", или, точней, линия, проводимая Феофаном Прокоповичем, все еще, кажется, оставляла свой след: "В домах, кроме малых крестов и панагий искусной резьбы, также отнюдь никаких резных и отливных икон не держать" (статья 92). Государству не безразлично на рельефную или плоскую икону молится гражданин православного вероисповедания. "Вообще дозволяется лить из меди и олова и продавать в рядах только кресты, носимые на груди" (статья 93)[].

Это, безусловно, меры административного, полицейского порядка.

Говорить здесь о догматах и канонах - совершенно излишне.

А стало быть, и о запретах скульптуры Православной Церковью.

Но мы непременно должны помнить о преимуществе иконописи перед изваяниями в отражении мира небесного - и - не смущаться присутствием старинных статуй в православных храмах.

Виктор Семенович Кутковой

_________________
Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 янв 2012, 12:33
Сообщений: 8790
Вероисповедание: католичество
20 янв 2012, 22:55       Сообщение Re: Православная скульптура
Прошу прощения за длинное сообщение. Не нашла на форуме спойлера.

_________________
Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)


Вернуться наверх
Профиль
Отец-основатель
Отец-основатель
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 19:28
Сообщений: 29202
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православие
20 янв 2012, 23:03       Сообщение Re: Православная скульптура
Neta писал(а):
Прошу прощения за длинное сообщение. Не нашла на форуме спойлера.

Спойлера действительно пока нет, так что временно обходимся без него. Я изучаю движок форума, надеюсь со временем всё будет.

_________________
Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Исайя 41:13)


Вернуться наверх
Профиль
Новичок
Новичок
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 июл 2012, 19:06
Сообщений: 33
Откуда: Павлоград
Вероисповедание: исихазм
08 авг 2012, 19:12       Сообщение Re: Православная скульптура
интересная тема. [hi]


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 07 июн 2012, 18:00
Сообщений: 11373
Откуда: Кубань родная.
Вероисповедание: Orthodox christian
13 авг 2012, 17:02       Сообщение Re: Православная скульптура
Да, мне тоже тема понравилась. Я кстати, когда весной была проездом в Арзамасе, зашли мы в храм на площади (название потом гляну). так там несколько деревянных скульптур было. Распятие полностью фигура Христа деревянная, Николай-угодник и еще какие то скульптуры были.... надо книжку поднять глянуть, я ее в том же храме купила.

_________________
Орда. Родная, злобная, твоя.


Вернуться наверх
Профиль WWW
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 янв 2012, 12:33
Сообщений: 8790
Вероисповедание: католичество
17 окт 2012, 21:41       Сообщение Re: Православная скульптура
Нашла интересный сайт (надеюсь, вполне православный): http://www.orthodox-expo.ru/archives_ru ... jan_sk.htm

Современная православная скульптура

Изображение

Одним из видов церковных художеств, восходивших к глубокой христианской древности, была скульптура. Она отличалась разнообразием материалов и форм произведений, особой семантической насыщенностью. Это была сакральная пластика – «икона на рези», меднолитая и статуарная пластика, кресты (поклонные, напрестольные, выносные, нагрудные и т. п.), а также декоративная и монументально-декоративная скульптура – резные киоты икон и иконостасы, рельефы, лепной декор храмов и т. п. Семантическая насыщенность скульптуры в силу функционального многообразия (использование в церковном обиходе и в личном благочестии) пронизывала все сферы жизни человека, определяла характер широкого проникновения скульптуры в искусство, начиная от церковного до народного творчества. Ведущее значение имела сакральная пластика, она ассимилировала многие виды искусств. Образ резной – иконы пластической – равночестен иконе живописной.
Начавшееся в России еще в Синодальный период искоренение церковной пластики было продолжено в советское время, когда православная скульптура была практически уничтожена. Известны лишь единичные её образцы: неподалеку от Троице-Сергиевой лавры в 1960-1980-е годы неизвестный резчик создавал, опираясь на старинные традиции, скульптурные образы преподобного Нила Столобенского чудотворца, небесного покровителя Верхней Волги. К сожалению, ни в одном музее страны нет этих произведений.

Выставка «Свет Миру» дала возможность, может быть, впервые за многие годы увидеть современную православную скульптуру России. Представленные работы позволяют определить некоторые тенденции, которые в настоящее время наметились в церковной пластике. Следует отметить, что по сравнению с иконописцами скульпторы находятся в более сложных условиях. Создание и исследование церковных живописных произведений имеет более развитую традицию по сравнению со скульптурой. Также хорошо известно, что изначально после принятия христианства на Руси в течение нескольких веков уничтожались языческие идолы, поэтому все объемно выполненные изображения принимались в дальнейшем с определенной опаской и осторожностью. Московские церковные соборы 60-х годов XVI столетия нанесли серьезный удар по сакральной пластике, хотя уже через четверть века наступил новый период её подъема. Однако церковная скульптура этого времени была отмечена полным отказом от национальных традиций, замененных вариантами интернационального маньеризма. Фактически исконные древние резные иконы изгонялись из храмов, заменялись западными образцами. Вместе с этим из нашего сознания выпал ценнейший древнейший пласт пластики, ведь скульптурная икона дольше живописной сохраняла связь с образцом, изначальную его каноничность.

Подробнее читайте по ссылке.

_________________
Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 20 янв 2012, 19:06
Сообщений: 6041
Откуда: Украина
Вероисповедание: Христианин
21 окт 2012, 20:12       Сообщение Re: Православная скульптура
Изображение


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 22:32
Сообщений: 18025
Вероисповедание: Православие
15 фев 2013, 20:43       Сообщение Re: Православная скульптура
Санкт-Петербург, 25 января 2013 года Фото: Вода живая В Московском районе, в межвузовском студенческом городке будет установлен памятник святой Татьяне, покровительнице студентов, сообщает «Российская газета». Монумент будет выполнен в бронзе по проекту Ильи Литвинова, выпускника Академии художеств (Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина). В качестве дипломной работы он защитил проект 15 июня. По словам начальника студенческого городка Ивана Феклистова, памятник может быть открыт через год.
Изображение

На Православной выставке скульптур из песка в Москве
Изображение

святитель Николай
Изображение


Вернуться наверх
Профиль WWW
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 07 июн 2012, 18:00
Сообщений: 11373
Откуда: Кубань родная.
Вероисповедание: Orthodox christian
16 фев 2013, 10:13       Сообщение Re: Православная скульптура
Вот в Троице-Сергиевой Лавре в музее Академии стоит скульптура Христа, привезенная из Италии неким российским купцом то ли в 17- то ли в 18 веке.... Нам нельзя было фотографировать в музее, а тырнете найти не могу эту скульптутру. :( Мож кто знает,где можно найти ее. Скульптура чуть выше человеческого роста, Христос изображен как будто произносящий проповедь..

_________________
Орда. Родная, злобная, твоя.


Вернуться наверх
Профиль WWW
Активный пользователь
Активный пользователь

Зарегистрирован: 27 янв 2012, 13:25
Сообщений: 105
Вероисповедание: неверующая
17 фев 2013, 10:33       Сообщение Re: Православная скульптура
Никки, Вы про эту скульптуру?

http://www.mpda.ru/cak/collections/88344.html

Изображение


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 07 июн 2012, 18:00
Сообщений: 11373
Откуда: Кубань родная.
Вероисповедание: Orthodox christian
17 фев 2013, 12:45       Сообщение Re: Православная скульптура
Дааааа!!!! да да да да [028] [028] [028] [028]
Я за руку Христа подержалась :)

_________________
Орда. Родная, злобная, твоя.


Вернуться наверх
Профиль WWW
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 07 июн 2012, 18:00
Сообщений: 11373
Откуда: Кубань родная.
Вероисповедание: Orthodox christian
17 фев 2013, 12:47       Сообщение Re: Православная скульптура
Александр, чет вы как то не туда сейчас. Если к природному материалу цепляться, так знаете можно до чего договориться? ИНН отдыхает. И кстати, скульптура Христа бронзовая, чтоб вы знали. ;)

_________________
Орда. Родная, злобная, твоя.


Вернуться наверх
Профиль WWW
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 33 ]  На страницу 1, 2, 3  След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
 cron
200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Forum theme by Serge Nepoklonov.
Русская поддержка phpBB