Поскольку научного раздела пока нет, а Валерию Миклошу была интересна эта тема, и может, не только ему, выкладываю тут:
Дитер Хаттруп: Учение Дарвина и христианство
31 января в Центральном доме журналиста доктор богословия, доктор физико-математических наук, профессор Фрибургского Университета (Швейцария), профессор Падерборнского Университета (Германия) священник Дитер Хаттруп выступил с лекцией на тему «Учение Дарвина и христианство». Сам профессор формулировал тему своей лекции более провокативно – а именно «Дарвин как отец Церкви»: «Я убежден, что благодаря пониманию Дарвина в 21 веке мы можем лучше понять Бога-Творца и человека – Его творение. И именно поэтому я говорю о Дарвине как об отце Церкви», — уточнил он.
Профессор Хаттруп впервые читал лекцию в России, о чем особо отметил в своем выступлении: «В юности я никогда не думал о том, что когда-нибудь в жизни буду выступать в Москве – в этом некогда главном бастионе официального атеизма, и буду говорить о том, что я называю концом атеизма. Я был убежден, что коммунизм, большевизм, натурализм непобедим. Именно поэтому я изучал сначала естественные науки – математику и физику – для того, чтобы проверить, может ли вера в естественные науки упразднить, победить веру в Бога. Мой ответ, основанный на опыте – нет. Но исторически это очень долгий путь – путь, проделанный в течение трех-четырех веков. Если бы я родился 150 лет назад, как раз в эпоху Дарвина, тогда бы меня постигла участь самого Дарвина в 19 веке, поэтому я его так люблю».
Предлагаем нашим читателям конспективное изложение лекции профессора Хаттрупа.
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
Ничего нового этот пастырь не сказал. Это в любой книжке креационистов прочитать можно. Но вот что мне показалось странным в заметке, ссылку на которую вы дали: "дьякон Августин Соколовски представил профессора как уникального человека, всемирно известного ученого и одновременно священника с богатым пасторским опытом.". Я допускаю, что он священник с богатым пастырским опытом, но вот как ученый, да еще всемирно известный! Это сильное преувеличение. ... мягко сказать.
01 фев 2012, 19:52
Re: Учение Дарвина и христианство
Я диакону верю, так как знаю его несколько лет. Вам не ново, но не все же такие ученые, как вы. Еще раз повоторю: о. Хаттруп не креационист.
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
Зарегистрирован: 21 янв 2012, 19:59 Сообщений: 131
Вероисповедание: нет
01 фев 2012, 20:28
Re: Учение Дарвина и христианство
Neta писал(а):
Я диакону верю, так как знаю его несколько лет. Вам не ново, но не все же такие ученые, как вы. Еще раз повоторю: о. Хаттруп не креационист.
Да креационист он. Вы просто не в курсе, что есть младоземельные креационисты, есть метафорические староземельные креационисты, есть теистические эволюционисты (тоже отталкиваются от креации - творения), есть креационисты постепенного творения. Много их. Но все они креационисты.
01 фев 2012, 21:01
Re: Учение Дарвина и христианство
Я действительно не в курсе атеистических классификаций креационизма. Только лекция не о креационизме была. И почти что не о Дарвине.
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
01 фев 2012, 21:09
Re: Учение Дарвина и христианство
Нет, не могу. Я вообще не в этой теме. Я гуманитарий. Но могу спросить, если вы хотите.
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
Зарегистрирован: 21 янв 2012, 19:59 Сообщений: 131
Вероисповедание: нет
01 фев 2012, 21:19
Re: Учение Дарвина и христианство
Neta писал(а):
Нет, не могу. Я вообще не в этой теме. Я гуманитарий. Но могу спросить, если вы хотите.
Спросите. А классификация креационистов не атеистическая. Просто надо же как-то определить их позицию. Вот, скажем, Кураев. Вроде в то, что Бог все создал, верит (значит, креационист). Но эволюцию признает. Значит - теистический эволюционист. А те, которые говорят про 7500 лет это младоземельные (Земля молодая) креационисты.
01 фев 2012, 21:25
Re: Учение Дарвина и христианство
Валерий, меня как раз определения и терминология в этой истории с лекцией волновала меньше всего.
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
01 фев 2012, 21:58
Re: Учение Дарвина и христианство
Уже не сегодня. Завтра попробую сформулировать.
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
01 фев 2012, 22:02
Re: Учение Дарвина и христианство
Дитер Хаттруп изучал математику, физику и католическое богословие в Мюнстере, Регенсбурге и Бонне. В 1978 г. получил степень доктора по математике за диссертацию «Боннские математические тексты». После своего рукоположения в 1980 г. в течение 7 лет осуществлял пастырскую деятельность. В 1988 г. защитил диссертацию по богословию на тему «Движение времени. Естественнонаучные категории и христологическое посредничество бытия и истории». В 1990 г. стал доцентом в области католического богословия. С 1991 г. он является ординарным профессором догматического богословия и истории догматов богословского факультета Падеборна.
Библиография работ автора на языке оригинала: 1. Der Bonner Mathematische Schriften Nr. 107 (Dissertation). Bonn, 1978. - 79 S. 2. Die Bewegung der Zeit. Naturwissenschaftliche Kategorien und die christologische Vermittlung von Sein und Geschichte. (Dissertation) Münster: Aschendorff, 1988 (Münsterische Beiträge zur Theologie 56). - 296 S., ISBN 3-402-03961-3 3. Eschatologie. Paderborn: Bonifatius, 1992. - 352 S., ISBN 3-87088-701-X 4. Ekstatik der Geschichte. Die Entwicklung der christologischen Erkenntnistheorie Bonaventuras. (Habilitation) Paderborn: Schöningh, 1993. - 341 S., ISBN 3-506-76273-7 5. Theologie der Erde. Paderborn: Bonifatius, 1994. - 272 S., ISBN 3-87088-826-1 6. (Mit Norbert Fischer) Metaphysik aus dem Anspruch des Anderen. Kant und Levinas. Paderborn: Schöningh, 1999. - 381 S.; ISBN 3-506-72532-7 7. Hrsg. mit Josef Meyer zu Schlochtern: Geistliche und weltliche Macht. 1200 Jahre Begegnung von Papst Leo III. und Karl dem Großen in Paderborn. Paderborn: Schöningh, 2000. 8. Einstein und der würfelnde Gott. An den Grenzen des Wissens in Naturwissenschaft und Theologie. Freiburg: Herder, 2001. - 304 S.; ISBN 3-451-27339-X; 3. Auflage 2002 9. Die Wirklichkeitsfalle. Vom Drama der Wahrheitssuche in Naturwissenschaft und Philosophie. Freiburg: Herder, 2003. - 304 S.; ISBN 3-451-27732-8 10. Hrsg. mit Norbert Fischer; Cornelius Mayer: Freiheit und Gnade in Augustins Confessiones. Der Sprung ins lebendige Leben. Paderborn: Schöningh, 2003. - 133 S.; ISBN 3-506-70141-X 11. Carl Friedrich von Weizsäcker - Physiker und Philosoph. Darmstadt: WBG, 2004. - 272 S.; ISBN 3-543-17307-4 12. Hrsg. mit Norbert Fischer: Irrwege des Lebens. Augustinus: Confessiones 1-6. Paderborn: Schöningh, 2004. - 191 S.; ISBN 3-506-71770-7 13. Frankenberger - Gottbekenntnisse großer Naturforscher. Erweitert und kommentiert von Dieter Hattrup. Leutesdorf: Johannes-Verlag, 2005. - 100 S; ISBN 3-7794-1501-1 14. Der Traum von der Weltformel oder Warum das Universum schweigt. Freiburg: Herder, 2006. - 296 S.; ISBN 3-451-28937-7MG-Operator auf Produkten streng pseudokonvexer Gebiete.S 220 S.; ISBN 3-506-76277-X 15. (Hrsg. mit Norbert Fischer) Selbsterkenntnis und Gottsuche. Augustinus. Selbsterkenntnis und Gottsuche. Confessiones 10. Paderborn: Schöningh, 2007. - 184 S.; ISBN-10: 3-506-76333-4 16. Einstein und der würfelnde Gott. An den Grenzen des Wissens in Naturwissenschaft und Theologie. Aktualisierte broschierte Neuauflage (4.) Freiburg: Herder, 2008. - 295 S.; ISBN 3-451-29785-4
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
01 фев 2012, 22:06
Re: Учение Дарвина и христианство
Обзор книги: Хаттруп Д. Случай Дарвина или как Бог сотворил мир. (Hattrup D. Darwins Zufall oder Wie Gott die Welt erschuf. Freiburg i. Br.: Herder, 2008. – 304 S. ISBN 3-45129-785-X)
Изменчивость и отбор, случайность и необходимость - вот основные аксиомы эволюционного учения, которые стали со времени Дарвина одним из вызовов христианскому учению о творении мира. Д. Хаттруп последовательно развивает взгляды Дарвина на мир и ставит вопрос о том, какие последствия имеет это для естествознания и для христианского учения о творении. Коперник, Кеплер, Галилей, Ньютон ...всем им подводит черту Дарвин, конечно, сам того не желая. Своим эволюционным учением он нарушил любимый образ мысли естествознания, в котором все события в природе протекают с предсказуемой необходимостью. Дарвин вводит в науку совершенно новый фактор - "Изменчивость и отбор" и вместе с ним также случай: жизнь по его мнению опирается на оба принципа - случайность и необходимость. Дитер Хаттруп последовательно развивает и углубляет взгляд Дарвина на мир со случайностью и необходимостью как строительными блоками природы. Какие следствия имеет это для естествознания? Какие для христианского учения о творении? Рассмотрению этих вопросов посвящена книга.
Содержание Предисловие 7 Введение 8 1. Изгнание случая 17 1.1 Радость изгнания 21 1.2 Помощь для изгнания 34 1.3 Твердая ньютоновская программа 49 2. Возвращение случая 90 2.1 Макс Планк – революционер против воли 90 2.2 Случай в природе 108 2.3 К построению жизни 140 3. В волшебном царстве атеизма 155 3.1 Различение Бога и природы? 156 3.2 Механика как источник 177 3.3 Между зверем и сверхчеловеком 197 4. Случай и эволюция 214 4.1 Падение Дарвина 217 4.2 Левый и правый фундаментализм 236 4.3 Запоздалый разговор 264 5. Свобода Дарвина 281 5.1 Принципы знания и незнания 281 5.2 Свобода в природе 292 5.3 Конечная и бесконечная свобода 303 Персоналии 312 Примечания 313
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
01 фев 2012, 22:09
Re: Учение Дарвина и христианство
Валерий, все эти длинные тексты выкладываю сугубо для вас, так как больше никому они не интересны. А вы у нас исследователь, знающий языки.
Но обратите внимание на заголовок темы. Она посвящена не столько Хаттрупу, сколько богословским спорам о Дарвине. Так что, другие источники и персоналии в этом обсуждении будут кстати.
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 63
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения