img
Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 27 апр 2024, 21:17



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 21 ]  На страницу 1, 2  След.
Деканонизация: горькая правда 
Автор Сообщение
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 янв 2012, 12:33
Сообщений: 8790
Вероисповедание: католичество
17 дек 2012, 11:10       Сообщение Деканонизация: горькая правда
Из журнала протодьякона Андрея Кураева:

Деканонизация: горькая правда

Официальный церковный календарь на 2013 год серьезно отличается от календаря на 2012-й.
Важнейшей частью богослужебного календаря является список святых, чьи памяти приходятся на тот или иной день («святцы»).
Канонизация святого предполагает обязательное включение его в «святцы».
Так вот, из святцев на 2013 год исчезло три с половиной десятка имен новомучеников Российских

Событие чрезвычайно интересное, хотя и тихое и вроде бы локальное.
Полагаю, что решение о деканонизации некоторых новомучеников обоснованно и не имеет никакого отношения к текущей политике. Можно предположить, что по мере погружения исследователей в архивно-ГПУшный материал были найдены документы и свидетельства, не соответствующие христианским представлениям о том, как святой (не простой человек, а именно образцовый святой) должен вести себя на допросе и даже под пыткой.
Например, епископа Василия Кинешемского арестовали 5 ноября 1943 года. На следствии он дал показания против Тиховой, арестованной одновременно с ним. Тиховой дали пять лет ссылки, а еп. Василия отправили в ссылку под Красноярск, где он и скончался.
Тихова была прославлена как исповедница решением Синода от 6.10.2001. (http://krotov.info/y...45_kineshma.htm)

Еще раз скажу: по содержанию решения я не возражаю. Еще раз стала ясна верность позиции митр. Ювеналия и его комиссии по канонизации святых: прославлять нужно не спеша, тщательно изучая все обстоятельства жизни и следственное дело каждого, а не просто по факту ареста и смерти в заключении (как делала РПЦЗ в 70-80-е годы). Столь же ясно и то, что на многие годы теперь прославление новомучеников придется остановить: ФСБ больше не допускает церковных историков к архивам, разрешая знакомиться лишь с отдельными выписками из дела (по усмотрению ФСБ). Об этом с горечью говорилось на первом пленуме Межсоборного присутствия в 2011-м. "Если вы обратили внимание, у нас вообще прекратилась канонизация" http://www.pravmir.ru/muzhestvennaya-my ... renskogo1/
Древние мученики страдали и умирали прилюдно. На глазах всего города. Потому они и были – «свидетелями». Потому и прославлялись христианами немедленно и бесспорно. Потому и была их кровь, пролитая во очию всех, «семенем Церкви».
Новомученики допрашивались и казнились потаенно. Поэтому их казни не стали «семенем». На смену «павшим борцам» не вставали тысячи новых, зажженных примером их свидетельства до крови.

Очевидной личностной связи «я видел смерть мученика – был поражен его мужеством и верой – хочу стать таким же» почти не было. Церковная жизнь угасала с нарастанием числа мучеников, а не разгоралась. Потому сегодня приходится создавать малоубедительные для неверов «мистико-историософские схемы» - мол, хотя страна и не заметила подвига новомучеников, но возрождение церковной жизни 90-х было вымолено мучениками, убитыми в 30-х…
И по той же причине (сокрытость от взоров Церкви) некоторые канонизации и в самом деле могут быть поспешными и односторонними.
Но два вопроса встают в полный рост:
1. Если Церковь 21 века совершила прославление некиих людей в лике святых ошибочно, на основании неполных и недостоверных сведений – то где гарантии того, что Церковь былых столетия не совершила подобных ошибок? Множество новомучеников прославлены за последние десятилетия на основании формального признака: арестован - не отрекся от веры - умер в заключении (расстрелян). И вот оказывается, что этого недостаточно. Напомню, что когда-то для канонизации тоже было достаточно лишь одного формального признака: если патриарх (кпльский) умирал на кафедре, а не в отставке, и не был осужден Собором за ересь, то он автоматически причислялся к лику святых. Так были прославлены все кпльские предстоятели от 4 века до 10го. Вдруг и тут были поспешности?
Перспектива распространения сомнения на все святцы очевидна, и она не могла не беспокоить и авторов данного решения о локальной деканонизации. Поэтому это решение было принято без дискуссий, непублично, и не было объявлено. Но тут возникает

вопрос 2. - где же голос Церкви? В чьих устах?
Тот же еп. Василий Кинешемский был прославлен «архиерейским собором с правами поместного» в августе 2000-го (http://www.patriarch...ext/423849.html). А деканонизирован без всякого соборного или даже синодального решения. Кто и кем уполномочен отменять решения Собора, даже если оно было поспешным и неправильным?
На соборе 2004 года митр. Ювеналий на вопрос еп. Ставропольского Феофана (ныне митр. Челябинский) о том, как относиться к тому, что в Ставропольской епархии как местночтимый прославлен иеромонах Феодосий Кавказский, ответил: «Эта канонизация - это личный грех митрополита Гедеона». Канонизация еп. Василия тогда выходит – личный грех тогдашнего главы Ивановской епархии (от ее имени шли документы на Собор 2000 года). Но инициатива м. Гедеона не была утверждена никакой более высокой церковной инстанцией. А инициатива Ивановской епархии была утверждена решением высшей церковной власти – Поместным собором…

Кто же принял такое решение – безымянные книжные справщики из Издательского совета Патриархии? Вряд ли – их задача скромнее: просто верстать.
Комиссия по канонизации? Но они этим точно не занималась и опять же – она не может выносить решения, а лишь рекомендовать. Комиссия по календарному вопросу? Богослужебная комиссия?
В общем, по ходу (справедливой и нужной) административной реформы коридоры Патриархии стали такими сложными, что мне уже не под силу в них разобраться. Тут нужен гений профессора Лэнгдона…

http://diak-kuraev.livejournal.com/404290.html#cutid1

_________________
Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)


Вернуться наверх
Профиль
Специалист
Специалист

Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 17:00
Сообщений: 609
Вероисповедание: Православие
17 дек 2012, 17:10       Сообщение Re: Деканонизация: горькая правда
Один Бог знает, кто святой, а кто нет...

_________________
Всег­да на­дей­тесь толь­ко на Бо­га, но ни­как не на че­ло­ве­ка. Тог­да вся­кое зло бу­дет от­па­дать от вас, как от­руб­лен­ная вет­ка.преп. Варсонофий


Вернуться наверх
Профиль
Отец-основатель
Отец-основатель
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 19:28
Сообщений: 29208
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православие
17 дек 2012, 17:15       Сообщение Re: Деканонизация: горькая правда
Алла Ник писал(а):
Один Бог знает, кто святой, а кто нет...

Однако, когда Церковь свидетельствует о святости какого-то человека, то с очень большой степенью вероятности можно полагать, что он действительно свят. Канонизация - она же не просто так... Разумеется, к каждому случаю следует подходить индивидуально, а не канонизировать всех одним махом.

_________________
Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Исайя 41:13)


Вернуться наверх
Профиль
Специалист
Специалист

Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 17:00
Сообщений: 609
Вероисповедание: Православие
17 дек 2012, 17:26       Сообщение Re: Деканонизация: горькая правда
ГПУ-шники могли сфальсифицировать показания св. Василия Кинешемского и др., поэтому я так и написала, что только Бог знает, кто свят, а кто нет

_________________
Всег­да на­дей­тесь толь­ко на Бо­га, но ни­как не на че­ло­ве­ка. Тог­да вся­кое зло бу­дет от­па­дать от вас, как от­руб­лен­ная вет­ка.преп. Варсонофий


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 19 ноя 2012, 19:57
Сообщений: 4213
Вероисповедание: православный
18 дек 2012, 09:28       Сообщение Re: Деканонизация: горькая правда
Я всегда думала, что останки людей тоже изучают при канонизации. На Афоне же такая практика присутствует, хотя многих монахов никто не канонизирует.

_________________
Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его - творения Божии. Какой клавиши ни коснись, услышишь эхо своей души. Свт. Николай Сербский


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 17:54
Сообщений: 6786
Откуда: Тверская обл.
Вероисповедание: православие
18 дек 2012, 09:43       Сообщение Re: Деканонизация: горькая правда
Марина писал(а):
Я всегда думала, что останки людей тоже изучают при канонизации. На Афоне же такая практика присутствует, хотя многих монахов никто не канонизирует.

А зачем их изучать то? :007:

_________________
Простите мне,
" воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?"
Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 19 ноя 2012, 19:57
Сообщений: 4213
Вероисповедание: православный
18 дек 2012, 09:56       Сообщение Re: Деканонизация: горькая правда
Ольгааа писал(а):
А зачем их изучать то? :007:

Ну, насколько я понимаю, у святых людей телесные останки исполнены благодатью.
По крайне мере, на Афоне сначала монаха хоронят, причем в пеленах, через год раскапывают и смотрят, если кости белые, то их омывают розовой водой и складывают в костницы. Если черные, то закапывают до 3-го года и все монахи монастырей молятся об умершем монахе, потом опять раскапывают , если кости белые, то ранее описанный процесс, если черные, то выкидывают в море.

_________________
Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его - творения Божии. Какой клавиши ни коснись, услышишь эхо своей души. Свт. Николай Сербский


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 авг 2012, 18:19
Сообщений: 10309
Откуда: Самара
Вероисповедание: православие
18 дек 2012, 10:40       Сообщение Re: Деканонизация: горькая правда
Я где то читала как раз наоборот, признаком святости есть желтый череп. Когда приобретали мощи какого то святого, имени не помню то у него череп был аж коричневый и маслянистый. Ведь костные останки тоже источают миро. В Киево-Печерской Лавре в костнице, в специальных сосудах хранятся главы святых отцов, которые источают миро

_________________
Изображение


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 20 янв 2012, 19:06
Сообщений: 6041
Откуда: Украина
Вероисповедание: Христианин
18 дек 2012, 10:44       Сообщение Re: Деканонизация: горькая правда
Галина Суходольская писал(а):
Я где то читала как раз наоборот, признаком святости есть желтый череп. Когда приобретали мощи какого то святого, имени не помню то у него череп был аж коричневый и маслянистый. Ведь костные останки тоже источают миро. В Киево-Печерской Лавре в костнице, в специальных сосудах хранятся главы святых отцов, которые источают миро

Вот еще дикость какая кости и черепа хранить. То кожанные ризы,то святые мощи. Вас не поймешь.


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 авг 2012, 18:19
Сообщений: 10309
Откуда: Самара
Вероисповедание: православие
18 дек 2012, 10:47       Сообщение Re: Деканонизация: горькая правда
phpBB [media]
Вот кратко показан придел мироточивых глав

_________________
Изображение


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 19 ноя 2012, 19:57
Сообщений: 4213
Вероисповедание: православный
18 дек 2012, 10:51       Сообщение Re: Деканонизация: горькая правда
Галина Суходольская писал(а):
Я где то читала как раз наоборот, признаком святости есть желтый череп. Когда приобретали мощи какого то святого, имени не помню то у него череп был аж коричневый и маслянистый. Ведь костные останки тоже источают миро. В Киево-Печерской Лавре в костнице, в специальных сосудах хранятся главы святых отцов, которые источают миро


Есть такое, только я уже об этом писать не стала. Желтизна , я так поняла, появляется от избытка благодати.

_________________
Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его - творения Божии. Какой клавиши ни коснись, услышишь эхо своей души. Свт. Николай Сербский


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 17:54
Сообщений: 6786
Откуда: Тверская обл.
Вероисповедание: православие
18 дек 2012, 10:51       Сообщение Re: Деканонизация: горькая правда
Марина писал(а):
Ну, насколько я понимаю, у святых людей телесные останки исполнены благодатью.

Но, Марин, нет ведь такого прибора- благодать мерять.
Я тоже читала об этих традициях, и они весьма различны. Одни , если тело не истлело, говорят , что вот, мол, земля не хочет принимать этого человека. А иные, наоборот, - раз тело нетленно- то это хорошо. А потому, полагаю, измерять благодать состоянием останков опрометчиво.

_________________
Простите мне,
" воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?"
Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 19 ноя 2012, 19:57
Сообщений: 4213
Вероисповедание: православный
18 дек 2012, 10:53       Сообщение Re: Деканонизация: горькая правда
Евгений Сумский писал(а):
Вот еще дикость какая кости и черепа хранить. То кожанные ризы,то святые мощи. Вас не поймешь.


Так ведь, кто как второго Пришествия дожидается....

_________________
Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его - творения Божии. Какой клавиши ни коснись, услышишь эхо своей души. Свт. Николай Сербский


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 авг 2012, 18:19
Сообщений: 10309
Откуда: Самара
Вероисповедание: православие
18 дек 2012, 10:57       Сообщение Re: Деканонизация: горькая правда
Евгений Сумский писал(а):
Вот еще дикость какая кости и черепа хранить. То кожанные ризы,то святые мощи. Вас не поймешь.
II. Почему Православная Церковь
установила почитание святых мощей

В творениях святых отцов Христианской Церкви мы находим троякое основание для установления почитания святых мощей тех или других угодников Божиих.
1. Останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам. Иоанн Златоуст говорит: "Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком".
Если и в обыкновенной, мирской жизни портреты великих людей, их бюсты, статуи, а особенно гробницы и могилы способны производить сильное впечатление на почитателей их памяти и пробуждать в них восторженное преклонение пред их жизненным подвигом, то гробницы мучеников и подвижников веры и благочестия в Церкви Христовой должны естественно производить неотразимое, сильное, могучее впечатление на всех верующих и чтущих их святую память. Следующий исторический факт подтверждает справедливость предыдущего положения.
В Антиохийской Церкви упадок нравов развился до крайних пределов: в лесах, с которыми связаны были языческие предания об Аполлоне и Дафне, устроялись безнравственные оргии, циничные игры; никакие запреты, никакие увещания пастырей Церкви не помогали. Но вот наконец племяннику императора Констанция пришла в голову мысль построить в предместье Дафны базилику (храм), перенести в нее мощи особо чтимого мученика Вавилы, и с тех пор оргии прекратились. Святой Иоанн Златоуст говорит: "Подлинно, как бы легкий ветерок какой веет отовсюду на присутствующих при гробнице мученика, ветерок не чувственный и укрепляющий тело, но могущий проникать в самую душу, благоустрояющий ее во всех отношениях и свергающий с нее всякое земное бремя". Древние праздники у мощей святых красноречивее всего говорят о том, как высоко ставила Церковь их нравственно-назидательную цель. Все средства употреблялись для того, чтобы использовать чувство близости святого, возбуждаемое его останками, в целях назидания: читались повествования о страданиях мучеников, составлялись и затем читались мученические акты, производившие потрясающее действие на слушателей...
2. Наряду с нравственно-назидательным почитание мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое.
С земною Церковью в общении любви находится и Церковь Небесная, и такое общение Церкви земной и Небесной выражается в молитве, венец которой составляет возношение Святейшей Евхаристии: "Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится..." Один из учителей древней Церкви (Ориген) говорит: "В молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно - состоящее из людей, другое - из небожителей..." Мощи святых и являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика. Так, в Риме построена церковь на месте, где, по преданию, погребено тело апостола Павла (Евсевий. История Церкви. 11, 25, 3). В Карфагене было две церкви в честь мученика Киприана: одна на месте его убиения, другая - над его могилой. Здесь у останков мученика особенно живо чувствовалось его невидимое присутствие. Поэтому и самый храм в честь мученика назывался его "домом", "жилищем", а сам мученик - его домовладыкой. Иоанн Солунский в своем сочинении о чудесах святого мученика Димитрия Солунского говорит, что у сего мученика два дома: один в Небесном Иерусалиме, другой - в Солуни. К концу VII века обычай совершать Евхаристию только на мощах мучеников сделался уже почти узаконением: Франкский Собор постановил, что престол может быть освящен только в церкви, в которой есть мощи святых, а VII Вселенский Собор (787) определил, что "на будущее время всякий епископ, освятивший церковь без мощей, должен быть извержен" (Правило 7). С этих-то пор введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии. Таким образом, в каждом храме обязательно есть мощи святых, и сии мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши молитвы. При положении мощей в антиминс (или под престол, если он освящается архиереем) читается следующая молитва: "Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву".
3. Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил. "Мощи Твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех к ним притекающих", - читаем мы в молитве Преподобному Сергию. И это основание стоит в связи с самыми глубокими догматами православной веры, с догматами Воплощения и Искупления. Полностью можно прочитать тут http://azbyka.ru/dictionary/12/pochitan ... -all.shtml

_________________
Изображение


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 19 ноя 2012, 19:57
Сообщений: 4213
Вероисповедание: православный
18 дек 2012, 10:58       Сообщение Re: Деканонизация: горькая правда
Ольгааа писал(а):
Но, Марин, нет ведь такого прибора- благодать мерять.
Я тоже читала об этих традициях, и они весьма различны. Одни , если тело не истлело, говорят , что вот, мол, земля не хочет принимать этого человека. А иные, наоборот, - раз тело нетленно- то это хорошо. А потому, полагаю, измерять благодать состоянием останков опрометчиво.


Оль, это же вполне визуальные признаки. :)
Про истлело, не истлело, я вообще не очень понимаю. И не благодать измеряют, а визуально осматривают останки, каковы они. Кстати , Сам Господь часто являл мощи особенно почитаемых святых, иной раз и никто не знал, где они захоронены. Таких исторических фактов в Церкви достаточно много.

_________________
Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его - творения Божии. Какой клавиши ни коснись, услышишь эхо своей души. Свт. Николай Сербский


Вернуться наверх
Профиль
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 21 ]  На страницу 1, 2  След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 38


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Forum theme by Serge Nepoklonov.
Русская поддержка phpBB