img
Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 28 мар 2024, 16:05



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 56 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Кто пришел к вере еще при СССР, раскажите как было 
Автор Сообщение
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 26 окт 2014, 21:50
Сообщений: 28
Вероисповедание: экуменист
03 ноя 2014, 18:17       Сообщение Re: Кто пришел к вере еще при СССР, раскажите как было
Вскоре после этого «тёмного собрания» у нас с Пазухиным родилась идея: организовать новый семинар с иным составом участников и принципиально иными установками. Это должен был стать не политизированный, а сугубо учебный семинар, объединяющий верующих энтузиастов, которые передавали бы друг другу наработанные знания. Учредительное собрание Семинара произошло на квартире Пазухина (в Колпино) 7 января 1981 г. сразу после Рождественской службы. Программу Женя сформулировал в следующих выражениях:

- Героический этап «штурма и натиска» (Sturm und Drang) закончен. Настало время подвижничества, время кропотливого и систематического изучения того, во что мы поверили. Изучить самому, чтобы научить других, актуализировать и реально содействовать преображению социалистического общества в христианское.

Изображение

Семинар у Пазухина никогда не имел официального названия. В дружеском кругу его полу-шутя полу-смиренно называли «Ликбез». Часто говорили просто о «чаепитиях» (особенно по телефону), чтобы не возбуждать нежелательных подозрений. Принципиальная безымянность, аполитичность, отсутствие рекламных мероприятий, словом, деятельность «в тени», обеспечили ему долгую плодотворную работу. История Семинара чётко делится на два периода: 1981-1984 и 1987-1988 годы.

В I учебном семестре (1981 г) были совместно проработаны «Пособие по изучению Православного Христианского Катехизиса» митрополита Филарета (СПб., 1907 г) и трактат прп. Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры» (СПб., 1894 г). В ходе занятий были отработаны формы совместной учёбы, режим и методика проведения занятий. Выявились четыре основных докладчика: Виктор Антонов, Женя Пазухин, Коля Симаков и я.
Именно этим докладчикам-преподавателям было поручено подготовить для второго и последующего семестров учебные курсы по основным церковным дисциплинам. Виктор Антонов взял курс по догматике. Женя Пазухин – экзегетику. Коля Симаков – общую историю Церкви. Мне досталась литургика. На время традиционных летних отпусков все разъехались, кто куда и принялись готовить свои курсы.

Мой отпуск длился тогда около 50-ти дней (оплачиваемых при «проклятом тоталитаризме»!). Помню, я уехал в деревню, обложился своими конспектами, книгами, и в сельской Преображенской Церкви вдруг обнаружил себя на берегу целого океана доселе неведомых смыслов, символов, длящихся исторических явлений и откровений, которые предстояло связать воедино. Думаю, это были самые счастливые дни в моей жизни. К концу отпуска курс был написан. Он представлял собой 25 лекций, едва уместившихся в двух толстых тетрадях. В основу его легли «Курс по литургике для Духовной семинарии», работы Н.Д. Успенского и Л. Воронова в сборниках «Богословских трудов», комментарии I тома «Настольной книги священнослужителя» и «Введение в литургическое богословие» о. Александра Шмемана.

4 октября 1981 г. начался II учебный семестр. Семинар значительно расширился. Занятия проходили теперь каждую субботу или воскресенье после Литургии на квартире у Жени Пазухина. Собиралось, как правило, человек 15-20 и было тесновато. Первая лекция длилась 40 минут. Затем, после 10-ти минутного перерыва следовала вторая лекция и второй перерыв. После этого начиналось обсуждение, на которое отводился час. Слушатели высказывались в порядке своего размещения, задавали вопросы лекторам, дополняли их, уточняли непонятные места и т.д. Заканчивалось собрание традиционным чаепитием, во время которого обсуждались последние новости религиозной жизни и планировалась дальнейшая работа.
В среднем каждое собрание длилось ок. 4-х часов. Сейчас такое даже представить себе невозможно. Но в те времена люди ещё не выживали, а просто жили и могли позволить себе каждое воскресенье целиком посвящать церковной службе и церковному самообразованию.


Вернуться наверх
Профиль
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 26 окт 2014, 21:50
Сообщений: 28
Вероисповедание: экуменист
03 ноя 2014, 18:40       Сообщение Re: Кто пришел к вере еще при СССР, раскажите как было
Вообще время III семестра было каким-то пиком развития. Напомню, что это было время смерти Брежнева (10 ноября 1982 г) и начало т.н. «Андроповщины», от которой все ждали обновления загнивающей и перерождающейся партийной элиты. То было время последних надежд… Именно поэтому Семинар тогда сильно расширился, оброс факультативами, начал издавать собственную литературу – прежде всего литургическую (распечатывали на первых ксероксах того же Шмемана, чинопоследования, труды восточных и западных богословов и религиозных философов.

Постоянные участники Семинара практиковали не только совместную молитву, но и особое «келейное правило» молитвенного поминовения друг друга (ровно в 10 часов вечера). Тем не менее, Семинар не превратился в замкнутую конфессиональную общину, а остался, прежде всего, объективным учебным центром, открытым для каждого желающего получить христианское образование. Из католических участников особенно выделялся терциарий доминиканского ордена Евгений Гейнрихс – выдающийся эрудит, ставший священником.

Был у Семинара и православный духовник (духовный отец Татьяны) – о. Александр (Онисимов) из Всеволожского храма Св. Троицы. Он относился к своей миссии среди питерской интеллигенции очень ответственно, и его домашняя богословская библиотека всегда была в нашем распоряжении.*

Изображение

Такое многочисленное и набирающее обороты независимое учебное заведение, конечно, должно было обратить на себя внимание спецслужб. Тем не менее, нас не трогали. Думаю, это – ещё одно доказательство того, что возможен был и мирный вариант органического изменения общества (без его предварительного разрушения).

Однако в верхах (где главным всегда был вопрос о собственности) решено было идти путём разрушения, и началась т.н. «перестройка». Т.е. в полном соответствии с теорией элит, в недрах прежней партийной элиты оформилась новая контр-элита, которая в марте 1985-го провела на место генсека тайного ренегата Горбачёва. Сразу повеяло ветром перемен, хотя Чернобыльская катастрофа (26 апреля 1986 г) с самого начала внесла в «процесс» какую-то разрушительную интонацию. Тем не менее, приближающийся эпохальный юбилей 1000-летия крещения Руси, в виду новых веяний, решено было отмечать широко и всенародно. Тогда, кажется, в последний раз воскресли мечтания об органическом перерастании советского общества в христианское.

Тогда же, в ноябре 1987 г., Пазухин вышел на контакт с Московским семинаром Виктора Аксючица, который разрабатывал схожие проблемы.

Изображение

Одной из важнейших проблем стало создание новой исторической методологии. Предстояло заново осмыслить такие фундаментальные понятия, как «исторический факт», «исторический опыт», границы интерпретации исторических источников. Этим вопросам в декабре 1987 г. я посвятил специальную разработку, используя которую, 17 января 1988 г. сделал большой доклад о Смутном времени. В докладе прямо говорилось, что новое смутное время уже на пороге.

Думаю, это в разной степени чувствовалось всеми. 21 февраля 1988 г. начался конфликт в Нагорном Карабахе, который послужил сигнальным выстрелом к началу всеобщего распада. Затем началось скрытое противоборство между партиями Горбачёва и Ельцина. То есть процесс постепенной «демократизации» перешёл в стадию борьбы отступающих партократов и новых криминальных буржуев. Становилось ясно, что никакого христианского социализма не будет, а будет распад и социальная деградация. В этой связи Семинар становился неуместным.

Его деятельность закончилась совместной с группой Аксючица конференцией «Ценности христианской культуры», которая проходила 21-24 апреля 1988 г. в ДК «Пищевик». Почти каждый из участников подготовил для этой конференции свой доклад, хотя прочесть их успели далеко не все.
Тем не менее, это был важный опыт. И я вспоминаю о нём, чтобы показать: т.н. государственный атеизм вовсе не означал отсутствия религиозной жизни. Скорее, наоборот: в силу сладости «запретного плода», она процветала, и во многих отношениях была даже более интенсивной, чем сейчас, когда просто тупо борешься за выживание, а смысла в том никакого, ибо обломок нашего кораблекрушения всё более затягивается в рыночный водоворот…

* В годы борьбы с экуменизмом о. Александр пострадал одним из первых: 27 окт. 1992 г. был лишён прихода, выведен за штат и вскоре умер, оклеветанный и затравленный.


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2013, 15:56
Сообщений: 2252
Откуда: Щелковский район МО
Вероисповедание: православный
03 ноя 2014, 18:46       Сообщение Re: Кто пришел к вере еще при СССР, раскажите как было
Крис писал(а):
Несколько наших ребят из батальона были верующими и даже читали Библию, которая хранилась в коптёрке у полкового художника Володи.

А я не встречал верующих людей до 90-ых гг., ни в институте, ни в армии, ни на работе. Помню пьяный поляк на вокзале предлагал 10 долл. ((ни хухры-мухры, 100 руб.) тому кто Отче Наш прочитает. мой знакомы сказал, что если бы там был, то прочитал. я спросил, верующий что-ли. он ответил нет, но Отче Наш знаю.

_________________
Всю жизнь шел к церкви, потом ходил вокруг, в 2009 г. взял да зашел и остался


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2013, 15:56
Сообщений: 2252
Откуда: Щелковский район МО
Вероисповедание: православный
03 ноя 2014, 19:01       Сообщение Re: Кто пришел к вере еще при СССР, раскажите как было
Крис писал(а):
О семинаре Татьяны Горичевой:

Татьяна (род. 1947 г) училась на философском факульте ЛГУ, хорошо знала нем. язык и переписывалась с самим Хайдеггером (отцом немецкого экзистенциализма).

Терпеть не могу Хайдеггера, болтун, уважаю преимущественно современную англо-американскую философию (аналитическую школу). естественно, исследования в области философии науки, особо, философии математики. Сам исследовал типы научной рациональности в школах менеджмента, вопросы гносеологической структуры сознания (его изменений) в информационном обществе, а экзистенциализм-ни-ни!!! Самый бред французский пост-модернизм, получил зачет по спец.курсу и забыл навсегда.

_________________
Всю жизнь шел к церкви, потом ходил вокруг, в 2009 г. взял да зашел и остался


Вернуться наверх
Профиль
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 26 окт 2014, 21:50
Сообщений: 28
Вероисповедание: экуменист
03 ноя 2014, 20:38       Сообщение Re: Кто пришел к вере еще при СССР, раскажите как было
ivanesphilosof писал(а):
А я не встречал верующих людей до 90-ых гг., ни в институте, ни в армии, ни на работе.

Думаю, «сплошного атеизма» не было никогда (это - миф демократов). Даже в чёрном 1937 году Сталинская перепись населения выявила 55,3 млн. верующих (56,7% населения). Но, разумеется, многое зависело от региона. Я пишу только о том, чему был свидетелем в Ленинграде. Но справедливости ради стоит упомянуть, что религиозные семинары начались в 1974 г. в Москве. Возглавляли их В. Пореш и А. Огородников. Участвовала, прежде всего, студенческая и творческая молодёжь. Об этом очень коротко, поскольку я сам не участвовал.

Володя Пореш - род в 1949 г в Смоленске, позже приехал с отцом в Питер.
Саша Огородников - род. в 1950 г, учился на философском ф-те Свердловского ун-та в 1970-73 гг.
На этом знаменитом фото Саша на первом плане, а за ним – Володя (оба в очках, а между ними Саша Щипков).
Изображение

Согласно канонической легенде они познакомились в 1974 г. Пореш стоял на Невском пр. (борода, джинсы, длинные волосы). Огородников (тоже в волосах) подошёл и спросил в лоб:
- Вы антисоветчик?
- Да, - слегка опешив, признался Пореш.
- Тогда можно у вас переночевать?

Вскоре они учредили христианский Семинар, а затем и Общину в деревне Редькино, после чего стали издавать журнал «Община». При этом абсолютно не таились: демонстрировали связи с заграницей, выступали с открытыми письмами (вплоть до президента США). Власти, наконец, не выдержали, и в мае 1978 г. устроили обыск. Изъяли массу «антисова» и «по хорошему» предложили друзьям эмигрировать. Огородников ответил:
- Это вам нужно эмигрировать из захваченной вами страны.

Тогда по результатам обыска 7 чел. было арестовано и получило срок по стандартной 70-й статье ("антисоветская агитация и пропаганда" – типа как сейчас «экстремизм»). В моих дневниках сохранился замечательный последний диалог Пореша с судьёй:
Цитата:
Судья: - Вы же сами подтверждаете, что Вас не преследовали за религиозные убеждения. Вам дали возможность даже в предварительном заключении крестить детей, исповедоваться и т.д.
Пореш: - Да, на работе ко мне относились хорошо. Даже парторг был со мною любезен и корректен. В тюрьме я получил молитвенник и Библию. Спасибо. Но нам этого мало, нам нужен весь мир.
Судья (не расслышав): - Что? Что вам нужно?
Пореш: - Весь мир!

Это было движение неофитов и добровольных мучеников…
Интересно, что дело вёл следователь КГБ Виктор Черкесов, который в т.н. «Перестройку», конечно, быстро перековался в демократы (даже не сжигая партбилета) и сделал головокружительную карьеру – до полпреда Президента.

Впоследствии Пореш с недоумением говорил:
- Оказывается это не я демократ, а он…

Истина о том, что такое буржуазная демократия – осознавалась далеко не сразу…


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2013, 15:56
Сообщений: 2252
Откуда: Щелковский район МО
Вероисповедание: православный
03 ноя 2014, 20:49       Сообщение Re: Кто пришел к вере еще при СССР, раскажите как было
Крис писал(а):
Думаю, «сплошного атеизма» не было никогда (это - миф демократов).

мировоззрения не было сплошного, да. Но речь о посещении церкви. человек мог быть пантеистом, даже деистом, но в церковь не ходить. И таких было большинство.

_________________
Всю жизнь шел к церкви, потом ходил вокруг, в 2009 г. взял да зашел и остался


Вернуться наверх
Профиль
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 26 окт 2014, 21:50
Сообщений: 28
Вероисповедание: экуменист
03 ноя 2014, 21:23       Сообщение Re: Кто пришел к вере еще при СССР, раскажите как было
ivanesphilosof писал(а):
Но речь о посещении церкви.
Да, конечно, Вы правы - и действующих храмов было очень мало: в Питере всего 14, в области – ок. 40-ка. Впрочем, тут надо ещё учитывать «Хрущёвское» гонение, о котором уже почти не помнят. В разгар перестроечных разоблачений всем была привита «страшилка», что Сталин уничтожил Церковь, а Хрущёв наоборот «либеральничал».
Лишь мы, историки, знаем, что реальность была много сложнее. В самый разгар войны (осенью 1943 г) Церковь воскресла, казалось бы, уже из небытия. Ведь на свободе оставалось всего три епископа! И вот избираются патриархи Сергий, а затем Алексий I, и в период между 1945-1947 годами открывается семь (!) духовных академий и семинарий. А в 1950-е годы количество монастырей возрастает до сотни, количество же священников – до целой армии в 13 500 человек. Эта «Сталинская Византия» давно тревожила Хрущёва, и он ждал только повода, чтобы с ней расправиться.

Такой повод подвернулся в самом конце 1959 года, когда патриарх Алексий отлучил от церкви священника-ренегата Осипова, а так же «других мирян, публично хуливших имя Господне». Это безадресное отлучение члены КПСС, крещённые в детстве, приняли на свой счёт. Ответная месть выразилась в виде «Хрущёвского гонения». За три года было закрыто 7 000 храмов, изгнано множество священников. Причём по условиям того времени (когда все христиане были тесно связаны общностью своей судьбы) гонение тут же перекинулось на другие конфессии – прежде всего, на баптистов, которые всегда были наиболее независимы от государства.

Мне было тогда уже семь лет, и я хорошо помню общую атмосферу того времени. Помню телевизионные репортажи о том, как в школах «выявляли» и «разоблачали» верующих учеников, как отнимали детей у «матерей-фанатичек». Помню, как эти женщины в серых православных платках молча бежали за машинами, увозящими их детей, а оператор всё норовил поймать в телеобъектив «фанатичный взгляд».
Наконец, поймал.
Эти глаза я тоже не забуду никогда в жизни. Подобные кадры производили действие совершенно обратное замыслу идеологических режиссёров. Мученичество всегда вызывает сочувствие и порождает веру. Так было и во времена Нерона и во времена Хрущёва.


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2013, 20:41
Сообщений: 3732
Откуда: СССР.Москва
Вероисповедание: Православный.
03 ноя 2014, 22:14       Сообщение Re: Кто пришел к вере еще при СССР, раскажите как было
Крис писал(а):
Это было движение неофитов и добровольных мучеников…


А по мне, это не движение, а детство в одном месте играло, или клиника.


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2013, 15:56
Сообщений: 2252
Откуда: Щелковский район МО
Вероисповедание: православный
03 ноя 2014, 22:32       Сообщение Re: Кто пришел к вере еще при СССР, раскажите как было
Nuklon писал(а):
А по мне, это не движение, а детство в одном месте играло, или клиника.

Это заскоки "шляп и очков" или "горе от ума" :D Я позднее узнал людей, которые еще тогда жили обычной человеческой жизнью, и при этом посещали , не афишируя это, храм. все отличие этих людей было в том, что они не были переучены, горе от ума их не поразило. а заскокнутые всегда были. но одно дело, как Я. Беме в свободное время от шитья сапог. трактаты пишет, др. дело, когда взрослые люди начинают в игры играть: любомудры и иже которые такие же. чудиков всегда хватало, особо от интеллигенции. А опросто

_________________
Всю жизнь шел к церкви, потом ходил вокруг, в 2009 г. взял да зашел и остался


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2013, 20:41
Сообщений: 3732
Откуда: СССР.Москва
Вероисповедание: Православный.
03 ноя 2014, 22:45       Сообщение Re: Кто пришел к вере еще при СССР, раскажите как было
ivanesphilosof писал(а):
Это заскоки "шляп и очков" или "горе от ума" :D Я позднее узнал людей, которые еще тогда жили обычной человеческой жизнью, и при этом посещали , не афишируя это, храм.


А том и речь. Я не знаю как там в точности было при Ленине-Сталине, но в 70-80 никто верить не запрещал, в деревнях в практически любой избе не то что иконы, целый иконостас, да и в церковь помню ещё мальчишкой заходил, на Пасху, да гоняли. Да и то не то что-бы... Я сам лично в Советской Армии под ХБ крест носил, не по "духанке" конечно... И в целом претензий не имел, единственно требовали не афишировать, ну типа когда в баню, то убирай заранее :D


Вернуться наверх
Профиль
04 ноя 2014, 09:42       Сообщение Re: Кто пришел к вере еще при СССР, раскажите как было
Крис писал(а):
Помню, как эти женщины в серых православных платках молча бежали ...

Это Вы помните или чужой текст за свой выдаёте?


Вернуться наверх
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 26 окт 2014, 21:50
Сообщений: 28
Вероисповедание: экуменист
04 ноя 2014, 10:30       Сообщение Re: Кто пришел к вере еще при СССР, раскажите как было
ivanesphilosof писал(а):
взрослые люди начинают в игры играть: любомудры и иже которые такие же. чудиков всегда хватало, особо от интеллигенции.
Ну, так Вы пишете совершенно то же, что и мой знакомый религовед А. Щипков: сначала был «интеллигентский этап» - это десятилетие 1975-85 гг (что «чудиков всегда хватало» не соглашусь – до этого в храмах были только престарелые женщины; стоишь среди сплошных серых платков – даже неудобно). Потом – «демократический этап» (90-е), когда с началом перестройки «ломанулись» все, кому не лень. Инициатива шла снизу – через различные братства (общим председателем которых считался Костя Душенов). И только на Соборе 2000 г. иерархии удалось перехватить инициативу: начался принципиально новый период: борьба за реституцию, вызвавшая к жизни объединительный Собор 2007 г. и соответствующий нео-традиционализм.
Я это здесь не рассматриваю, т.к. тема – о времени СССР.

То, что «религиозные диссиденты» были людьми со странностями – это общее место. Нормальные люди делали нормальные карьеры по комсомольской или партийной линии. Нужен был какой-то «вывих сознания», чтобы удариться в религию. Но и эта «вывихнутость» особенно проявилась уже после развала СССР. Щипков в своей книге «Во что верит Россия?» описывает «минусинского Мессию» Виссариона, «матриарха» Иоанна из «Богородичного центра», Белодеда с 7-ю классами образования и др. лидеров массовых «аутентичных культов». Но всё это – уже 90-е годы. На «интеллигентском этапе» такой религиозной дикости всё-таки не было.


Вернуться наверх
Профиль
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 26 окт 2014, 21:50
Сообщений: 28
Вероисповедание: экуменист
04 ноя 2014, 10:35       Сообщение Re: Кто пришел к вере еще при СССР, раскажите как было
Nuklon писал(а):
но в 70-80 никто верить не запрещал...
Да, последним было «Хрущёвское» гонение 1960-61 гг. В 70-е надо было уже сильно постараться, чтобы пострадать за веру. Тем не менее, такие страдальцы всегда находились, потому что страдание за веру имеет загадочную притягательность. Думаю, оно позволяет ощутить благодатную помощь, которая делает «бремя» лёгким и сладким, а это действует, как наркотик. Впрочем, судить не берусь, потому что не довелось.

Владимирыч писал(а):
Это Вы помните или чужой текст за свой выдаёте?
Странный Вы :) Я же написал, что это показывали по телевизору - я смотрел, естественно (был уже первоклашкой).
Мы, старички, любим повспоминать "доброе старое время". Конечно, бывали и гонения, но главное: торговать никто не заставлял и на пенсию можно было прожить. Сейчас не так: вкалывай до смерти. Только в выходные можно предаться ностальгии.


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2013, 20:41
Сообщений: 3732
Откуда: СССР.Москва
Вероисповедание: Православный.
04 ноя 2014, 11:28       Сообщение Re: Кто пришел к вере еще при СССР, раскажите как было
Крис писал(а):
Тем не менее, такие страдальцы всегда находились, потому что страдание за веру имеет загадочную притягательность.


Не сомневаюсь, любители "пострадать" за "свою" веру, всегда в изобилии. Плодовита земля Русская на .... . Можно например мошонку к брусчатке прибить гвоздями, ухо отрезать. И жутко страдать от того, что "быдло совковое" тебя не понимает. Но по мне это все клиника.


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2013, 15:56
Сообщений: 2252
Откуда: Щелковский район МО
Вероисповедание: православный
04 ноя 2014, 11:53       Сообщение Re: Кто пришел к вере еще при СССР, раскажите как было
Крис писал(а):
То, что «религиозные диссиденты» были людьми со странностями – это общее место. Нормальные люди делали нормальные карьеры по комсомольской или партийной линии. Нужен был какой-то «вывих сознания», чтобы удариться в религию.

Я заметил из жизненных наблюдений, когда у интеллигента с карьерой не ладилось. Речь о человеке с ВО, потому что, если без ВО, то или иди его получай, или смирись и успокойся, что без карьеры проживешь. Так вот, когда у интеллигента с карьерой сложности возникали, ну, там докторскую рубят, другого начальником сектора сделали, не дали ведущего инженера мне, а дали Пете (а я ведь умней Пети), то есть, когда "обошли", "ушли". тут у интеллигента и возникал "вывих" или "заскок сознания", так что все просто. и это еще ничего, а то ведь маниакальный синдром развивается: мания изобретательства, особо ценных идей....
Я вообще заметил, что все интеллигенты-ученные особо подвержены поражению бесом гордыни, и, если всякие артисты подвержены мелкому бесу тщеславия (тут публика нужна), то ученные-теоретики, всякие изобретатели, -бесу гордыни. Они упиваются ценностью своей мысли, идеи сами с собой и с бесом общаясь. Я это не раз наблюдал, отсюда и все вывихи сознания. Интеллигенция исходно больна "горем от ума". Простой человек, он и уверует просто, без вывихов, горе какое...или еще какой нормальный для нормального человека стимул.

_________________
Всю жизнь шел к церкви, потом ходил вокруг, в 2009 г. взял да зашел и остался


Вернуться наверх
Профиль
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 56 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
 cron
200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Forum theme by Serge Nepoklonov.
Русская поддержка phpBB