Православный форум ХРИСТИАНОС
http://priest.ru/forum/

Торжество Православия – разве только в иконах?
http://priest.ru/forum/viewtopic.php?f=55&t=2387
Страница 1 из 1

Автор:  Анахорет [ 20 мар 2016, 22:27 ]
Заголовок сообщения:  Торжество Православия – разве только в иконах?

Нашел в сети:
Иконоборцы полагали, что боговоплощение произошло только один раз и реализовалось во Христе. И после этого мир вернулся в статичное ветхозаветное состояние.

Иконопочитатели, напротив, были уверены, что мир кардинально изменился с приходом Христа, и что теперь Бог снисходит в мир непрерывно, всегда и везде.


Взгляд на мир иконоборцев был внушен им контактом с миром ислама. А ислам эту традицию принял из Ветхого завета. Вероятно, что Византия, терпя поражение от мусульман, решила повнимательней присмотреться к их опыту построения государства и духовной жизни и решила подкорректировать христианскую модель существования государства в пользу упрощения и рационализации.

Без сомнения мусульманская традиция оказала влияние на умы некоторых византийских правителей и даже клириков. Этот соблазн ислама и сегодня актуален и для Западной Европы и для России. У нас, дай волю, многие с радостью бы приняли православный шариат и джихад.

В ветхозаветной традиции мир людей и мир Бога не смешиваются, как существуют рядом в изоляции друга от друга масло с водой. В Ветхозаветной истории были медиумы – пророки, священнослужители, которые в индивидуальном порядке умеют беседовать с Богом и передавать от Него требования или послания своему народу. Сам народ не имел права беспокоить Бога и занимался мирным трудом, не отвлекаясь на Бога и не отвлекая Бога на себя.

Если бы победили иконоборцы, то мы бы просто вернулись в дохристианское состояние и просто стали бы одной из ветвей Ветхозаветного почитания далекого, непостижимого, отчужденного Властелина Вселенной, молчаливо взирающего на мир, но готовящего для него суд.

Этот подход, если развить его логику, де-факто аннулировал бы и само воплощение Христа.

Вопрос стоит так. Если Бог мог воплотиться в Иисусе Христе, в Его теле, то Он, в принципе, мог быть принят и всем остальным миром, в той степени, в которой части этого мира могут воспринять Божию премудрость и благодать.

То есть позиция иконопочитателей меняла древнее представление об отчужденности Бога от человека и мира на представление о близком Боге.

Боле того, отчужденный от Бога человек мог принять только роль наемника или раба. А человек, близкий к Богу, мог принять звание друга, со-трудника и сына, о чем и говорил Сам Христос. Это огромная разница двух подходов и была предметом спора. Стать Византии и Европе Азией – или воспринять достоинство Нового завета: вот как стоял вопрос.

Вопрос об открытости мира для Неба, о постоянном воплощении Бога во времени, учение о Фаворском свете – это не просто богословская позиция, это фундаментальная основа самоощущения человека новой христианской цивилизации.

Торжество Православия имело отношение не к католикам, а к миру Ветхого завета, к разному позиционирования себя Церкви, человека и Бога.

Победа иконопочитания означила для мира тот факт, что с приходом Христа Небо стало открытым навсегда и для всех, любящих Бога.

Так как Бог «недостижим и изолирован», то ветхозаветный мир «справедливо» решил, что изображать Бога нельзя, тем более рабу, который никогда не способен будет войти в замысел своего господина. Поэтому при таком подходе иконы не нужны. И иконами не воспринимается ни Вселенная, ни человек, ни Евангелие.

Но так решил не Бог, а люди, которые изолировали Бога.

Воплощение Христа, приблизило и сроднило Бога и человека. Человек стал свой Богу и смог отчасти уяснить Божий замысел о себе и узнать нечто глубинное о природе Бога – троичности. Поэтому новозаветный человек вполне допустил, что весь мир – это большая икона Премудрости Божией, и ему показалось, что возможно и создание иконы от себя – на доске.
http://www.pravmir.ru/torzhestvo-pravoslaviya-razve-tolko-v-ikonah/

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/