Православный форум ХРИСТИАНОС
http://priest.ru/forum/

Русский язык в Богослужении
http://priest.ru/forum/viewtopic.php?f=55&t=2633
Страница 7 из 15

Автор:  Ivanova [ 02 июл 2018, 00:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Просто поговорим (2018)

прот. Сергий писал(а):
Тысячу лет Русская Православная Церковь пользовалась церковнославянским, как языком богослужения и никакого перехода на русский (который, по меткому выражению проф.Осипова, отличается от ЦС, как стиль барака отличается от стиля барокко), не намечается. В противном случае, случился бы такой раскол, на фоне которого раскол старообрядчества показался бы детской игрой.

Конечно. Каждый раз удивляет, когда снова поднимается всерьез эта тема.

Автор:  Владимирыч [ 02 июл 2018, 06:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Просто поговорим (2018)

крымский писал(а):
О монастырях там вообще не слова не было.

Ладно. Пример с монастырской службой оказался слишком сложным для Вас.
Специально для Вас сформулирую вопрос проще:
Два соседних прихода РПЦ МП. В одном всенощная длится 2 часа, в другом - 3.
В каком из них служба правильная? Кто и как это определит?

Автор:  Ольгааа [ 02 июл 2018, 06:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Просто поговорим (2018)

Мила писал(а):
. В конце мая Господь сподобил съездить в Шамордино (у нашего друга домик в двух км от монастыря). Конечно, и в Оптину заглянули.На службах не была, только немного постояла на акафисте преподобному Амвросию. К мощам приложились.

В монастыри крайне редко попадала. Не сторонник "православного туризма". А вот по важной оказии- это да.
В Шамордино не была. В Оптиной были два раза. Жили по нескольку дней. Всё так, как ты пишешь, и было. Первый раз вообще уникальный- всё случилось спонтанно, с дочками примчались, но так, как будто в родное место приехали- везде знакомые. В трапезной- знакомый игумен, кухню показал, угощал монастырским сыром в уютной комнате при кухне, расспрашивал, в храм зашли- на ящике свечном знакомый батюшка, весь вечер проговорили, на пруды пошли- опять знакомый батюшка с уловом, на ферму- опять знакомый послушник, в мастерские заехала, колесо починить- там вообще пол гаража знакомых- все удивляются, мол, какими судьбами, радуются, приветствуют, помочь хотят, (в основном вольнонаёмные там), (С Оптиной до этого нас много лет связывали чисто деловые отношения, отсюда и много знакомых).
На службах таких ни разу в жизни не была. Совершенно не понимала, что там и как, хотя и очень старалась. Упала в обморок один раз. Но причастность к чему то большому, главному и очень важному, ощущение просто праздника какого то душевного было очень сильным, (это были мои первые шаги в храме) . (Кстати, хор сразил наповал. И правда казалось, что Ангелы поют. Первый раз такое вживую слышала.)
Ничего мы не искали тогда, мы даже не знали, чему надо и как кланяться. Что такое причастие то не понимали. Исповедовалась тогда первый раз в жизни. Как смогла...
Уже потом я прочитала, кто такой Амвросий Оптинский, Лев Оптинский, Макарий, другие старцы, кого убили на Пасху и всё всё. Вот тогда то и возникла нужда обязательно вернуться и низко поклониться всем этим людям. Просто помолчать. Просто дотронуться. Бог сподобил. Слава Богу.
В Кирилло Белозёрске были. Тоже по оказии. Там проплакала всё посещение- такое запустение на святом месте показалось. Совершенно была сражена историей монастыря, от основания и до времени гонений.
Ну, и последний из монастырей, сознательно посещённых- Сергиева Лавра. Нужно ли объяснять, что солнце этого места- преподобный Сергий. Которому поклониться и к которому прикоснуться всегда очередь. Два раза были там и оба раза долго стояли, ждали. На службе не были. Только свечи зашли поставили. Но было такое же ощущение, как у Милы- какого то света, радости тихой, даже счастья.

Автор:  Olivia [ 02 июл 2018, 10:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Просто поговорим (2018)

прот. Сергий писал(а):
Этого не произойдет ни-ког-да! Тысячу лет Русская Православная Церковь пользовалась церковнославянским, как языком богослужения и никакого перехода на русский (который, по меткому выражению проф.Осипова, отличается от ЦС, как стиль барака отличается от стиля барокко), не намечается. В противном случае, случился бы такой раскол, на фоне которого раскол старообрядчества показался бы детской игрой.

Применяющийся сейчас в богослужебной практике церковнославянский язык безусловно красив и максимально к ней приспособлен. Но даже среди духовенства вряд ли найдется много тех, кто до конца понимает все, что читается и поется в храме. Таким образом назидательность и поучительность Слова Божия приносится в жертву красоте и благолепию богослужения.

Это одна из причин отсутствия широкого интереса к богослужению и богословской и духовной безграмотности современных прихожан. Так что рано или поздно вопрос о введении русского языка в богослужение (теоретически уже решенный на общецерковном уровне Поместным Собором 1917–1918 г.) будет поставлен на повестку дня. По нашему мнению, лучшим вариантом будет сохранение неизменяемой части богослужения на церковнославянском и перевод части изменяемых молитвословий на русский язык.

Однако большинство имеющихся переводов весьма несовершенны. Язык их устарел, да и не предназначались они для богослужебного использования. Это дело не одного года и не одних специалистов. Но его необходимо кому-то начинать… Сейчас в первую очередь следует выяснить принципы перевода и найти правильную стилистику. Как кажется, здесь пока следует идти путем наших предшественников, переводчиков богослужения с греческого языка на славянский, то есть переводить дословно и буквально, отступая от этого (например, в порядке слов) только в случаях затемнения смысла и невозможности с точки зрения русской грамматики.

Лексически перевод перевода максимально нейтрален, ориентирован на язык синодального перевода Библии. Перевод сделан с греческого языка, славянская традиция учитывалась, но не всегда. Ритмика перевода максимально приближается к церковнославянской. Итогом должно быть сочетание буквально переданного смысла оригинала в традиционном понимании с максимально возможной ясностью и литературностью текста.

Также о принципах и проблемах перевода богослужебных текстов можно прочитать в докладе «Опыт создания новых переводов литургических текстов на современный язык в свете славяно-русской переводческой традиции», прочитанном на Кирилло-Мефодиевских чтениях 17 июня 2008 г. в Институте русского языка им. В.В. Виноградова РАН.
См. также: Святой Дух подскажет Церкви, когда может быть использован современный язык в богослужении Епископ Венский Иларион

Надеемся, что эта страница будет полезна для всех, интересующихся Св. Писанием и богослужебной практикой, и будет постепенно пополняться новыми переводами.

https://azbyka.ru/bogosluzhenie/

Автор:  Olivia [ 02 июл 2018, 11:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Просто поговорим (2018)

Галина Ларсен писал(а):
В монастыре «святость»?Да ну!? Чему, прошу пардона, поклоняться?

Вы никогда не ездили молиться в Лавру, к преподобному Сергию Радонежскому? Не молились в Александро-Невской Лавре? А у праведного Иоанна Кронштадского, в его монастыре, на Карповке?

Цитата:
Монастырь, это не место туризма

При чем здесь туризм? Туристы правда тоже встречаются, но только Бог знает их души.

Автор:  Olivia [ 02 июл 2018, 11:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Просто поговорим (2018)

прот. Сергий писал(а):
Пталтирь рекомендуют читать ежедневно. Моя маман ее практически наизусть знает. Если что-то увлекает, то нет преград к изучению.

Отец Сергий, скажите, как правильно ее читать? Меня, честно, напрягают молитвы после прочтения кафизм? Можно ли их не читать или это обязательно? И на славах: надо обязательно вставлять имена о здравии и о упокоении или по желанию?

Автор:  Olivia [ 02 июл 2018, 11:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Просто поговорим (2018)


Что-то раскольничьим "Третьим Римом" пахнуло от этого сайта.

Автор:  Галина Ларсен [ 02 июл 2018, 11:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Просто поговорим (2018)

Ольгааа писал(а):
Но причастность к чему то большому, главному и очень важному, ощущение просто праздника какого то душевного было очень сильным, ...Но было такое же ощущение, как у Милы- какого то света, радости тихой, даже счастья.

Неужели всего этого вы не испытываете на Богослужениях в «обычном» храме?

Автор:  крымский [ 02 июл 2018, 12:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Просто поговорим (2018)

Olivia писал(а):
И на славах: надо обязательно вставлять имена о здравии и о упокоении или по желанию?
Ну тут вы в тупик ставите. Это же ваши родственники и вы спрашиваете надо ли о них молится. [mysl]

Автор:  Olivia [ 02 июл 2018, 12:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Просто поговорим (2018)

крымский писал(а):
Ну тут вы в тупик ставите. Это же ваши родственники и вы спрашиваете надо ли о них молится. [mysl]

Я молюсь за них всегда, они в моем сердце. И на Литургию подаю, и на утренних молюсь.

Автор:  Мила [ 02 июл 2018, 14:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Просто поговорим (2018)

Olivia писал(а):

Отец Сергий, скажите, как правильно ее читать? Меня, честно, напрягают молитвы после прочтения кафизм? Можно ли их не читать или это обязательно? И на славах: надо обязательно вставлять имена о здравии и о упокоении или по желанию?


Оля, можно я влезу со своими 5 копейками? :D
Меня тоже напрягали молитвы после чтения кафизм. Потом решила для себя, что я советский человек :D - раз надо, так надо!
И, представляете, обнаружила, что такие молитвы замечательные!!! Сколько в них смысла, сколько в них тех слов, которые зачастую не можешь найти, чтобы выразить состояние своей души :019:
Вот только с молитвой после 18 кафизмы никак не смирюсь. Ну, не могу к себе лично отнести некоторые вида греха :006: не буду уточнять.
Потом я делала (для себя) ошибку, хотела читать сразу несколько кафизм. А не получается. И прежде всего по времени. Потому тоже смирилась и решила, что пусть по одной буду, но регулярно.
На Славах не обязательно читать о здравии или об упокоении. Можно это найти в правилах чтения Псалтири. Не хочется, или времени много занимает, то, конечно, не надо. С другой стороны, когда еще помянешь всех, даже не очень близких людей? До того, как Псалтирь стала читать, не понимала зачем нужны Помянники (книжечки такие), неужели своих родных не вспомнишь. :)
Но это по желанию.

Автор:  прот. Сергий [ 02 июл 2018, 14:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Просто поговорим (2018)

Olivia писал(а):
Применяющийся сейчас в богослужебной практике церковнославянский язык безусловно красив и максимально к ней приспособлен.

На этом и следовало бы поставить точку. Прочие умствования автора меня совсем не интересуют.

Автор:  прот. Сергий [ 02 июл 2018, 15:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Просто поговорим (2018)

Olivia писал(а):
Отец Сергий, скажите, как правильно ее читать? Меня, честно, напрягают молитвы после прочтения кафизм? Можно ли их не читать или это обязательно? И на славах: надо обязательно вставлять имена о здравии и о упокоении или по желанию?

А почему бы всё это не читать? Каковы причины?

Автор:  Olivia [ 02 июл 2018, 17:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: Просто поговорим (2018)

прот. Сергий писал(а):
А почему бы всё это не читать? Каковы причины?

Псалтирь Давида. Зачем еще что-то добавлять, разве мало? В храме эти молитвы не читают.

Я понимаю, Мила, молитвы красивые, со смыслом, поучительные, но зачем их соединять с Псалтирью? Сейчас, наверное, скажете, что Отцы так решили. Ну, хорошо, но не обязательно же, так ведь?

Автор:  прот. Сергий [ 02 июл 2018, 17:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Просто поговорим (2018)

Olivia писал(а):
Что-то раскольничьим "Третьим Римом" пахнуло от этого сайта.

Всё с этим сайтом ясно...

Изображение

Страница 7 из 15 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/