Вместо предисловия. Никогда не забуду фразу, как-то сказанную мне одной женщиной. Она похоронила своего сына, и переживала большое горе. «Иду, по улице, вижу здание, на нем написано «Церковь». Думаю, зайду, Богу помолюсь… Захожу – а там песни и танцы…»
Какие мысли и впечатления посещают неопротестанта, который попадет в традиционную церковь, где служится Литургия – к православным, католикам, лютеранам? Скучно, заунывно, формально, не современно, «по бумажке» и т. д. Однако, если даже человек неверующий зайдет в случайно в храм, где служится Литургия, его наполняет некий душевный трепет, ибо даже человеку несведущему становится сразу понятно, что здесь делают, и кому здесь служат и поклоняются.
Какие мысли возникают у человека, который впервые иди случайно попадет на собрание неопротестантов? Кто все эти люди? Что они делают? Что это такое? Шоу? Концерт? Дискотека? Как произошло с той женщиной, о которой я писал вначале.
Существует три столпа, три основания, на которых держится христианская Церковь – Слово, Таинства, и Литургия. При чем, все эти три основания переплетены взаимно, и одно не может существовать без другого. Убери или начни расшатывать что-то одно, и может рухнуть и завалиться все строение.
Но однажды, «очень умные и прогрессивные люди» решили, что Церковь не должна отставать от прогресса и развития мира сего, и древняя Литургия Церкви уже не соответствует запросам и чаяниям современного христианина. Слишком «замороченна», трудна и непонятна. Нужно сделать так, что бы для современника она была понятна и привлекательна. Нужно сделать так, что бы человек «не скучал» в церкви.
И пошло-поехало. Конечно, процесс этот длился несколько веков, и начался с того, что анабаптисты и реформаты упразднили Таинства, сделав их просто символом, как у анабаптистов и цвинглиан, или что-то на подобии «они вроде как есть, но их все равно нет», как у кальвинистов. А если нет Таинств, то зачем вообще служить Литургию? Вместо Алтаря можно поставить синтезатор и барабанную установку, священника одеть в цивильное, и поручить ему читать публике «лекции о Боге» в доступной и понятной форме. А что бы публика не скучала, мы организуем такое «служение прославления», которое будет соответствовать самым последним пискам мирской музыкальной моды. Что там у нас сегодня в тренде? Рок? Рэп? Диско? Электронная клубная музыка? Я не утрирую. Все это можно встретить в современных протестантских общинах.
Я долгое время играл в «служении прославления». Поначалу пастор был весьма консервативных взглядов, и не допускал, что бы «слишком по-мирски». Гитара через дисторшн? Упаси Господь! Расстрел на месте. Мы, помнится, много спорили с ним по этому поводу, и я, как раз был тогда за дисторшн, потому, что все «прославление» на тот момент напоминало дворовую самодеятельность. Пастор же придерживался позиции «пусть убого, но для Бога». Но прошло не так много времени, и вот, уже в этой общине «жарят жесткий рок». В другой знакомой общине, переиграли уже все музыкальные стили, от фолк-рока и блюза до хеви-металл и техно, и не знают, что им играть дальше. А публика просит инноваций и прогресса.
Знаете, в чем фундаментальная ошибка такого подхода? В секуляризации церкви. Я бы даже сказал, не побоюсь этого слова, в некоей паганизации христианской культуры. Нам нужны некие современные «шаманские ритмы», что бы в присутствии Бога чувствовать себя хорошо. Только вот кто сказал, что Богу хорошо присутствовать среди всего этого? Кто сказал, что нужно Высокую Божественную Литургию примитивизировать, вульгаризировать до уровня человеческих запросов, а не самому человеку возрастать и подниматься до уровня Литургии?
Почему, в присутствии высших лиц государства соблюдается протокол, и никому не придет в голову явиться на прием к Президенту в шортах и гавайской рубахе, а в присутствии Царя Царей, оказывается, можно вести себя в стиле «В шумном балагане любят собираться…»?
Более того, отсутствие у человека должного литургического сознания, литургической культуры, никогда не позволит ему в полной мере понять и осознать, кто такой есть Бог. Что Бог на столько же и свят, на сколько Он благ и милостив. Вот по этому, в неопротестантской среде так распространено «панибратское» отношение к Богу, Его имени, что вполне тянет на нарушение второй заповеди. Типа, Иисус у нас тут «свой в доску парень», «любит рок и танцует брейк», и мы с Ним на короткой ноге. Однако, когда Этот «свой парень» явился Иоанну на острове Патмос Таким, как Он есть, того чуть кондратий не объял.
Если неизменен Сам Бог, неизменны Его Слово и Его заповеди, неизменны не зависимо от того, как меняется это мир, а меняется он, как мы видим, далеко не в лучшую сторону, значит и в Церкви должно быть нечто, что так же неизменно, и неподвластно течению времени, в чем человек и Х и ХV и ХХI века найдет для себя главное – спасение и прощение грехов.
А любителям постоянных «инноваций и модернизаций» в пору напомнить слова Св. Павла: «И человек, вошедший к вам, не подумает ли, что вы беснуетесь?»
_________________ Простите мне, " воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?" Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения