img
Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 28 мар 2024, 17:53



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 57 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Есть ли соборное решение ? 
Автор Сообщение
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 30 май 2022, 14:15
Сообщений: 30
Откуда: Санкт Петербург
Вероисповедание: греко католик
02 июн 2022, 13:58       Сообщение Есть ли соборное решение ?
Есть вопрос. Есть ли на соборном уровне РПЦ МП (официальный документ) по вопросу НЗДМ (догмату о Непорочном зачатии Девы Марии). Понятно, что это догмат в Католической Церкви.

А Вот в РПЦ МП -есть ли официальное мнение. Я встречал только позицию Святых Церкви, статьи итп итд. А вот документа не видел. Документ есть ? или это Теологумен тогда ?


Вернуться наверх
Профиль
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 30 май 2022, 14:15
Сообщений: 30
Откуда: Санкт Петербург
Вероисповедание: греко католик
02 июн 2022, 15:37       Сообщение Re: Есть ли соборное решение ?
крымский писал(а):
А зачем это нам если это католический догмат? Может у вас католиков много чего есть, например чистилище, мы тут каким боком.


А при чем тут Католический догмат, Я спрашиваю про богословское мнение. Я к чему это , это не какая та там прихоть Католиков-дескать они что то там придумали и по каждым их придумкам еще ответы писать.

Так как, если это Богословское мнение. И такое мнение было ( А я не буду влезать в детали) просто дам мнению специалисту РПЦ МП -причем любви к Католикам у него нет (можете потом проверить его слова на достоверность)

Свящ. Георгий Максимов:
«Именно русские святые отцы новейшего времени как раз и высказывались против догмата о Непорочном Зачатии — это свт. Игнатий (Брянчанинов) и свт. Иоанн (Максимович). Но если мы посмотрим на то, что писали древние греческие святые, то мы можем встретить и другие мысли. Я не буду вдаваться в подробное цитирование, но ужасающая правда состоит в том, что среди некоторых древних греческих авторов высказывались аналогичные мыслиа именно что Богородица была предочищена и что на Нее не распространились последствия прародительского греха..."

Георгий Максимов, свящ. Ответ непоминающим, часть 3: о самом главном. Таймкод: 43:20-44:40

https://www.youtube.com/watch?v=dQONjyGasnQ

Вот если по Филиокве есть официальный документ

Большой Московский собор 1666—1667 годов (патриархи Александрийский, Антиохийский, Московский и все русские иерархи):

"Главнейшей ересью латинян (католиков) является исхождения Святого Духа от Отца и Сына"

то по НЗДМ , я не нашел. Следовательно, я хотел спросить это тогда теологумен или ересь в Православии ?


Вернуться наверх
Профиль
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 30 май 2022, 14:15
Сообщений: 30
Откуда: Санкт Петербург
Вероисповедание: греко католик
03 июн 2022, 23:02       Сообщение Re: Есть ли соборное решение ?
крымский писал(а):
Ну мнения у святых разные были и святыми они становились не на основании этих мнений. Церковь это соборный разум и мнение высказывается соборами. Кстати есть святые которые считали католиков еретиками и Католическую церковь римской ересью, но современная РПЦ так не считает. Вот один из аргументов этого это прием кактолических священников в православие вместе с саном. Еретиков бы не принимали в сане.


Ну вот Я и спрашиваю, Богословская позиция тогда теологумен, раз соборного осуждения нет. Оно есть или нет. Тогда получается любой православный может верить, а может нет. и греха нет .не так ли ?


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 фев 2014, 00:45
Сообщений: 1462
Откуда: Москва
Вероисповедание: Родноверие
03 июн 2022, 23:03       Сообщение Re: Есть ли соборное решение ?
Насколько знаю, даже католики по этому вопросу выработали консенсус всего около 500 лет назад, так что не удивительно, что в православии - где вопрос животрепещущим не являлся - официально отношение не выражено.

_________________
знаj своj род


Вернуться наверх
Профиль WWW
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 30 май 2022, 14:15
Сообщений: 30
Откуда: Санкт Петербург
Вероисповедание: греко католик
03 июн 2022, 23:08       Сообщение Re: Есть ли соборное решение ?
Судислав писал(а):
Насколько знаю, даже католики по этому вопросу выработали консенсус всего около 500 лет назад, так что не удивительно, что в православии - где вопрос животрепещущим не являлся - официально отношение не выражено.


Поолучается, та позиция которую высказал Православный Епископ Митрополи́т Ка́ллист( ну он очень либеральный и епископ Констатинопольской Церкви) справедлива:?

"«Все православные согласно веруют в то, что Богоматерь свободна от фактического греха. Но свободна ли Она также от первородного греха? Иными словами, согласны ли православные с католической доктриной непорочного зачатия, провозглашенной в качестве догмата папой Пием IX в 1854 г.? Догмат гласит, что Мария с момента Её зачатия матерью, св. Анной, особым действием Бога была освобождена от „всякого следа первородного греха“. Фактически Православная церковь никогда не делала официальных и окончательных заявлений по данному вопросу. В прошлом отдельные православные авторы если не прямо утверждали доктрину непорочного зачатия, то, по крайней мере, были близки к ней, но после 1854 г. подавляющее большинство православных отвергло этот догмат по нескольким причинам. Православные чувствуют, что догмат не является необходимым; они также чувствуют, что в том виде, в каком он был сформулирован Римско-католической церковью, он подразумевает неверное понимание первородного греха; они с подозрением относятся к этому догмату, поскольку он отрывает Марию от прочих потомков Адама, помещает Её в какой-то совершенно иной план, нежели всех других праведных мужей и жен Ветхого Завета. Тем не менее, с православной точки зрения, вопрос относится в целом скорее к области богословских мнений, и если сегодня кто-то из православных почувствует побуждение уверовать в непорочное зачатие, его за это не сочтут еретиком»


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 фев 2014, 00:45
Сообщений: 1462
Откуда: Москва
Вероисповедание: Родноверие
04 июн 2022, 00:09       Сообщение Re: Есть ли соборное решение ?
Roman писал(а):
его за это не сочтут еретиком»

Кто-то не сочтёт, кто-то сочтёт. на общецерковном уровне вроде не запрещалось, но и не принималось.

_________________
знаj своj род


Вернуться наверх
Профиль WWW
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 30 май 2022, 14:15
Сообщений: 30
Откуда: Санкт Петербург
Вероисповедание: греко католик
04 июн 2022, 21:45       Сообщение Re: Есть ли соборное решение ?
вопрос довольно сложен для ответа?

Да, поговорил с родновером. Католик с родновером поговорили об отношении Православия к данному вопросу. :) [mouse]


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 23 мар 2014, 21:04
Сообщений: 5312
Вероисповедание: ортодокс христианин
04 июн 2022, 21:57       Сообщение Re: Есть ли соборное решение ?
Roman писал(а):
вопрос довольно сложен для ответа?

Это пусть специалист который больше знаком с документами ответит ссылками на эти документы. Я не сильно в этом деле грамотен. [hi]

_________________
– Что мы можем? Только плакать, –
Тихо старец отвечает. –
Чада мiра, чада мрака
В Православие играют.

Иеромонах Роман (Матюшин)


Вернуться наверх
Профиль
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 30 май 2022, 14:15
Сообщений: 30
Откуда: Санкт Петербург
Вероисповедание: греко католик
04 июн 2022, 22:01       Сообщение Re: Есть ли соборное решение ?
крымский писал(а):

Это пусть специалист который больше знаком с документами ответит ссылками на эти документы. Я не сильно в этом деле грамотен. [hi]


Но, Я не Вас имел в виду.Точнее не только Вас. Народу то вроде не мало


Вернуться наверх
Профиль
Отец-основатель
Отец-основатель
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 19:28
Сообщений: 29202
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православие
05 июн 2022, 12:47       Сообщение Re: Есть ли соборное решение ?
Roman писал(а):
Но, Я не Вас имел в виду.Точнее не только Вас. Народу то вроде не мало

Мне понятно, почему народ отмалчивается. Для православных вопрос просто не актуален. И хоть соборного мнения действительно нет, однако есть мнения святых. И они, в большинстве своем, не в пользу этого католического догмата. Меня в семинарии на сравнительном богословии учили однозначно - это ересь, поэтому так я к нему и отношусь. Думаю, что если кто-то из православных дерзнет его исповедовать, ему укажут на ошибочность таких суждений.

_________________
Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Исайя 41:13)


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 янв 2012, 19:30
Сообщений: 10124
Вероисповедание: православие
05 июн 2022, 13:53       Сообщение Re: Есть ли соборное решение ?
прот. Сергий писал(а):
Мне понятно, почему народ отмалчивается. Для православных вопрос просто не актуален. И хоть соборного мнения действительно нет, однако есть мнения святых. И они, в большинстве своем, не в пользу этого католического догмата. Меня в семинарии на сравнительном богословии учили однозначно - это ересь, поэтому так я к нему и отношусь. Думаю, что если кто-то из православных дерзнет его исповедовать, ему укажут на ошибочность таких суждений.

Точно - не актуально! Я полностью доверяю таким проповедникам как Алексей Ильич Осипов, протоиерей Олег Стеняев ( как-то слышала его беседу, где он косвенно говорил о католиках, в чем заблуждение, но очень призывал не гордиться, не превозноситься, а любить их как братьев во Христе). Они свои беседы строят на творениях святых отцов Церкви. Мне этого достаточно, но если я сама начну объяснять,то , конечно, сделаю это плохо, потому что специально этим вопросом не занималась, не изучала, не готовилась выступать с этим в дискуссиях.
От того и молчу. Просто сказать,: послушайте Осипова или послушайте Стеняева, наверное, не нужно. Думаю, что спрашивающий и так знает кто в теме)

_________________
"Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 янв 2012, 12:33
Сообщений: 8790
Вероисповедание: католичество
06 июн 2022, 01:43       Сообщение Re: Есть ли соборное решение ?
И я не встреваю. Сколько копий уже сломано, так что ничего нового не скажешь, даже если сошлешься на православных авторитетов - от святых отец наших общих до Патриарха Кирилла, которые ересью это утверждение не считали. Пусть каждый останется при своих убеждениях. От этого достоинство Матери Божией никак не пострадает.

_________________
Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)


Вернуться наверх
Профиль
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 30 май 2022, 14:15
Сообщений: 30
Откуда: Санкт Петербург
Вероисповедание: греко католик
06 июн 2022, 10:50       Сообщение Re: Есть ли соборное решение ?
Neta писал(а):
И я не встреваю. Сколько копий уже сломано, так что ничего нового не скажешь, даже если сошлешься на православных авторитетов - от святых отец наших общих до Патриарха Кирилла, которые ересью это утверждение не считали. Пусть каждый останется при своих убеждениях. От этого достоинство Матери Божией никак не пострадает.


Да, действительно вроде оно и так. Но ,кстати может из за того что появился интернет и доступность источников Я смотрю происходить подвижки. Небольшое отступление по теме, чтобы некий вывод мой сделать.

Если Вы Нета помните, еще совсем не так недавно в любой православной литературе и сравнительного богословия(на что ссылается Отец Сергей) отрицался вообще факт про Филиокве, говорили это ересь полная НЕ ОДИН ВОСТОЧНЫЙ ОТЕЦ Церкви Древности не был филиоквилистом. Это дескать Вы все на Западе придумали -ересь что там утвердили.

А теперь как. Уже понемногу начинают признавать в разных православных источниках пусть по отдельным ,авторам, пусть с оговорками" это отдельные отцы" "«отдельные», «некоторые» " разошлись с мнением большинства греч. отцов " , но тектонический сдвиг есть от категории НЕ ОДИН до категории ПОКА(на данном этапе времени, и за это спасибо) - "некоторые"

классический пример Св. Епифаний Кипрский Православная Энциклопедия под Редакцией Патриарха Московского и всея Руси)

Цитата:
Подобно зап. богословам, Е. К. говорит не только об исхождении Св. Духа от Отца и Сына, но и учит о том, что Св. Дух, будучи «Духом Отца» (πνεῦμα τοῦ πατρός) и «Духом Сына» (πνεῦμα υἱοῦ) и исходя от Них Обоих, занимает «срединное положение между Отцом и Сыном» (ἐν μέσῳ πατρὸς κα υἱοῦ - Ancor. 8. 6-7) и является «связью Троицы» (σύνδεσμος τῆς τριάδος - Ibid. 7. 1; Adv. haer. 62. 4). Т. о., справедливы выводы совр. нем. исследователя Б. Шульце о том, что Е. К. в IV в. «с ясностью обосновал как истину веры, что Св. Дух исходит также от Сына, и именно в Своем Божественном существовании» (Schultze. 1986. S. 129), и что Е. К. в целом «знает два внутритроичных отношения: Сын происходит от Отца, Св. Дух - от Отца и Сына» (Ibid. S. 125; ср.: Kelly. 1968. P. 263). Косвенным подтверждением этого служит то, что фрагменты из сочинений Епифания Кипрского цитировались в поддержку западного учения о Filioque на Флорентийском Соборе 1439 г. (Mansi. T. 31A. Col. 724, 725). Вместе с тем в учении об исхождении Св. Духа «от Отца и Сына» Епифаний Кипрский разошёлся с мнением большинства греч. отцов IV и последующих веков.


Источник : https://www.pravenc.ru/text/190091.html#part_20

Также, с теми же самыми оговорками(что отдельные ,некоторые, разошлись с мнением) встречал по Св.Григорию Нисскому, св.Максиму Исповеднику, св.Иоанну Дамаскину. Недавно где то в 2019 году перевели св.Кирилла Александрийского "Сокровищницу" где Он писал что Святой Дух происходить от Отца и Сына . Так потихоньку , потихоньку сложат и переведут всех Отцов и выясниться, что от категория"некоторые" - ,до категории [b]ВСЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ .(лет так через 200)[/b], а когда то было ВООБЩЕ не кто.

Какая раньше легенда, была что Филиокве первые на поместном соборе догматизировали на Западе - на XII Толедском собора, который состоялся в Испании. дескать там это придумали.
Теперь признали что первые это сделали на востоке ,за 250 лет до Толедского Собора .В 410 году Ассирийская Церковь Востока (тогда ещё, будучи частью Вселенской Церковью) собралась на поместный Собор под руководством католикоса Мар Исхака, для утверждения актов Никейского Собора (Первого Вселенского). Персидские епископы приняли Никейский Символ веры, на этом поместном соборе персидскими епископами был сделан адоптированный вариант Никейского Вероисповедания (Символ Веры).

на данном Соборе была утверждена следующая Редакция Символа Веры:
Цитата:
И мы исповедуем Живого и Святого Духа, Живого Ходатая, Который от Отца и Сына
. А это Антиохиская школа богословия (св.Иоанн Златоуст).
источник. Стр 108 книги Селезнева Н.Н. "Христология Ассирийской церкви Востока. Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. - 2002. " https://cloud.mail.ru/public/DgFM/LRVemqCjg

Это еще когда Запад, только развивал богословскую мысль о филиокве. Восточная Церковь уже на поместном соборе догматизировали эту мысль на основе трудов Восточных Отцов Церкви.

Я к чему это все пройдет так лет -ЦАААААТЬ и Отец Сергей пройдет этап чтения сравнительного богословия от этапа (ведь данные будут обновлять ) "Некоторые греческие Отцы" были за НЗДМ ,но "большинство " было против до другого этапа . Ведь ранее и про Филиокве не говорили, что даже "некоторые" были "ЗА", также шло по спирали

Дай Бог Отец Сергей дожить до этого времени.


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 10 апр 2018, 11:23
Сообщений: 3337
Вероисповедание: Православие
06 июн 2022, 11:56       Сообщение Re: Есть ли соборное решение ?
Когда поднимается этот вопрос, у меня всегда недоумение. О чем спор? Каждый раз забываю это слово, что означает это самое: филиокве? По-моему, мудрено. Но, все же, полезла в наши источники, опять))

Вот, первое, что открылось
Цитата:
... В завершение стоит сказать, что прибавку об исхождении Духа «и от Сына» католики внесли в Никео-Цареградский Символ веры, что напрямую запрещают определения III Вселенского Собора. Поэтому догмат о филиокве в православии не может быть принят ни при каких условиях, а всякий, кто себя считает православным, должен помнить и понимать, что есть границы, переступать которые нельзя.

Протоиерей Владимир Долгих

https://pravlife-org.turbopages.org/tur ... t/filioque

Мне понравился ответ священника Владимира, так же, как и нашего отца Сергия.


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 янв 2012, 19:30
Сообщений: 10124
Вероисповедание: православие
06 июн 2022, 12:11       Сообщение Re: Есть ли соборное решение ?
pravoslavie.ru

Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
Святитель Иоанн (Максимович)
Это учение называется учением о непорочном зачатии Девы Марии, а приняли его последователи римского папского престола. Оно состоит в том, что «Преблагословенная Дева Мария в первом мгновении Своего зачатия, по особенной благодати Всемогущего Бога и особому преимуществу, ради будущих заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, была сохранена свободной от всякой скверны первородной вины» (Булла папы Пия IX о новом догмате). Другими словами, Божия Матерь при самом зачатии была сохранена от первородного греха и благодатию же Божией была поставлена в невозможность иметь личные грехи.

Христиане не слышали про это до IX века, когда впервые Корвейский аббат Пасхазий Радберт высказал мнение, что Святая Дева была зачатою без первородного греха. Начиная от XII века, эта мысль начинает распространяться среди духовенства и паствы Западной церкви, уже отпавшей от Вселенской Церкви, и тем лишившейся благодати Святого Духа.

Впрочем, члены Римской церкви далеко не все соглашались с новым учением. Разделились во мнениях даже знаменитейшие богословы Запада, так сказать, столпы латинской церкви. Фома Аквинат и Бернард Клервосский решительно порицали его, в то время как Дунс Скотт его защищал. От учителей разделение перешло к их ученикам: латинские монахи и доминиканцы, за своим учителем Фомой Аквинатом, проповедовали против учения о непорочном зачатии, а последователи Дунса Скотта — францисканцы старались его всюду насадить. Борьба между этими двумя течениями продолжалась в течение нескольких веков. И на одной и на другой стороне были личности, считавшиеся среди католиков величайшими авторитетами.

Не помогало решению вопроса то, что некоторые сообщали, что имеют о сем откровение свыше. Знаменитая в XIV веке среди католиков монахиня Бригитта в своих записках говорила о явлениях ей Богородицы, Которая Сама ей сказала, что Она зачата непорочно, без первородного греха; а еще более знаменитая современная ей подвижница Екатерина Сиенская утверждала, что в зачатии св. Дева была причастна первородному греху, откровения же она получает от самого Христа ( Прот. Ал. Лебедев. «Разности в учении о Пресвятой Богородице церкви восточной и западной»).

Таким образом, ни на основании богословских сочинений, ни на основании чудесных явлений, взаимно противоречащих, латинская паства не могла разобраться долгое время, где же истина. Римские папы до Сикста IV (конец XV века) оставались в стороне от этих споров, только сей папа в 1475 году одобрил службу, в которой ясно выражалось учение о непорочном зачатии, а несколько лет спустя, воспретил осуждать тех, кто верует в непорочное зачатие. Однако и Сикст IV не решился еще утверждать, что таково есть непоколебимое учение Церкви, почему, запретив осуждать тех, кто верует в непорочное зачатие, он не осуждал и тех, кто верует иначе.

Учение о непорочном зачатии тем временем приобретало все больше сторонников среди членов римско-папистической церкви. Причиной этому было то, что казалось весьма благочестивым и угодным Богоматери воздавать Ей как можно больше славы. Стремление народа прославить Небесную Заступницу с одной стороны, а с другой стороны уклонение западных богословов в отвлеченные рассуждения, приводящие к лишь кажущейся истине (схоластика), наконец, покровительство римских пап после Сикста IV — все это привело к тому, что мнение о непорочном зачатии, высказанное Пасхазием Радбертом в IX веке, было уже всеобщим верованием латинской церкви в XIX веке. Оставалось лишь окончательно это провозгласить церковным учением, что и сделал Римский папа Пий IX, во время торжественного служения 8 декабря 1854 г. объявивший, что непорочное зачатие Пресвятой Девы есть догмат Римской церкви.

Таким образом, Римская церковь прибавила ещё одно отступление от того учения, которое исповедовала, пока была членом Соборной Апостольской Церкви, каковую веру нерушимо и без перемен и доселе содержит Православная Церковь. Провозглашение нового догмата удовлетворило широкие круги народа, принадлежащего к Римской церкви, в простоте сердца думавшего, что провозглашение нового учения в церкви послужит к вящей славе Богоматери, Которой они этим как бы делают подарок; было удовлетворено и честолюбие западных богословов, защищавших и разработавших его; а больше всего провозглашение нового догмата принесло пользу самому римскому престолу, так как, провозгласивши новый догмат своей властью, хотя и выслушав мнения епископов католической церкви, римский папа тем самым открыто присвоил себе право изменять учение Римской церкви и поставил свой голос выше свидетельства Священного Писания и Предания. Отсюда прямым выводом было, что римские папы непогрешимы в делах веры, что тот же папа Пий IX также провозгласил догматом католической церкви в 1870 году.

Так изменялось учение Западной церкви, отпавшей от общения с Истинной Церковью. Она вводит у себя новые и новые учения, думая тем больше прославить Истину, а в действительности искажая ее. В то время, как Православная Церковь смиренно исповедует то, что приняла от Христа и Апостолов, Римская церковь дерзает дополнять это, то из «ревности не по разуму» (Рим. 10, 2), то уклоняясь в суесловия и прекословия лжеименнаго разума (1 Тим. 6, 20). Иначе и не могло быть: что «врата адовы не одолеют Церкви» (Мф. 16, 18), обещано лишь истинной, вселенской Церкви, а над отпавшими от нея сбываются слова: «якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете» (Ин. 15, 4).

Правда, в самом определении нового догмата говорится, что не устанавливается новое учение, а лишь провозглашается как церковное — то, которое всегда существовало в Церкви, которого держались многие святые отцы, выдержки из творений коих приводятся. Однако все приведенные изречения говорят лишь о высокой чести Девы Марии, Ея непорочности, дают Ей многие имена, определяющие Ея чистоту и духовную мощь, но нигде не говорится о непорочности в зачатии. Между тем, те же святые отцы в других местах говорят, что лишь Иисус Христос совершенно чист от всякого греха, все же люди, как рожденные от Адама, носили плоть подверженную закону греха.

Никто из древних святых отцов не говорит, что Бог чудесным образом ещё в утробе очистил Деву Марию, а многие прямо указывают, что Дева Мария, как и все люди, претерпела борьбу с греховностью, но явилась победительницей над соблазнами и спасена Своим Божественным Сыном.
Толкователи латинского вероисповедания также говорят, что Дева Мария спасена Христом, но понимают это так, что Мария была предохранена от скверны первородной вины ввиду будущих заслуг Христовых (Булла о догмате непорочного зачатия). Дева Мария, по их учению, как бы вперед получила тот дар, который Христос принес людям Своими страданиями и крестной смертью. Больше того. Говоря о муках Богородицы, которые Она претерпела, стоя при кресте Своего возлюбленнаго Сына, и вообще о тех печалях, которыми была исполнена жизнь Богоматери, они считают их дополнением к страданиям Христовым, а Марию нашей Соискупительницей. По толкованию латинских богословов «Мария сообщна нашему Искупителю как Соискупительница» (См. Лебедев , там же, стр. 273). «В деле искупления Она некоторым образом помогала Христу» (Катехизис д-ра Ваймара). «Матерь Божия, — пишет д-р Ленц, — не только мужественно перенесла бремя Своего мученичества, но и с радостью, хотя и с разбитым сердцем» («Мариология д-ра Ленца»). По сей причине Она есть «дополнение Св. Троицы», а «как Сын Ея есть единственный Посредник, избранный Богом между Его оскорбленным величием и грешниками-людьми, так точно главная Посредница, поставленная Им между Сыном и нами, есть Преблагословенная Дева». «Тремя отношениями: Дочери, Матери и Супруги Бога, Святая Дева возвышена до некоторого равенства с Отцем, до известного превосходства над Сыном, до известной близости к Свят. Духу» («Непорочное зачатие», Малу, еп. Бругес).

Таким образом, по учению представителей латинского богословия, Дева Мария в деле Искупления становится рядом с Самим Христом и возвышается почти до равенства с Богом. Дальше идти некуда. Если всё это ещё не оформлено окончательно как догмат Римской церкви, то Римский папа Пий IX, сделав в отношении этого первый шаг, указал направление для дальнейшего развития общецерковно признанного вероучения своей Церкви, косвенно подтвердив приведенное учение о Деве Марии.

Так, Римская церковь в своем стремлении возвысить Пресвятую Деву идет по пути полного обожествления Ея, и если уже сейчас ея авторитеты называют Марию дополнением Святой Троицы, то скоро можно дождаться, что Деву будут почитать, как Бога.

На тот же путь стала и группа мыслителей, принадлежащих пока ещё к Православной Церкви, но строящих новую богословскую систему, положив в основу ея философское учение о Премудрости Софии, как об особой силе, связующей Божество и творение. Также развивая учение о достоинстве Богоматери, они хотят видеть в Ней существо, являющееся чем-то средним между Богом и человеком. По некоторым вопросам они умереннее латинских богословов, но по другим, пожалуй, уже опередили их. Отрицая учение о непорочном зачатии и свободе от первородного греха, они, однако же, учат о полной свободе Ея от всяких личных грехов, видя в Ней посредницу между людьми и Богом, подобную Христу: в лице Христа явилось на земле Второе Лицо Святой Троицы, Превечное Слово, Сын Божий, а Дух Святый является через Деву Марию.

По словам одного из представителей этого течения, с вселением Святого Духа Мария приобрела «двуединую жизнь, человеческую и божескую, т.е. совершенно обожается, почему в Своем ипостасном бытии является живым тварным откровением Духа Святого» ( Прот. Сергей Булгаков. «Неопалимая Купина», изд. 1927 г. стр. 154), «есть совершенное явление Третьей Ипостаси», (там же, стр. 175), «тварь, но уже и не тварь» (там же, стр. 191). Это стремление к обожению Богоматери наблюдается, преимущественно, на Западе, в то самое время, как там, с другой стороны, имеют широкий успех разные секты протестантского характера вместе с главными ветвями протестантства: лютеранством и кальвинизмом, вообще отрицающие почитание Божией Матери и Ея молитвенное призывание.

Но можем сказать словами святого Епифания Кипрского: «одинаковый вред в обеих этих ересях, и когда уничижают Деву, и когда, напротив, прославляют Ея сверх должного» ( cв. Епифаний Кипрский. «Панарион, против Колларидиан»). Святой отец обличает тех, которые воздают Ей почти божеское поклонение: «В чести да будет Мария, поклоняем же да будет Господь». (Там же). «Хотя Мария есть сосуд избранный, однако женщина по природе ничем от других не отличающаяся. Хотя история Марии и предание сообщает, что отцу Ея Иоакиму сказано было в пустыне: “жена твоя зачала”, однако это совершилось не без союза брачного и не без семени мужа» ( cв. Епифаний Кипрский . «Против Колларидиан»). «Сверх должного не должно почитать святых, но чтить Владыку их. Мария не Бог и не с неба получила тело, но от совокупления мужа и жены, и по обетованию, как Исаак, предуготована к участию в домостроительстве Божием. Но, с другой стороны, никто да не дерзает и безумно оскорблять Святую Деву» ( cв. Епифаний. «Против Антидикомарионитов»).

Православная Церковь, высоко превознося Богородицу в своих хвалебных песнях, не дерзает приписывать Ей то, что не сообщено о Ней Священным Писанием или Преданием. «Истина чужда всех преувеличений и умалений: она всему дает подобающую меру и подобающее место» (Еп. Игнатий Брянчанинов). Прославляя непорочность Девы Марии и мужественное перенесение скорбей в Ея земной жизни, отцы Церкви отвергают, однако же мысль, что Она явилась посредницей между Богом и людьми в смысле совместного искупления Ими человеческого рода. Говоря о готовности Ея умереть вместе с Сыном Ея и с Ним вместе страдать ради общего спасения, знаменитый отец Западной Церкви святой Амвросий, епископ Медиоланский, добавляет: «Но страдание Христово не нуждалось в помощи, как Сам Господь предсказал о том задолго раньше: “и воззрех, и не бе помощника, и помыслих, и никто же заступи, и избави я мышца Моя” (Ис. 63, 5)» ( cв. Амвросий. «О воспитании Девы и приснодевстве св. Марии», гл.7).

Тот же святой отец учит о всеобщности первородного греха, из чего исключением является один Христос. «Из всех рожденных женами нет ни одного совершенного святого, кроме Господа Иисуса Христа, Который, по особому новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения» ( Св. Амвросий . In. Luc. k. 2). «Один только Бог без греха. Обыкновенно, все рождаемые от жены и мужа, т.е. плотского союза, бывают повинны греху. Следовательно, кто не имеет греха, тот не был и зачат таким образом» ( cв. Амвросий. «Ар. Aug. de nupcio et concepcio»). «Один только человек, Ходатай Бога и человеков, свободен от уз греховного рождения, потому что Он родился от Девы и потому, что рождаясь, не испытал приражения греха» ( cв. Амвросий. «Против Иулиана», кн. 2).

Другой знаменитый учитель Церкви, особенно почитаемый на Западе, блаженный Августин пишет: «Что касается до других людей, исключая Того, Кто есть краеугольный камень, я не вижу для них другого средства сделаться храмами Божиими и быть для Бога жилищем кроме духовного возрождения, которому необходимо предшествует рождение плотское.

Таким образом, как бы мы ни думали о детях, находящихся в утробе матери, хотя бы слово св. Евангелиста, который говорит об Иоанне Крестителе, что он взыгрался радостно в чреве матернем (что произошло не иначе, как по действию св. Духа), или слова Самого Господа, сказанные Иеремии: “Я освятил тебя прежде, чем ты вышел из чрева матери” — давали или не давали нам основание думать, что дети в этом состоянии способны к некоторому освящению. Но, во всяком случае несомненно, что то освящение, по которому все мы вместе и каждый в особенности бываем храмом Божиим, возможно только для возрождённых и что возрождение предполагает всегда рождение. Только те, которые уже родились, могут соединиться с Христом и быть в союзе с этим Божественным телом, которое делает Его Церковь живым храмом величия Божия» ( Блаженный Августин . «Письмо 187»).

Приведенные слова древних учителей Церкви свидетельствуют, что на самом Западе учение, ныне там распространяемое, отвергалось и там прежде. Даже после отпадения Западной церкви, признаваемый там великим авторитетом Бернард писал: «Ужасаюсь, видя, что ныне некоторые из вас возжелали переменить состояние важных вещей, вводя новое празднество, неведомое Церкви, неодобряемое разумом, неоправдываемое древним преданием. Ужели мы более сведущи и более благочестивы, нежели отцы наши?… Вы скажете, должно как можно более прославлять Матерь Господа. Это правда; но прославление, воздаваемое Царице Небесной, требует различения. Царственная сия Дева не имеет надобности в ложных прославлениях, обладая истинными венцами славы и знамениями достоинства. Прославляйте чистоту Ея плоти и святость Ея жизни. Удивляйтесь обилию даров сей Девы; поклоняйтесь Ея Божественному Сыну; возносите Ту, которая зачала, не зная похоти, и родила, не зная болезни. Что же еще нужно прибавить к сим достоинствам? Говорят, что должно почитать зачатие, которое предшествовало славному рождению; ибо если бы не предшествовало зачатие, то и рождение не было бы прославлено. Но что сказать, если бы кто-нибудь по той же самой причине потребовал такого же чествования отца и матери св. Марии. Равно могут потребовать того же для Ея дедов и прадедов — до бесконечности. При том же, каким образом грех не мог быть там, где была похоть? Тем более пусть не говорят, что св. Дева зачалась от Духа Святого, а не от человека; я утвердительно говорю, что Дух Святый сошел на Нее, а не то, что пришел с Нею…

Я говорю, что Дева Мария не могла быть освящена прежде Своего зачатия, поелику не существовала; если тем паче не могла быть Она освященною в минуту Своего зачатия, по причине греха с зачатием нераздельного, то остается верить, что Она освящена после того, как зачалась в утробе Своей матери. Это освящение, если оно уничтожает грех, делает святым Ея рождение, но не зачатие. Никому не дано право быть зачатым во святости. Один Господь Христос зачат от Духа Святого, и Он один свят от самого зачатия Своего. Исключая Его, ко всем потомкам Адама относится то, что один из них говорит о себе самом как по чувству смирения, так и по сознанию истины: “се бо в беззакониях зачат есмь” (Пс. 50, 7). Как можно требовать, чтобы это зачатие было свято, когда оно не было делом Духа Святого, не говоря уже, что оно происходило от похоти? Святая Дева отвергнет, конечно, ту славу, которая, по-видимому, прославляет грех; Она никак не оправдает новизны, выдуманной вопреки учению Церкви, новизны, которая есть мать неблагоразумия, сестра неверия и дочь легкомыслия» ( Bernard, Ep. 174; Цитировано, как и предыдущее (от бл. Августина) из Лебедева: «Разности в учении Церквей»).

Приведенные слова ясно обнаруживают как новизну, так и нелепость нового догмата Римской церкви.

Учение о полной безгрешности Божией Матери:

1) Не соответствует Священному Писанию, где неоднократно говорится о безгрешности «Единого Ходатая Бога и человеков, человека Иисуса Христа» (1 Тим. 2, 5), «и греха в Нем несть», «иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его», «искушена по всяческим, по подобию, разве греха», «не ведавшаго бо греха, но нас грех сотвори» (1 Ин 3, 5; 1 Петр. 2, 21; Евр. 4, 15; 2 Кор. 5, 21), но про остальных людей сказано: »Кто чист от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земле» (Иов. 14, 4). «Составляет же свою любовь к нам Бог, яко еще грешником сущим нам Христос за ны умре… Аще бо врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся, спасемся в животе Его» (Рим. 5, 8-10).

2) Противоречит это учение и Священному Преданию, содержащемуся в многочисленных святоотеческих творениях, где говорится о высокой святости Девы Марии от самого Ея рождения и об очищении Ея Духом Святым при зачатии Ею Христа, но не при собственном Ея зачатии Анною. «Ни един есть чист пред Тобою от скверны, ниже аще един день живота его есть, разве Ты точию един на земле явивыйся безгрешный Господь наш Иисус Христос. Имже вси уповаем милость получити и оставление грехов», говорит Василий Великий, (молитва вечерни Пятидесятницы), «Но когда Христос пришел через чистую, девственную, не познавшую супружества, богобоязненную, нескверную Матерь без брака и без отца, и поелику Ему надлежало, родиться, очистил женское естество, отринул горькую Еву и отверг плотские законы» ( св. Григорий Богослов . «Похвала девству»), добавляет св. Григорий Богослов. Однако, и тогда, как говорят об этом святые Василий Великий и Иоанн Златоуст, Она не была поставлена в невозможность согрешить, но продолжала заботиться о Своем спасении и победила все соблазны ( св. Иоанн Златоуст . Толкование на Евангелие. Ин. беседа 85; св. Василий Великий. Ep. CLX).

3) Учение о том, что Божия Матерь была очищена прежде рождения, чтобы от Нея мог родиться Чистый Христос, бессмысленно, так как если Чистый Христос мог родиться только, если Дева будет очищена еще в утробе родителей, то для того, чтобы Дева родилась чистою, нужно было бы, чтобы и Ея родители были чисты от первородного греха, а они опять бы должны были родиться от очищенных родителей, и так далее идя, пришлось бы прийти к выводу, что Христос не мог бы воплотиться, если бы предварительно не были очищены от первородного греха все Его предки по плоти до самого Адама включительно; но тогда бы уже не было нужды в самом воплощении Христа, так как Христос сходил на землю, чтобы уничтожить грех.

4) Учение, что Божия Матерь была сохранена от первородного греха, как и то, что Она благодатью Божией была сохранена от грехов личных, представляет Бога немилостивым и неправедным, так как если Бог мог сохранить Марию от греха и очистить еще до рождения, то почему же Он и других людей не очищает до рождения, но оставляет их во грехе; выходит также, что Бог спасает людей и помимо их воли, до рождения ещё предопределяя некоторых ко спасению.

5) Это учение, по-видимому имеющее целью возвысить Богоматерь, в действительности совершенно отрицает все Ея добродетели. Ведь если Мария еще во чреве матери, когда еще не могла и пожелать чего-нибудь доброго или злого, была благодатью Божией сохранена от всякой нечистоты, потом той благодатью сохранялась от греха и после рождения, то в чем же Ея заслуга? Если Она была поставлена в невозможность согрешить и не согрешила, то за что же Ея Бог прославил? Если Она без всякого усилия или не имея никаких побуждений согрешить, осталась чистою, то за что же Она увенчана больше всех? Победа без неприятеля не бывает.

В том и проявилась праведность и святость Девы Марии, что Она, будучи «человек подобострастен нам», так возлюбила Бога и предалась Ему, что чистотою Своею высоко возвысилась над остальным человеческим родом. За то, предуведенная и предизбранная. Она и удостоилась, что Духом Святым, нашедшим на Нея, Она была очищена и зачала от Него самого Спасителя мiра. Учение о благодатной безгрешности Девы Марии отрицает Ея победу над соблазнами и из победительницы, заслуженной быть увенчанной венцами славы, делает Ея слепым орудием Божьего Промысла.

Не возвышение и большую славу, а унижение Ея представляет тот «подарок», который поднес Ей Папа Пий IX и все остальные, думающие, что могут прославить Божию Матерь отысканием новых истин. Пресвятая Мария настолько прославлена Самим Богом, так высока Своею жизнью на земле и Своею славой на небе, что человеческие вымыслы ничего не могут прибавить к Ея чести и славе. То, что люди сами измышляют, лишь затемняет от их очей Ея Лик. «Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе» , писал Духом Святым Апостол Павел (Кол. 2, 8).

Вот такою «тщетною лестию» и является учение о непорочном зачатии Анною Девы Марии, на первый взгляд возвышающее, а в самом деле унижающее Ея. Как и всякая ложь, оно является семенем «отца лжи» (Ин. 8, 44) дьявола, сумевшего им прельстить многих, не понимающих, что хулят Деву Марию. Вместе с ним должны быть отвергнуты и все остальные учения, проистекающие из него или сродные ему. Стремление возвысить Пресвятую Деву до равенства со Христом, придавая Ея материнским мукам у креста равное значение со страданиями Христа, так что страдали одинаково Искупитель и «Соискупительница», по учению папистов, или «что человеческое существо Богоматери в небе вместе с Богочеловеком Иисусом вкупе являют полный образ человека» ( Прот. С. Булгаков. «Неопалимая купина», стр. 141), по учению лжесофианцев (София значит премудрость), одинаково есть тщетная лесть и прельщение философией. О Христе Иисусе «несть мужеский пол ни женский» (Гал. 3, 28), и Христос искупил весь человеческий род, почему одинаково в Его воскресение «ликовал Адам и радовалась Ева» (Воскрес. кондаки 1-го и 3-го гласа), а Своим вознесением Господь возвысил все естество человеческое.

Также, что Божия Матерь есть «дополнение Святой Троицы» или «четвертая ипостась» или «Сын и Мать являют откровение Отца через Вторую и Третью ипостась», что Дева Мария есть «тварь, но уже и не тварь», все это есть плод лжеумствования, не удовлетворяющегося тем, что Церковь содержит от времен Апостольских и пытающегося прославить Святую Деву больше, чем Ея прославил Бог.

Сбываются слова св. Епифания Кипрского: «Некоторые безумствующие во мнении о самой святой Приснодеве старались и стараются ставить Ея вместо Бога» ( св. Епифаний. «Против Антидикомарионитов», ересь 78). Но в безумии приносимое Деве, вместо восхваления Ея оказывается хулением, а Пренепорочная отвергает ложь, будучи Материю Истины (Ин. 14, 6).

1928

2 июля 2010 г.

Вся история вопроса. Отношение Православной Церкви. Но, думаю, вопрошающий читать не будет - итак все сам знает.

[mysl] Что-то мне это тема напоминает.... [mysl] тему о старообрядцах очень напоминает. :D

_________________
"Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21


Вернуться наверх
Профиль
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 57 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
 cron
200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Forum theme by Serge Nepoklonov.
Русская поддержка phpBB