img
Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 01 ноя 2024, 01:46



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 297 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 20  След.
Великий пост 
Автор Сообщение
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 27 сен 2013, 12:37
Сообщений: 1555
Вероисповедание: Православие
19 фев 2015, 11:18       Сообщение Re: Великий пост
Протоиерей Александр Салтыков: «Во время масленицы читайте Апокалипсис»

Началась масленица — последняя неделя перед Великим постом, называемая в Церкви «неделей о Страшном Суде». В это время парадоксальным образом соединяются пост и его отсутствие, веселие и мысли о смерти, воскресении, Страшном Суде и конце мира. Мы попросили рассказать, о том, как Церковь готовит христиан к Великому посту во время масленицы, настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах, декана факультета Церковных художеств протоиерея Александра Салтыкова.

О посте и масленице

Масленица, наверно, самый популярный праздник в России после Рождества и Нового года. Но праздник ли масленица? Еще в дохристианские времена масленица была праздником весны и солнца после долгой и холодной зимы. Новый год начинался с месяца марта. Весна — всегда радостное время, а в Церкви оно совпадает с Великим постом. И я хочу сказать о духовной стороне дней этой масленичной недели, суть которой в том, чтобы подготовиться к Великому посту и Пасхе.

Во-первых, замечают ли нецерковные люди, что дата праздника передвигается, и каждый год она разная? Так происходит, потому что дата связана с церковным календарем, с пасхальным циклом и посвящена подготовке человека к самому великому, радостному, но и самому трудному событию — празднику Пасхи. По учению Церкви, эти дни посвящены вспоминанию Страшного суда. Правда, о Страшном суде и Великом посте почему-то никто не говорит, кроме Церкви. Отчего так происходит? В обществе о Церкви много рассуждают, но есть вещи, нам приятные и интересные, а есть те, которые не так приятны.

Масленица нам, конечно, интересна, а Великий пост нам не настолько приятен, чтобы о нем много говорить. Я имею в виду не только атеистов, но также и тех, кто считает себя верующим, но только «в душе», а в церковь не ходит.

Масленица воспринимается как время веселья. Впрочем, веселье нам тоже нужно, особенно детям. И у христиан есть основания радоваться, потому что Великий пост — это духовная весна, обновление человеческого сердца. И все же масленица — время раздумий о Страшном Суде, но почему? Потому что следует вспомнить о смысле человеческого существования, о начале и конце человеческой истории. И Церковь помогает нам в этом, установив для этого особое время. В эти дни мы представляем себе последние времена, когда, после неизбежных тяжелых испытаний всего человечества, придет конец истории: все мироздание, весь космос сотрясется, катастрофически изменится, в небе пред всем человечеством появится победный знак креста, и люди увидят в непостижимой, великой, недосягаемой славе Сына человеческого — Богочеловека Господа Иисуса Христа… А в последний день перед постом, в Прощеное воскресенье, мы вспоминаем начало истории — изгнание первых людей — Адама и Евы — из рая на землю, потерявшую первоначальную благодать.

Масленица — это уже пост

Карнавал — это тоже пост


Масленица посвящена посту, и не просто посвящена: она уже сама по себе частичный пост. Все знают: масленица — это ограничение себя в мясной пище. Можно есть только молочные продукты — сыр и масло, откуда и название. У католиков эти дни носят другое название — карнавал (буквально «прощай, мясо»), т.е. время, когда уже не едят мясное, а только сыр и яйца. Иными словами, карнавал — это тоже пост, но об этом все давно забыли, и карнавал стал веселым и иногда необузданным времяпрепровождением. Все, кто ходит на карнавалы, должны об этом знать и помнить.

Но что же такое пост? Сам по себе пост есть и у других христиан, отпавших от Православия. Например, у католиков есть «пепельная среда». Есть посты и у других религий. Но ни у кого из них — ни у католиков, ни у иудеев, ни у мусульман, ни у буддистов и прочих — нет такого поста, как наш строгий и длительный Великий пост. Это одна из особенностей Православия. Единственная религия, которая по-настоящему учит воздержанию и идет против мейнстрима, движения всего человечества к невоздержанию, — это православное христианство.

Пост — это наше богатство. В XXI веке, когда всё направлено на развлечения и всё меряется деньгами, человек совершенно перестает владеть самим собой. Он не хочет даже и думать о том, что он в чем-то должен себя ограничить. Так живут почти все: и дети, и взрослые. Для нас важны прежде всего удовольствия.

Главная цель этой войны с самим собой и награда за победу — Богообщение

Во время поста человек заставляет себя воздерживаться от влекущих его пищи, развлечений и удовольствий. Он должен себя победить. Только победив себя, человек становится личностью. Победа над собой — самая трудная задача, с чем согласится каждый, кто вступает в такую борьбу. Главная цель этой войны с самим собой и награда за победу — Богообщение.

Нужно ли воздержание, тренировка воли, нужно ли учиться делать не то, что хочется, а то, что должно? Все согласны, что это важное и необходимое умение. Но как его достичь? Вполне очевидно, что только Церковь является той силой, которая может направить человека на такой путь. Но не все идут в Церковь.

Во время масленицы читайте Апокалипсис

В последние годы советской власти стали проводить масленицу как языческий праздник весны. А о том, что масленица посвящена Страшному суду, нельзя было даже говорить публично: «Какой-такой Апокалипсис? Это все попы выдумали, чтобы обмануть народ». Помню смешной лозунг тех времен: «Не допустим апокалиптического тупика!» Как это «не допустим», когда все направлено на то, чтобы столкнуть человечество в пропасть!? Кроме того, Апокалипсис указывает как раз не тупик, а единственный выход из сложившегося положения.

В Новом завете тема Страшного суда занимает важное место. О нем говорил Христос в Евангелии, говорили апостолы, в состав Нового Завета входит книга, названная Апокалипсис Иоанна Богослова.

В памяти человечества сохранилось смутное представление о рае, из которого вышли наши прародители

Слово Божие понуждает нас помнить о последних временах. Библия открывается судом и заканчивается судом. Адам и Ева нарушили завет о невкушении плода познания добра и зла, и Бог совершает суд. Творец спрашивает: «Адам, что ты сделал»? Говоря современным языком: «Какова была мотивация совершения твоего преступления»? Объяснений у Адама нет, только попытка оправдания: «Жена, которую Ты мне дал»… Адам и Ева не захотели признать свою вину и Бог осудил их на изгнание из рая. Будучи изгнаны, они сидели напротив рая и плакали, потому что потеряли очень много: рай и вечную жизнь. Они стали жить в этом мире. И как все мы видим, наш мир — это не рай. Но, как это ни парадоксально звучит, мир наш в некоторых своих чертах все же отдаленно похож на рай: в нем есть уголки необыкновенной красоты, есть незабываемые минуты общения с природой и добрыми светлыми людьми… В памяти человечества сохранилось смутное представление о рае, из которого вышли наши прародители. И мы, верующие, все хотим попасть в рай.

После смерти у каждого будет своя участь. Каждый человек проходит личный суд: в этой жизни его судит совесть, после смерти каждого судит Бог — это частный суд. И если человек не прощен, то остается в ожидании Страшного суда. Таким образом, история Адама и Евы повторяется со всеми людьми. Однако в Писании сказано, что праведник на суд не приходит. А Церковь каждый день молится о грешниках. Такова духовно-нравственная установка Библии от первых до последних страниц.

Итак, если Церковь установила, что воспоминание о Страшном Суде совершается именно перед Великим постом, то верующие должны думать о последних днях мира, которые наступят в будущем.

В истории известны многочисленные случаи, когда люди ожидали конца света. Католики, можно сказать, привыкли к ожиданию конца света в средние века и сегодня уже почти не говорят на эту тему, потому что она им представляется «слишком неопределенной» для рационального человека. С нашей точки зрения, они слишком уповают на собственный разум, на «эволюцию» общества, но не на веру. Рационализм, конечно же, имеет определенное основание, потому что Бог дал человеку разум, чтобы он правильно устраивал свою жизнь. Но ум должен помогать вере, а не отвергать ее. Мы видим, что в мире много иррационального и как бы неразумного. Люди часто совершают безумные поступки. В революционное время в нашей стране происходило настоящее буйство, зверские убийства людей, безумное разрушение храмов. Многое творилось еще на глазах нашего поколения. Что это было? В истории иногда побеждает ум, а иногда — безумие. Христиане же должны опираться не только на ум, но в гораздо большей степени — на веру в Бога. Вера же исходит из сердца. И в вере — мудрость, которая выше ума. Впрочем, и ум нам подсказывает, что человеку нужен пост, потому что он организует, воспитывает в человеке личностные свойства.

Страшный суд и Прощеное воскресение

Последний день масленицы — Прощеное воскресение. Это замечательное установление: в этот день мы имеем возможность друг друга простить и сами получить прощение перед Страшным Судом. Мы ведь так много обижаемся, так много держим в своих сердцах не очень хорошего отношения друг к другу. Так часто обижаем своих близких и малознакомых людей и сознательно, и случайно, и как бы мимоходом, и в своих мыслях, и взглядом, и в сердечном помышлении, и другими самыми разнообразными способами. Осмелюсь предположить, что Прощеное воскресение — это некий малый образ Страшного суда для христиан, которые в этот день каются и получат не осуждение, а прощение.

С протоиереем Александром Салтыковым
беседовал Александр Филиппов

25 февраля 2014 года
http://www.pravoslavie.ru/put/33948.htm

http://www.pravoslavie.ru/put/68733.htm


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 фев 2014, 00:45
Сообщений: 1464
Откуда: Москва
Вероисповедание: Родноверие
19 фев 2015, 13:07       Сообщение Re: Великий пост
Нет, конечно можно натянуть сову на глобус, но зачем? Нет смысла искусственно связывать праздник Масленицы с мыслями об апокалипсисе.

_________________
знаj своj род


Вернуться наверх
Профиль WWW
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 27 сен 2013, 12:37
Сообщений: 1555
Вероисповедание: Православие
19 фев 2015, 14:50       Сообщение Re: Великий пост
Что в Вашем представлении, масленица, Судислав?


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 фев 2014, 00:45
Сообщений: 1464
Откуда: Москва
Вероисповедание: Родноверие
19 фев 2015, 15:55       Сообщение Re: Великий пост
Лилия писал(а):
Что в Вашем представлении, масленица, Судислав?

Праздник начала весны, совпадающий с днем весеннего равноденствия. Один из четырех астрономических праздников.

_________________
знаj своj род


Вернуться наверх
Профиль WWW
Отец-основатель
Отец-основатель
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 19:28
Сообщений: 29259
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православие
19 фев 2015, 17:26       Сообщение Re: Великий пост
Протоиерей Александр Салтыков писал(а):
в этот день мы имеем возможность друг друга простить и сами получить прощение перед Страшным Судом.

И смех и грех. :) Батюшка имел в виду, что в прочие дни мы такой возможности не имеем? :)

_________________
Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Исайя 41:13)


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 27 сен 2013, 12:37
Сообщений: 1555
Вероисповедание: Православие
19 фев 2015, 17:27       Сообщение Re: Великий пост
Судислав писал(а):
Праздник начала весны, совпадающий с днем весеннего равноденствия. Один из четырех астрономических праздников.

То есть, до масленицы у язычников еще больше месяца.

Ну, а у нас, в Православии, масленица — последняя неделя перед Великим постом, называемая в Церкви «неделей о Страшном Суде».


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 17:54
Сообщений: 6789
Откуда: Тверская обл.
Вероисповедание: православие
19 фев 2015, 19:57       Сообщение Re: Великий пост
Лилия писал(а):
Заслужил, по слову Божией Матери.

... когда праведный Иосиф,

Да, красивая легенда. Но я спрашивала серьёзно. Вы, Лилия, если не имеете что сказать, то не провоцируйте, пожалуйста, опять...

_________________
Простите мне,
" воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?"
Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 27 сен 2013, 12:37
Сообщений: 1555
Вероисповедание: Православие
19 фев 2015, 20:18       Сообщение Re: Великий пост
иерей Сергий писал(а):
И смех и грех. :) Батюшка имел в виду, что в прочие дни мы такой возможности не имеем? :)

По-моему, батюшка говорил, конкретно, о Прощенном воскресении. :)


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 27 сен 2013, 12:37
Сообщений: 1555
Вероисповедание: Православие
19 фев 2015, 20:29       Сообщение Re: Великий пост
Ольгааа писал(а):
Да, красивая легенда. Но я спрашивала серьёзно. Вы, Лилия, если не имеете что сказать, то не провоцируйте, пожалуйста, опять...

Это не легенда, а быль, Ольгааа. И было, что сказать, и ответила я серьезно.

В чем провокация? Кто еще кого провоцирует :( ... Хотя.., лучше не отвечайте. [125]


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 22:32
Сообщений: 18028
Вероисповедание: Православие
19 фев 2015, 23:17       Сообщение Re: Великий пост
Ольгааа писал(а):
А вот разбойник с правого креста- он, получается, Рай заслужил, коль попал туда?

Оля, я не знаю кто и что заслужил. Я даже не утверждаю, что то что выложила Лилия, будет так. Потому что мне тут один момент не понятен. Если человек покаялся, то он же не отменил своей жизни. Так например, как там сравнивается монахиня и мать героиня. Ведь монахиня исповедовалась и причащалась, более того, наверняка(вполне вероятно) что умерла после причастия и исповеди. А мать героиня, могла в храм вообще и не ходить. Так как можно сравнивать?? Мне это не понятно. Например Мария Магдалина, перед её постом и подвигом покаяния, она была очень грешной. И если на страшном суде будет так, как сказано в той статье, то как она сама себя будет оценивать, по всей жизни или по итогу? Тоже не понятно.
По поводу слова заслужил, ну мне просто кажется что оно уместно, но заслуженность наверно, будет с учётом покаяния и тех подвигов, которые человек совершил. Опять таки, в тех рамках, которые нам даст Бог. Но можно и заменить это слово, если оно режет слух.

А по поводу разбойника, я вот тоже читала книгу, и там тоже было написано, что Богородица вскормила его грудью. Не верить этому, ну лично для меня, означает, что можно не верить и другой Богословской литературе. Хотя к его спасению, это не относится. Христос ведь его спас не за это.


Последний раз редактировалось Молоко 19 фев 2015, 23:42, всего редактировалось 1 раз.



Вернуться наверх
Профиль WWW
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 27 сен 2013, 12:37
Сообщений: 1555
Вероисповедание: Православие
19 фев 2015, 23:21       Сообщение Re: Великий пост
От пристали к старцу Паисию. :D Он уже святой и в полной мере святость ЗАСЛУЖИЛ. [bs]


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 22:32
Сообщений: 18028
Вероисповедание: Православие
19 фев 2015, 23:44       Сообщение Re: Великий пост
Лилия писал(а):
От пристали к старцу Паисию. :D Он уже святой и в полной мере святость ЗАСЛУЖИЛ. [bs]

Ну интересно же, если мы читаем что-то, то хочется для себя это как-то укомплектовать в голове :) Даже если читаем у святых :)


Вернуться наверх
Профиль WWW
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 17:54
Сообщений: 6789
Откуда: Тверская обл.
Вероисповедание: православие
20 фев 2015, 09:46       Сообщение Re: Великий пост
Молоко писал(а):
А по поводу разбойника, я вот тоже читала книгу, и там тоже было написано, что Богородица вскормила его грудью. Не верить этому, ну лично для меня, означает, что можно не верить и другой Богословской литературе..

:001:
Думаю, что к богословию это имеет весьма отдалённое отношение...Скорее- народное творчество.
Да и, если учесть Лилину легенду о том, что разбойник, якобы, при встреча со Святым семейством был уже взрослым, чего это бы Мария начала кормить взрослого мужика? Нестыковка.
И вообще- с каких это пор апокрифы у нас признаны Церковью стали?
"Все новозаветные апокрифические книги можно разделить на две большие группы: первая – это некое фольклорное творчество, т. е. апокрифы, в немыслимо-фантастической форме рассказывающие о «событиях» из жизни Христа, которых нет в канонических Евангелиях. И вторая – это «идеологические» апокрифы, возникшие в результате стремления различных мистических и философских групп использовать канву евангельской истории для изложения своих религиозно-философских воззрений."http://azbyka.ru/dictionary/01/apokrif-all.shtml

И вот ещё, интересно:
"...Одна из задач церковной мысли, то есть богословия, состоит в сдерживании мифологического творчества народа. Да, православное богословие нужно не только для борьбы с ересями и внецерковными доктринами. Еще оно бывает нужно для борьбы с внутрицерковной, народной “православной” мифологией, то есть с такими верованиями, что создаются мифотворческим инстинктом народа в тех случаях, когда он оказывается не просветляем благодатью и не сдерживаем уздою закона, разума и послушания Церкви. ...
................................................
Церкви довольно рано пришлось научиться говорить “нет” некоторым энтузиастам. Один из первых аскетических опытов в церковной истории это отказ от апокрифов и формирование канона Писания, происшедшее в сознательной борьбе с гностиками. Вторая аскетическая скрепа, изготовленная в лаборатории церковной мысли это формулирование идеи апостольского преемства, также позволившей отличать апокрифы и ереси от подлинного апостольского предания. Позднее Церковь разработала свой догматический и канонический строй для того, чтобы постараться не допустить насыщения апостольских текстов неапостольским пониманием, для того, чтобы не дать превратить христианство в игрушку сиюминутных страстей, надежд и разочарований. И с тех пор на все века церковная дисциплина (включая дисциплину догматически воспитанного богословствующего ума) призвана защищать крупицы духовных знаний от самоуверенного невежества. .."http://azbyka.ru/hristianstvo/iskazheniya_hristianstva/4g63-all.shtml

_________________
Простите мне,
" воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?"
Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 27 сен 2013, 12:37
Сообщений: 1555
Вероисповедание: Православие
20 фев 2015, 11:42       Сообщение Re: Великий пост
Молоко писал(а):
Ну интересно же, если мы читаем что-то, то хочется для себя это как-то укомплектовать в голове :) Даже если читаем у святых :)

Потому что мне тут один момент не понятен. Если человек покаялся, то он же не отменил своей жизни. Так например, как там сравнивается монахиня и мать героиня. Ведь монахиня исповедовалась и причащалась, более того, наверняка(вполне вероятно) что умерла после причастия и исповеди. А мать героиня, могла в храм вообще и не ходить. Так как можно сравнивать?? Мне это не понятно.

Преподобный Паисий так все просто рассказывает, что не понятного? Маша, что тут укомплектовывать? Читаем и сравниваем:
Преподобный Паисий Святогорец писал(а):
А, к примеру, монахи увидят те трудности, те испытания, которые переживали люди мирские, увидят, как они их преодолевали. Если монахи жили неправильно, то они, потупив голову, сами пойдут в то место, которое заслуживают. Монахини, которые не угодили Богу, увидят на Страшном Суде матерей-героинь, которые не давали монашеских обетов, не имели тех благословений и благоприятных возможностей, которые имеют монахини, и, несмотря на это, подъяли подвиг и достигли высокого духовного устроения. Как же, видя всё это, устыдятся монашки за мелочность и низость, которыми они занимались и от которых сами же мучались!


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 27 сен 2013, 12:37
Сообщений: 1555
Вероисповедание: Православие
20 фев 2015, 11:52       Сообщение Re: Великий пост
Ольгааа писал(а):
Да и, если учесть Лилину легенду

Оля, эта "легенда" написана у святителя Димитрия Ростовского - viewtopic.php?p=104211#p104211
( http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rosto ... atykh/1137 )

Некоторые из апокрифов использовал святитель Димитрий Ростовский, составляя Жития святых - http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rosto ... a-svjatykh
Он подходил к этому критически, анализировал, как мы сказали бы сейчас. Делал с Божией Помощью, я доверяю его труду. И еще, многие предания известны именно по апокрифам, и принимаются Церковью (например, рассказ о родителях Девы Марии, Введение, Успение, повествование о сошествии Христа в ад ...).


Я лучше святителя Димитрия почитаю и ИЖЕ С НИМ.

Кураева не воспринимаю, простите.


Вернуться наверх
Профиль
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 297 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 20  След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Forum theme by Serge Nepoklonov.
Русская поддержка phpBB