Череда недавних широкоизвестных в узких кругах празднований, а точнее, попыток интернетных споров на их тему, сподвигла меня на повторный просмотр известных (и не очень) исторических источников. В процессе обнаружилось немало интригующих фактов и мнений. Один из их примеров - "дело о Борисе и Глебе". По широкоизвестной версии, после смерти Владимира Святославича на киевский стол сел его то ли сын, то ли племянник, им усыновленный, Святополк, и принялся изничтожать свою родню. Под раздачу попали Борис Ростовский (которому, по одному из предположений, Владимир хотел завещать стол, что и вызвало конфликты Святополка и Ярослава с отцом), Глеб Муромский и Святослав Древлянский. Самое интересное, Борис и Глеб вроде бы как заявили о признании Святополка киевским князем, в отличие от Ярослава, Мстислава и их племянника Брячислава Полоцкого. После случившейся войны в живых осталось лишь три Владимировича, из тринадцати. Но разговор не об этом. А о древнем исландском манускрипте, именуемом "Книга с Плоского острова". В нем в составе саги об Олаве Харальдссоне содержится Прядь об Эймунде, написанная по словам очевидцев. В этой Пряди говорится о жизни Эймунда в Гардарики, о его действиях там и участии в междуусобной войне. Из русских князей упоминаются трое - Бурицлав в Киеве, Ярицлейв в Хольмгарде и Вартилав в Полоцке. В Пряди подробно рассказывается о сражениях между братьями, о военных действиях Эймунда на стороне Ярицлейва. Ночью варяги нападают на шатер князя Бурицлава и убивают его.
Попытки согласовать эти сведения с русским летописями проводились. Есть два варианта. По одному из них, Бурицлав - это Святополк, объединенный со своим тестем Болеславом Польским. Однако, ни тот, ни другой в ходе конфликта не погибли. Второй вариант легко напрашивается: Бурицлав - это Борис. Однако, это ставит под сомнение широкоизвестную версию о гибели Бориса и Глеба. Однако, ее подтверждает то, что имя Святополк носили три князя XII века - а "неудачные" имена из оборота изымались.
В общем, что там было - неизвестно, но свидетельства интересные. Кто хочет прочитать Прядь об Эймунде - книга лежит здесь, том 5, страница 121.
Все уже знают, что в этом году была найдена первая берестяная грамота (причем отлично сохранившаяся и целая) в Вологде, и четыре - в Новгороде, причем одна вчера, а одна позавчера?
Все уже знают, что в этом году была найдена первая берестяная грамота (причем отлично сохранившаяся и целая) в Вологде, и четыре - в Новгороде, причем одна вчера, а одна позавчера?
Я могу привести текст вологодской (без юсов, ятей, современной орфографией): Г:Я:КОВО К ТОБЕ К ТОБЕ СЯ . ОНАНИКО ТЬСТЬ БРАТЬ ОСТАФЕ ПОСЛАЛЪ С ТОБОЮ ЕМЬ РУБЛЕ . КО САМОЛУ РУБЛЕ . НИ МНЕ РУБЛЯ НИ МНЕ ПРОТОРЪВЪ
А на вчерашней новгородской - две дырочки и надпись "Я ЩЕНЯ"
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения