img
Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 29 мар 2024, 00:40



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 35 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Интересные подробности перевода Евангелия. Толкования 
Автор Сообщение
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 23 мар 2014, 21:04
Сообщений: 5312
Вероисповедание: ортодокс христианин
22 фев 2021, 20:58       Сообщение Re: Интересные подробности перевода Евангелия. Толкования
Мила писал(а):

Саша, ну, я как-то собираюсь вдумываться в текст прежде чем предложить его вашему вниманию. Потом у нас есть отец Сергий, который, не беспокойся, не даст никакой ереси проникнуть на форум :)
Сбросить все на о. Сергия это легче всего. А старые толкования уже не доверия не внушают: Иоанна Златоуста, Иоанна Кронштатского, Луки Крымского?

_________________
– Что мы можем? Только плакать, –
Тихо старец отвечает. –
Чада мiра, чада мрака
В Православие играют.

Иеромонах Роман (Матюшин)


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 янв 2012, 19:30
Сообщений: 10124
Вероисповедание: православие
22 фев 2021, 21:36       Сообщение Re: Интересные подробности перевода Евангелия. Толкования
крымский писал(а):
Сбросить все на о. Сергия это легче всего. А старые толкования уже не доверия не внушают: Иоанна Златоуста, Иоанна Кронштатского, Луки Крымского?

Саша, дорогой, я совсем не собираюсь сбрасывать что-то на батюшку. Я имела ввиду, что если я вдруг что-то пропущу еретическое, батюшка это увидит и поправит.
Теперь про толкования. Они меня все устраивают. Я читала их и не один раз, и эти толкования стали как бы "моими". и вот я встречаю другие мысли по поводу того или иного отрывка. Эти мысли не противоречат тем толкованиям, не уничтожают их, а просто смотрят под немного другим углом. И это здорово, на мой взгляд. Уже писала, но повторюсь - Еангелие - это глубина, которая открывается слой за слоем, смысл за смыслом. Это же замечательно!
Отец Сергий говорит нам, что нельзя трогать только одно - догматы, они заключены в Символе Веры. Все остальное подлежит обсуждению, размышлению и дополнению И вот думается мне, что Иоанн Златоуст с удовольствием бы послушал, допустим отца Антония Борисова, и они бы подискутировали.

_________________
"Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21


Вернуться наверх
Профиль
Отец-основатель
Отец-основатель
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 19:28
Сообщений: 29203
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православие
23 фев 2021, 21:30       Сообщение Re: Интересные подробности перевода Евангелия. Толкования
Цитата:
Фарисей не стал молиться о том, чтобы Бог исправил его собрата мытаря...

Тоже обратил внимание на эту фразу. Такое можно в проповеди брякнуть, для пущего эффекта, так сказать. :) Но если подумать, то претензия абсолютно не обоснована. Человек не обязан молитвенно поминать тех, кто находится с ним в храме, это перебор.

_________________
Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Исайя 41:13)


Вернуться наверх
Профиль
Отец-основатель
Отец-основатель
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 19:28
Сообщений: 29203
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православие
23 фев 2021, 21:33       Сообщение Re: Интересные подробности перевода Евангелия. Толкования
крымский писал(а):
А старые толкования уже не доверия не внушают: Иоанна Златоуста, Иоанна Кронштадтского, Луки Крымского?

Церковь живет, и то, что существуют старые толкования, не значит, что над Писанием не надо размышлять.

_________________
Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Исайя 41:13)


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 янв 2012, 19:30
Сообщений: 10124
Вероисповедание: православие
23 фев 2021, 21:34       Сообщение Re: Интересные подробности перевода Евангелия. Толкования
прот. Сергий писал(а):

Такое можно в проповеди брякнуть, для пущего эффекта, так сказать. :)

[013]

_________________
"Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 янв 2012, 19:30
Сообщений: 10124
Вероисповедание: православие
27 фев 2021, 20:15       Сообщение Re: Интересные подробности перевода Евангелия. Толкования
К Неделе о блудном сыне.



Сразу скажу. Это не толкование!!! Это просто рассказ писательницы Наталии Холмогоровой на Евангельский текст. Свободный рассказ.



СТАРШИЙ БРАТ
В истории о Блудном Сыне самый отрицательный персонаж - старший брат; и, как всегда в таких случаях, его и всех жальче.
Он человек порядочный, надежный, положительный. Совсем не раздолбай и дебилушка, как младший. Тот ни учиться толком не хочет, ни работать, вечно влипает в какие-то истории: отец его вытаскивает, он просит прощения, а потом опять за свое.
Старший никогда себе такого не позволит: да, может иногда в выходной посидеть с приятелями, но в высшей степени прилично, без излишеств. Младший треплет нервы отцу, то у них бурные ссоры, то примирения - он и свою долю наследства потребовал после особенно громкого скандала; а Старший и взгляда не поднимет лишний раз, и голоса не подаст. При отце он сдержан, почтителен и тих, как положено сыну.
Уже сейчас на нем половина всего семейного труда, он отменно разбирается и в хлебопашестве, и в скотоводстве, не хуже отца умеет управлять имением. Он - опора отца, его продолжение. Ему известны все уголки поля, каждая скотина в стойле, каждое плодовое дерево в саду - и греет сердце спокойная уверенность, что когда-нибудь все это будет принадлежать ему.
Когда отец умрет.
Но нет, он, конечно, не ждет смерти отца - это непозволительно для хорошего сына.
Когда этот недоумок свалил, у Старшего словно камень с души свалился. В доме стало так спокойно! Никто больше не путается под ногами, не дерзит и не водит сюда сомнительные компании. Можно спокойно заниматься своим делом: телушка к телушке, козленок к козленку, звонкая монета к монете - семейное дело процветает, день ото дня растет имение, которое однажды станет _его_ имением. Слава Богу, что этот придурок свалил - не придется делить с ним наследство и терпеть его закидоны!
Отец - после ухода Младшего он сильно сдал и почти потерял интерес к хозяйству - почти все дела передал Старшему. "Ты молодец, - говорит он ему. - Что бы я без тебя делал!.. Послушай, ты устал, должно быть: отдохни, посиди со мной у огня". От этого Старшему становится неожиданно приятно, но и как-то тревожно и неловко; и он, как положено хорошему сыну, бормочет обычные почтительные слова благодарности и, отговорившись каким-нибудь срочным делом, поскорее уходит туда, где чувствует себя в своей стихии. Может быть, боится, что отец заговорит о Младшем, и придется поддакивать и изображать скорбь. А может, просто не очень понимает, о чем говорить с отцом.
И вдруг...
Он не видел, как это случилось, но слуга рассказал, и так подробно, что все словно встало перед глазами.
Как отворилась калитка, и во двор нерешительно шагнул человек, которого домочадцы не сразу узнали. Этот слуга уже двинулся вперед, подобрав на ходу палку, чтобы выгнать наглого бродягу - и вдруг _понял_.
Младший был в таких лохмотьях, каких не носят и рабы, обросший, лохматый, исхудалый. Со шрамом через бровь, которого не было раньше. Какой-то очень повзрослевший.
Слуга рассказал, как отец - он был в саду - подхватил полы своих длинных одежд и спотыкаясь, выбежал во двор, и на лице у Младшего на миг отразилось изумление: как видно, он тоже не ждал, что отец так постареет. Он сделал движение, чтобы броситься перед отцом на колени - но тот уже распахнул руки ему навстречу, и как-то так вышло, что через миг оба оказались друг у друга в объятиях, и не могли произнести ни слова, и, кажется, плакали.
- А теперь, - заключает, торопясь и глотая слова от радости, слуга, - господин приказал зарезать самого откормленного тельца и всех соседей созвал на пир! Идемте скорее, молодой господин, там только вас и дожидаются! Радость-то какая!
- Да... большая радость, - бесцветным голосом, изо всех сил "держа улыбку", отвечает Старший. - Иди вперед, я за тобой.
Оставшись один, он медленно, все медленнее шагает по пыльной дороге - и чувствует, как лицо, словно сухое дерево, беззвучно скрипит и трещит от этого оскала, этой застывшей парадной лыбы "хорошего сына и хорошего брата", который он никак не может согнать. Этой трещины в нем.
Радость для всех, верно? Он тоже обязан радоваться.
Так вот чем все закончилось. Вот ради чего он забывал о еде и сне, ночевал в полях, шел за плугом рука об руку с работниками, в неурожайный год метался по городским знакомым и ссужал денег, чтобы свести концы с концами, не увольняя батраков. Вот для чего со скромной гордостью демонстрировал отцу свои успехи и сиял, услышав от него скупую похвалу...
Все многолетние труды и усилия - для того, чтобы явился _этот_, и старик бросился ему на шею.
Он идет очень медленно, растягивая время, но наконец подходит к ограде дома. Из-за забора доносится аппетитный запах жаркого, слышны веселые голоса вразнобой. Не дождались, начали без него. Кто бы сомневался.
Сколько лет он из кожи вон лез, угождая старику - ему никогда и козленка не перепало; а _этому_ - пожалуйста, откормленный телец. Ему - скупое "молодец", а _этому_ - объятия и слезы.
Может, он с самого начала неверно выбрал путь? Делал все как положено, верил, что добро вознаграждается - а надо было тоже гулять ночами, шляться по блудницам и свалить куда-нибудь на поиски приключений, а потом вернуться победителем! Что имеем - не храним; послушных и удобных не ценят - ценят тех, кто умеет доставлять проблемы...
Он садится под забором на какое-то суковатое бревно и сидит, потому что не сможет, просто не сможет сейчас туда войти. Не сможет "держать лицо" и изображать хорошего сына. Столько лет получалось... но не сейчас, это выше его сил.
Он сидит, как-то неудобно скорчившись, и тяжело, хрипло дышит. Перед глазами туман. Было бы легче, возможно, если бы смог заплакать - но он не может.
Сквозь туман видит, как подходит отец и садится с ним рядом; сквозь туман слышит его недоуменный вопрос. Черт с ними, с правилами хорошего сына! Сбивчиво, сам чувствуя, как жалко, по-детски звучат его претензии, выкладывает: мне ты ни разу и козленка для пикника с друзьями не предложил, а ему...
- Сынок, - удивлённо говорит отец, - но ведь ты всегда со мной! И все мое - твое.
Он говорит что-то еще - про брата, опять про него! - но Старший уже не слышит.
Его поражает и придавливает откровение, столь огромное, что пока он даже почти не может его осознать. Не столько понимает, сколько чувствует, ощущает всем своим существом, как переворачивается его мир.
То, чего он страстно желал, все время было здесь.
Не надо было дожидаться смерти отца, чтобы вступить в наследство. Отец и так был готов отдать ему все, что он пожелает.
Не надо ничего зарабатывать, заслуживать, доказывать. Чтобы получить и козленка, и теленка, достаточно было попросить. Чтобы услышать от отца что-то большее, чем "молодец" - просто присесть у огня с ним рядом. Чтобы и тебя прижали к груди - просто согнать с лица уклончиво-почтительную мину и первым протянуть руки.
Отцу, быть может, и не нужны были все его старания и труды! А нужно только одно: чтобы подошел и сел рядом, чтобы заговорил о чем-нибудь, кроме посевов и прибыли. Чтобы рассказал, чего хочет, о чем мечтает, чем отец может его обрадовать.
Но для него это так же невозможно, как взлететь.
Здесь тайна, простая, как детская колыбельная, и сияющая, как солнце; и отец и брат знают эту тайну.
И в ссорах, от которых дрожали стены, и в бурных примирениях, и расплевавшись вконец, и тоскуя в разлуке - они продолжали разделять эту тайну.
А Старший ее так и не узнал
.

_________________
"Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 янв 2012, 19:30
Сообщений: 10124
Вероисповедание: православие
28 фев 2021, 15:06       Сообщение Re: Интересные подробности перевода Евангелия. Толкования
https://radiovera.ru/gospel.html?date=20210228

епископ Переславский и Угличский Феоктист
Каждый год перед началом Великого поста мы начинаем размышлять о покаянии. Евангельские чтения воскресных дней, предшествующих наступлению поста, — о том же, они о покаянии. Вот и сегодняшняя притча показывает силу покаяния, которое в ней представлено как возвращение к отцу. Причта очень доходчиво и красочно рисует состояние человека, решившего отделиться от Бога, ведь именно Он здесь скрывается в образе отца. Оказывается, что в нравственном падении невозможно достигнуть дна: отказавшись от общества отца младший сын сначала превращается в транжиру и блудника, потом он начинает выполнять непозволительную для иудея работу — пасет свиней, после чего и сам опускает на уровень животного. Но это не предел, можно спуститься и еще ниже, к примеру, начать воровать и убивать, но главный герой притчи, к счастью, останавливается.

Любопытно, что из слов Христа невозможно сделать вывод об искренности младшего сына. Действительно ли он осознал глубину своего падения и свою вину перед отцом? Или это всего лишь голос отчаяния и голода? Почему он решил вернуться? Из-за любви к отцу или же причиной послужило собственное неприглядное состояние? Понял ли он, что жизнь со свиньями — это ничто иное, как следствия греха, который он совершил по отношению к отцу? На эти вопросы у нас нет ответов. Мы не знаем. И никогда не узнаем.

Но вот что вполне очевидно, вот что является самым важным: отец принял своего заблудшего сына без всяких вопросов, без попытки выяснить его истинные мотивы. Причина проста: таковы свойства любви.
Любовь, как это выразил апостол Павел, «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4–7). В этом перечне свойств любви нет упоминания о том, что любовь испытывает, проводит следствие и исследует мотивы. Так поступает суд, но не любовь. А Бог — есть любовь (см. 1 Ин. 4:8), Он принимает нас всегда и принимает нас любыми: лукавыми, хитрыми, изворотливыми, лживыми, ничего не осознавшими, какими угодно.

Именно об этом и говорит нам сегодня Церковь через притчу о блудном сыне. Она призывает нас прийти такими, какие мы есть, не ждать от самих себя кристальной честности и абсолютной искренности, ведь велик риск, что мы их никогда не дождемся, а так и останемся жить не с Богом, а на том дне, куда нас завело горячее стремление жить по собственной воле.

_________________
"Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 23 мар 2014, 21:04
Сообщений: 5312
Вероисповедание: ортодокс христианин
01 мар 2021, 00:21       Сообщение Re: Интересные подробности перевода Евангелия. Толкования
phpBB [media]

_________________
– Что мы можем? Только плакать, –
Тихо старец отвечает. –
Чада мiра, чада мрака
В Православие играют.

Иеромонах Роман (Матюшин)


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 янв 2012, 19:30
Сообщений: 10124
Вероисповедание: православие
03 мар 2021, 09:02       Сообщение Re: Интересные подробности перевода Евангелия. Толкования
Сколько на этот отрывок мы слышали толкований! По большей части на тему предательства. А сегодня епископ Феоктист указывает на еще на одну сторону этого Евангельского отрывка. Не знаю как вам, друзья, но мне очень нравится, когда какие-то, мб, не значительные детали или слова в оригинале придают новое видение вроде бы уже известных слов.

Сегодняшнее Евангелие.
https://radiovera.ru/gospel.html?date=20210303

Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 43-72; Глава 15, стихи 1


Изображение


Епископ Переславский и Угличский Феоктист.

У апостола Марка сказано, что синедрион искал нечто такое, за что можно было бы предать Христа смерти. Но на самом деле синедрион не мог выносить какие-либо приговоры, и уж тем более он не мог выносить смертельные приговоры, он мог лишь готовить материалы для вынесения решения представителями римской власти, то есть проводить опрос свидетелей с тем, чтобы потом передать дело в высшую инстанцию — прокуратору Иудеи. Собственно, именно этим и занимался синедрион. Он опрашивал свидетелей, сопоставлял их слова со Священным Писанием и пытался соотнести свою деятельность с Талмудом, в котором были изложены все процессуальные нормы.

Правда, последнее в случае суда над Христом Спасителем получилось не очень: были нарушены сразу несколько норм Талмуда. К примеру, суд не мог заседать ночью, он не мог заседать и в день великого праздника, а синедрион, как мы знаем, вел свою работу ночью и в канун праздника. Кроме того, свидетельские показания должны были даваться в индивидуальном порядке, а истинными признавались только те свидетельства, которые совпадали между собой в мельчайших деталях. Еще один важный момент состоял в том, что каждый член синедриона, согласно норме Талмуда, должен был индивидуально высказывать свое решение в строгой очередности — от младшего к старшему.

Но стремление осудить Христа Спасителя было сильнее и синедрион не остановился перед нарушением собственных законов. Поэтому, когда христианские богослужебные книги называют это судебное заседание незаконным, то дело здесь не только в том, что люди взяли себе право судить Бога, но и в том, что суд был нелегитимен с точки зрения действовавшего в иудаизме права. Это был фарс, в котором не было даже видимости суда. Обвинительный приговор был вынесен заранее. Слова обвиняемого не могли ничего изменить. Христос отказывался принимать участие в этом фарсе, а потому молчал. Но молчал Он лишь до определенного момента, после вопроса первосвященника «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» Господь решает положить предел, Он отвечает в первый и последний раз: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Всё! Формальная причина, по которой можно было требовать у римских властей смертной казни, найдена. Проблема фактически решена, о чем и свидетельствует экстренное завершение заседания синедриона.

Во всем этом не было и намека на справедливость. Да она и не была нужна, ведь цель, как казалось членам синедриона, в полной мере оправдывает средства. А свою цель эти люди видели исключительно благой: они пытались сохранить общественное спокойствие, сохранить существующее положение вещей, не ссориться с римской властью и не подвергать свой народ опасности. Но, как мы знаем, произошло то, что происходит всегда и везде в тех случаях, когда ради достижения своей цели люди перестают быть разборчивыми в средствах, — происходит преступление, которое в конечном итоге приводит к тяжелым и зачастую неустранимым последствиям. Так и незаконный суд над Христом Спасителем явился своего рода спусковым механизмом, результатом действия которого стала гибель Иерусалима и утрата израильтянами своей родины.

_________________
"Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 янв 2012, 19:30
Сообщений: 10124
Вероисповедание: православие
03 мар 2021, 09:07       Сообщение Re: Интересные подробности перевода Евангелия. Толкования
Или вот тоже интересное рассуждение.

1. Отец - особо чтущий Тору. На это указывают два сына. Объяснение не буду тут излагать, но оно подробное есть.
2. Наследство полагалось обоим, но старшему 2/3, младшему 1 треть.
Доля старшего дальше неприкосновенна. Но если отец выделит что-то ещё вернувшемуся младшему, это его право.
3. Старший имел право выделить долю при жизни отца, это допускалось. Не выделил - это показывает, он хотел быть с отцом
4. Младшему ничего не светило, он совершает настоящий бунт, требуя долю. Он забирает землю из владений семьи, фактически посылает всех.
Участки земли не дробили, место отца просто занимал старший.
Тут Младший не просто забирает - он продаёт, получает деньги.
5. После такого беспредела только и оставалось уйти на сторону далече, тут на него все смотрели бы с ужасом и презрением. И соседи, родня и даже собственные работники
6. Он ничего не умел, видимо, и не планировал. Уехал и пошёл в разнос.
Тут ещё момент - возможно, он осознает свое состояние как истинное изгойство - то, что называется "вы забыли лица отцов своих", поэтому не пытается жениться, открыть бизнес и т. д.
7. Степень падения им самим осознается при трапезе от свиных столов (рожки, которые ели свиньи), кстати, он был готов со свиньями есть, но никто не давал. Куда уж ниже падать, да и пасти свиней иудею того.. Западло, короче.
Младший, возможно, давно чувствовал погибельность своей жизни, но идти ему некуда - он разорвал узы сыновства, он не решается вернуться к отцу. И тут его осеняет - не можешь вернуться как сын, проси принять себя как работника.
И не еда только тут мотив, похоже.
ИТОГ
Дальнейшее развитие событий помним.
Но картина становится намного понятнее.
Гнев старшего - брат не просто шлемазл, он предатель, Иуда. Подлец, падший ниже некуда и нагло решивший вернуться.
Брат идёт навстречу младшему, но братом он его уже не ощущает. Тот отпал.
И внезапно - пир, торжество небывалое.
Отец принял отступника.
Отсюда диалог Старшего и Отца. И этот несчастный козленок лишь обозначение шока от пира в честь предателя и отцеубийцы (младшему потребовать наследство в те времена - это почти попытка отцеубийства)
И когда разговор о козленке и тельце - жертвенных животных традиционно, пир - жертва благодарения Богу - Отец произносит главные слова притчи
"Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся"
Это и потерянная драхма, конечно.
Но, главное, это первое слово в Притчах о воскрешении. Блудный сын воскресает как Лазарь. Был мертв и ожил.
Возвращение к Отцу равно воскрешению.
А Старший - драгоценный не менее - этого не понял до слов Отца. Не случайно на этом притча окончена. Всё. За воскресшего, несомненно, приносится телец.
Не блудник вернулся - воскрес умерший.
И ещё одно очень важное - сыновство не отъемлемо по природе своей. Сын стать работником не может при любом падении, и при смерти своей.
Спасибо всем, кто со мной читал притчу о блудном сыне.
ЗЫ Рембрандт гений, он именно воскрешение мёртвого пишет. Поэтому не видно лица. Пока не видно.
Зато видны босые ноги, которые сделали шаг от смерти к жизни, не выдержали, подломились - и возрождающаяся жизнь держится лишь объятьями Отца

_________________
"Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 янв 2012, 19:30
Сообщений: 10124
Вероисповедание: православие
03 мар 2021, 09:14       Сообщение Re: Интересные подробности перевода Евангелия. Толкования
Не могу найти ссылку, но где-то недавно прочитала, что слова в Евангелие о том, что народ был постоянно с Иисусом, теснил Его, теснился около него в греческом оригинале имеет значение буквально "висели на Нем", как гроздья винограда на лозе. Сразу иное представление, правда?

_________________
"Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 янв 2012, 19:30
Сообщений: 10124
Вероисповедание: православие
07 мар 2021, 20:33       Сообщение Re: Интересные подробности перевода Евангелия. Толкования
Неделя о Страшном Суде

Игумен Петр Мещеринов

Сегодня Неделя о Страшном суде. В церкви читается Евангелие об овцах и козлищах, и произносятся проповеди, выводящие из этого евангельского отрывка учение о посмертной участи человека. Но одного этого места недостаточно для составления должного представления о столь важном для каждого из нас предмете. Мало того, гипертрофированный акцент на «накормил, обогрел, посетил» может дать и нежелательный эффект — на второй план отходит вера и повседневная внутренняя христианская жизнь ( = покаяние). Скажем, я знаю людей, искренне тратящих большие деньги и силы на благотворительность, но в отношении веры и нравственности не обращающих на себя должного внимания — под предлогом именно того, что Христос на Суде ни о вере, ни о личной нравственности не спрашивает.

Но ведь это не всё, что сказано о Суде. Есть общий принцип: чтобы узнать, что говорит Писание о том или ином предмете, нужно собрать все соответствующие места Писания. Да и саму 25-ю главу от Матфея, где говорится о Страшном суде, нужно рассматривать обязательно целиком (не читал и не слышал ни одного проповедника, который бы так делал). Если мы пойдём этим путём, то увидим следующие три ступени:

1) «Верующий в Сына Божия не судится» (Ин. 3, 18); «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24); «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая (т.е. Суд) не имеет власти» (Откр. 20, 6). Это значит: истинно верующие во Христа и реализовавшие эту веру в своей жизни от Суда освобождаются. Это же соответствует и первой притче 25-й главы Матфея — у кого есть елей, тот до Суда входит на брак, и прочее его уже не касается. Так что вера — это не какая-то досочинённая опция, а необходимое евангельское возвещение.

2) Вторая ступень — многочисленные апостольские наставления христианам, то есть верным, то есть верующим. Например: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 9-11). Ещё раз повторю: это Апостол пишет к членам христианской общины, которые в жизни своей, следуя за Христом, непременно должны проходить через те или иные искушения. Если они пренебрегут своим христианским достоинством, то они Царства Божия не наследуют. Этому соответствует вторая притча 25-й главы Матфея — о талантах. Можно приумножить талант, а можно и потерять его.

3) Ну и, наконец, наша притча об овцах и козлищах. Тут очевидно, что речь идёт о всех народах, о язычниках, которые вообще-то Господа впервые видят. И вот к ним Господь действительно применяет самую низкую планку требований. И по идее все проповеди на этот текст для христиан должны содержать два наставления: а) что и для христиан эта планка, разумеется, необходима — потому что без этого не может быть никакой веры, поскольку вера действует любовью, и без дел она мертва (Гал. 5, 6; Иак. 2, 20); б) но при этом для христиан она (эта планка), во-первых, далеко недостаточна, потому что есть ещё и §§ 1 и 2, а во-вторых, христианин не может себя оправдывать тем, что он, отринув веру и покаяние, довольствуется только исполнением того, что Господь требует от язычников. «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Петр. 20-21).

Итак, мы сталкиваемся здесь с недостатком того, что Карл Барт называл «возвещением Церкви». На примере сегодняшнего толкования притчи о Страшном суде мы видим, что многосторонняя истина Евангелия в бесчисленных проповедях не возвещается в полноте. «Накормил, обогрел, посетил» — да, в меру своих возможностей. Но и вера, и нелицемерная христианская жизнь не меньше необходимы. И, если можно так сказать, «протокол» нашего спасения более сложен, и непременно должен включать в себя, помимо притчи об овцах и козлищах, ещё несколько весьма важных вещей, о которых мне и хотелось здесь кратко сказать.

_________________
"Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 янв 2012, 19:30
Сообщений: 10124
Вероисповедание: православие
17 дек 2021, 09:18       Сообщение Re: Интересные подробности перевода Евангелия. Толкования
И вот еще проповедь на притчу о неверном управителе. Мой камень преткновения постоянный - читаю, слушаю обьяснения, потом все забываю. Большая просьба - если есть у вас еще понравившиеся вам толкования, выложите, пожалуйста, сюда. Буду очень благодарна.

Итак отец Антоний Борисов. Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 1-9

Обманывать людей, конечно, грех. Но так уж повелось, что талантливые жулики по необъяснимым подчас причинам оказываются любимы людьми. Взять хотя бы героев рассказов О. Генри — Энди Таккера и Джефферсона Питерса. Они не просто воры, а воры, как сами утверждают, благородные. Принцип их — обязательно что-то отдать взамен полученных обманом денег. Цитата — «будь то медальон из фальшивого золота, или семена садовых цветов, или мазь от прострела, или биржевые бумаги, или порошок от блох, или хотя бы затрещина». Таккер и Питерс — пример неиссякаемого жизнелюбия, приправленного изрядной порцией хитрости и смекалки.

Подобные люди, надо сказать, регулярно встречались Христу во время Его земной жизни. Спаситель видел вокруг жуликоватых слушателей (карманников, профессиональных нищих, кликуш-прорицателей). Они встречались и на базарах, и на улицах палестинских городов. Эти люди с хитрой улыбкой слушали проповеди Сына Божьего и подчас узнавали в Его притчах себя. Как, например, в сегодняшней истории. Её главный герой — вороватый домоправитель, то есть приказчик.

Наступает день, когда хозяин уличает его в растрате и призывает дать полный отчет о ведении хозяйства. Домоправитель понимает — всё пропало. Должности его лишат, а может быть и в тюрьму посадят. Потому главный герой притчи решает обеспечить себе при помощи хитрости безопасность и более-менее сносное существование. Приказчик призывает к себе должников хозяина и заставляет тех переписать долговые расписки. Каждому из пришедших приказчик разрешает списать от четверти до половины долга.

Хозяин узнаёт о мошенничестве своего помощника и (кто бы мог подумать!) не ругает, не гонит, а хвалит! Хвалит за жульничество! Но ещё больше открывается рот от удивления, когда мы осознаём, что Христос, завершая рассказ, призывает слушателей следовать примеру домоправителя: «приобретайте себе друзей богатством неправедным». Неужели Спаситель разрешает нам обманывать и воровать? Притча о лукавом домоправителе — одна из самых сложных для понимания. Но не беда — сейчас постараемся разобраться.

Приказчика хвалят не за хитрость как таковую, а за то, что он не опустил рук и постарался изменить свою участь до того, как стало бы поздно что-либо предпринимать. Это означает, что для нас самих ничего не потеряно до тех пор, пока мы живы и способны совершать поступки здесь на земле. Еще одна важная деталь — домоправитель распоряжается имуществом не своим, а своего господина — то есть Бога. Чем обладает Господь? Конечно же, любовью, милостью, благодатной щедростью.

Домоправитель с легкостью раздает людям собственность хозяина — так призваны поступать и мы. Нам подчас кажется, что у нас ничего нет — ни любви, ни милости. Но кто мешает нам перевести взгляд от своей скудной кладовки на закрома любви Божией? И начать проявляться к окружающим милосердие, незлобивость, милость, не переживая, что они иссякнут. Ведь источником настоящей добродетели является Сам бесконечный в Своей любви Бог. И поверьте — Господа обокрасть невозможно. Его кладовые любви никогда не оскудеют.

Святитель Иоанн Златоуст ближе к концу жизни любил говорить, что строгость обычно проигрывает, а вот ласка всегда победоносна. Эти слова не следует понимать как оправдание мягкотелости или пособничества злу. Вовсе нет. Просто практика показывает, что люди ищут именно понимания и добра. Жесткости им и так в жизни хватает сполна. Будем же щедро делиться с окружающими любовью и милостью. И пусть эти вещи нам на самом деле не принадлежат, пусть мы всего лишь выдаем себя за хозяев собственности Господней. Но в данном случае мы исполняем завет Спасителя и приобретаем себе Небо богатством Христовым.

_________________
"Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 янв 2012, 19:30
Сообщений: 10124
Вероисповедание: православие
08 янв 2022, 20:50       Сообщение Re: Интересные подробности перевода Евангелия. Толкования
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ или ВОСТОК, КОТОРЫЙ ЗАПАД

"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" (Мф. 2,1-2).

Внимательный читатель этих строк из Евангелия от Матфея не может не задаться вопросом - как волхвы с востока (предположительно из Междуречья), увидев звезду на востоке, почему-то отправились на запад? Ведь если бы из Вавилона они пошли на восток, то оказались бы в Китае, а не в Палестине.

К сожалению, в славянском и русском синодальном переводах Евангелия мы имеем в данном случае с подстрочником, а не с точной передачей смысла. Греческое выражение εἴδομεν γὰρ αὐτοῦ τὸν ἀστέρα ἐν τῇ ἀνατολῇ передано дословно. А нужно так - "ибо мы увидели звезду Его на ВОСХОДЕ". То есть - "ибо мы увидели взошедшую звезду Его".

Греки, кстати, избавили свой текст от путаницы. Теперь второй стих второй главы Евангелия от Матфея выглядит так: «Πού είναι ο νεογέννητος βασιλιάς των Ιουδαίων; Είδαμε ν’ ανατέλλει το άστρο του και ήρθαμε να τον προσκυνήσουμε». - "Где новорожденный царь Иудейский? мы видели, как взошла его звезда, и пришли поклониться ему".

Как кажется, и нам пора внести ясность в рождественскую географию, чтобы никто больше не путал восток с западом)

PS Чуть не забыл. Посещение волхвов состоялось после события Сретения. Но об этом уже в другой раз...

Священник Антоний Борисов.


Сколько лет этот "восток" был для меня камнем преткновения. А все дело выходит в неправильном переводе!

_________________
"Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21


Вернуться наверх
Профиль
Главный модератор
Главный модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 янв 2012, 19:30
Сообщений: 10124
Вероисповедание: православие
13 янв 2022, 15:51       Сообщение Re: Интересные подробности перевода Евангелия. Толкования
От Игумен Симеон Туманов

«Загадочный тропарь
Рождественского канона

В последний день празднования Рождества Христова попробуем разобрать одно трудное место из рождественской службы.

По́мощниче, Христе́, челове́ком,/ проти́вное гада́ние, вопло́щение неизглаго́ланное име́яй, посрами́л еси́;/ бога́тство обоже́ния нося́й, вообра́жся ны́не,/ его́же ра́ди упова́нием свы́ше в преиспо́дний приидо́хом мрак.

(Такую разбивку текста дают наши современные минеи)

Это 2-й тропарь 7-й песни 2-го канона на Рождество Христово. Прп. Иоанн Дамаскин написал его в ямбическом размере, а перевод на церковнославянский сделан по принципу кальки (как сделаны все наши переводы богослужебных текстов): каждое греческое слово переведено соответствующим славянским в той же последовательности, что и в оригинале. При таком принципе перевода, естественно, не сохраняется поэтический размер, но — что еще хуже — делается очень затрудненным понимание смысла фразы. Ведь поэт-гимнограф выстроил последовательность слов, заботясь о стихотворном размере, а такой же порядок слов в переводе на цсл может сделать предложение совершенно непонятным — и для чтеца, и для слушателя.
Вот греческий оригинал:
Ἀρωγὲ Χριστέ, τὸν βροτοῖς ἐναντίον,
Πρόβλημα τὴν σάρκωσιν ἀρρήτως ἔχων,
ᾜσχυνας, ὄλβον τῆς θεώσεως φέρων,
Μορφούμενος νῦν· ἧς τινος δι' ἐλπίδα,
Ἄνωθεν εἰς κευθμῶνας ἤλθομεν ζόφου.

Надо сказать, что и для современного грека этот текст очень сложен для понимания. Интересно, сколько найдется среди нас тех, что смог бы его понять в переводе на цсл?
Насколько я понимаю, в этом переводе сделаны ошибки. Речь здесь не о непонятном «проти́вном гада́нии», а о противнике людей (смертных — τὸν βροτοῖς ἐναντίον), т.е. диаволе. Вот для него Христос в Своем воплощении стал загадкой (πρόβλημα — проблемой) и таким способом — Рождеством Своим — его посрамил. И сейчас Ты, Господи, приносишь нам то самое обожение, в надежде на которое мы в древности (в раю, нарушив заповедь) ниспали с высоты и погрузились во мрак (т.е. в это падшее земное существование).
В последних изданиях Минеи, где текст набран гражданским («русским») шрифтом путаницу усугубляет большая буква в слове «Егоже», из чего чтец может подумать, что речь идет о Боге, о Христе. И тогда получится совершенно ужасный смысл: в надежде на Него мы свыше пришли во мрак. На самом же деле в словах «его́же ра́ди упова́нием» речь идет о тщетной надежде на обожение через нарушение заповеди («съедим запретный плод и станем, как боги»).

Вот перевод уважаемого Martin Heidegger
Помощник людям Христос!
Неизреченно имея воплощение (пользуясь воплощением) (как) загадкой, приняв (ныне) образ,
Ты посрамил противника людей,
неся богатство обожения, в расчете (в надежде) на которое
мы с высоты пришли в преисподний мрак.

А вот стихотворный перевод С.С. Аверинцева:

Заступниче Христе, врага Ты нашего,
Загадку предлагая воплощения,
Низверг, творя богами племя смертное,
Сия ж надежда -- стать как боги -- древле нас
От высей в бездну приманила мглистую.»

_________________
"Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21


Вернуться наверх
Профиль
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 35 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
 cron
200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Forum theme by Serge Nepoklonov.
Русская поддержка phpBB