Молитва

О, великая в мученицех, Екатерино, от горних чертогов узрела Жениха Твоего, Христа Бога нашего. Пролей росу молитв Твоих на ниву душ наших, сухую и истощенную, и научи нас в молитве возрастати и в добродетели укреплятися, да в наших мыслях и чувствах, делах и желаниях, молитвах и песнопениях, в слезах и воздыханиях святится пречестное и великолепое имя Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

На рубеже двух веков мы снова и снова преклоняем колена душ и телес наших перед Промыслом Божиим, сохранившим дивный Храм сей в радость, надежду и спасение нас грешных...

 

История создания храма

Еще в начале XVIII в. Петр I щедро раздаривал отвоеванные у шведов земли близ Санкт-Петербурга своим сподвижникам и соратникам. В 1712 г. Петр I подарил деревню Мурино со старым шведским кабачком (всего 1325 десятин) барону Шафирову, участнику воинских походов Петра I и дипломату. Но в 1723 г. Шафиров попадает в опалу, Петр I ссылает его и издает указ: "...все Шафировские имения писать на государя". И в том же году Петр I пожаловал Мурино генерал-майору Дмитриеву-Мамонову.

В 1749 г. дочь Дмитриева - Мамонова продала деревню Мурино Роману Ларионовичу Воронцову за 1000 руб. (В имении 34 человека, из них мужчин — 22).

С этого времени и до 1917 г., около 170 лет, Мурино принадлежало старинный дворянский роду Воронцовых.

Герб рода графов Воронцовых

Внизу надпись: "SEMPER IMMOTA FIDES". Этот девиз переводится с латинского как " ВЕРНОСТЬ НИКОГДА НЕПОКОЛЕБИМАЯ ".

В середине XVIII в. было три ветви Воронцовых, идущие от трех братьев — Михаила, Романа и Ивана Ларионовичей. Самым выдающимся из них был Михаил Ларионович, канцлер при Елизавете Петровне. Он воспитал и вырастил трех государственных деятелей из детей Романа Ларионовича:

Александр — президент коммерц-коллегии, Семен — посол России в Англии на протяжении многих лет, Екатерина, в замужестве Дашкова, — первая женщина директор Петербургской Академии Наук и президент Российской Академии.

Роман Ларионович, человек предприимчивый, решив превратить Мурино в доходное предприятие, построил водочный завод, купил близлежащие земли, образовал деревни — Ручьи и Новая. Он очень долго не отделял своих сыновей и сделал это только по указу Екатерины II.

В 1774 г. — раздел имущества между сыновьями Семеном и Александром, в результате которого Мурино (3835 десятин) переходит во владение Александру Романовичу Воронцову.

Александр Романович (1741—1805) начал свою карьеру дипломатом в 1761 г. Сначала служил поверенным в Вене, затем посланником в Голландии, а позднее послом в Англии. Екатерина II в 1773 г. назначила его президентом коммерц-коллегии. Служа на этом посту, Александр Романович принес России большую пользу. Он укрепил и расширил торговые отношения со многими государствами, прежде всего с Англией, много ездил по стране с ревизией.

Современники отмечали его главные черты — твердость и смелость в защите своих убеждений, неподкупность, феноменальную работоспособность.

Должность Александра Романовича не позволяла надолго покидать Петербург, поэтому он деятельно занялся устройством своей загородной резиденции — Мурино. За 20 лет он совершенно преобразил имение и усадьбу, купил земли и людей, создал деревни — Гражданка, Рыбачья, Сторожня и Лаврики. Численность населения за время владения им Мурино увеличилась в десять раз.

В 1780 г. состоялась свадьба Семена Романовича Воронцова и Екатерины Алексеевны Сенявиной. Это был союз без расчета, по взаимной склонности.

Екатерина Алексеевна Воронцова (Сенявина) (1761—1784), дочь адмирала Алексея Наумовича Сенявина, любимая фрейлина Екатерины II. Брак Екатерины Алексеевны с графом Семеном Романовичем Воронцовым был с радостью встречен его отцом и всей родней Воронцовых. Старый граф уступил молодым "свой дом, приморские дачи и Муринскую фабрику со всеми ее доходами". Первые месяцы семейной жизни молодые провели в Мурино.

В 1782 г. родился сын Михаил, а в 1783 г. — дочь Екатерина. Графиня Екатерина Алексеевна сама кормила детей, что ставилось ее родными в пример другим, но поглощенная уходом за детьми, она пренебрегала собственным здоровьем.

В 1783 г. Семена Романовича Воронцова назначают на должность посланника в Венецию, куда он и уезжает со всей семьей. Зима была там чрезвычайно суровой и Екатерина Алексеевна заболела чахоткой и в 1784 г. (25 августа) умерла. Горе Семена Романовича было неутешным. Во всех осенних письмах 1784 года он просит брата увековечить память жены, построив церковь в Мурино, где они были так счастливы.

В 1785 г. Николай Александрович Львов (друг обоих братьев Воронцовых, сохранилась их переписка) приступает к проектированию церкви.

Николай Александрович Львов (1751—1803), был человек из породы Леонардо, Ломоносова, для которых увлеченность, страсть к познанию — высшая страсть в жизни. Он спроектировал и построил более 30 зданий разного назначения; переводил Палладио, писал стихи, басни; собирал народные песни, написал трактат о русском народном пении, либретто трех комических опер; занимаясь историей, обнародовал летопись XVIв.; усовершенствовал способ постройки зданий из земли (Приорат в Гатчине) и открыв школу у себя в имении, научил за 6 лет более 800 крестьян строить такие дома; открыл месторождение каменного угля в Боровичах; обследовал минеральные источники на Кавказе и спроектировал водные лечебницы; изобрел "воздушные печи", с помощью которых помещение не только обогревалось, но и проветривалось.

К 1785 году Н.А. Львов был уже известным архитектором, автором церкви Пресвятой Троицы ("Кулич и Пасха"), Могилевского собора, Невских ворот, почтамта и многих частных построек, в том числе выполнил некоторые работы в доме Воронцовых в Москве, следил за ремонтом их дома в Петербурге.

Проект церкви был завершен в 1785 году.

20 января 1786 г. А.Р. Воронцов обратился к митрополиту Гавриилу с просьбой дать разрешение на строительство церкви в Мурино, которое получил 2 мая 1786 г.

Строительство началось сразу, и в августе 1787 г. Н.А. Львов писал Семену Романовичу: "...сейчас еду в Мурино для окончания последнего свода на церкви, которая нынешним летом будет под кровлею".

По замыслу Н.А. Львова, Муринская церковь имеет некоторые архитектурные особенности — совмещение в одном здании четырех, расположенных по вертикали, различных по назначению частей:

Основные размеры здания:

длина с востока на запад - 20м,

ширина - 24,5м,

высота (с крестом) - 34м.

В интерьере церковного зала преобладают плавные полуциркульные линии, и иконостас был решен в форме полуротонды. Свет поступал только через небольшие окна в апсидах, поэтому в зале всегда было сумеречно, что отвечало представлению о храме — мавзолее с усыпальницей.

Вопрос о надстройке здания колокольней встал в процессе строительства. Вот почему для окончания работ потребовалось еще почти три года.

Семен Романович поначалу хотел перевезти в Мурино тело жены, поэтому торопил со строительством церкви. Но Екатерина Алексеевна была похоронена в Венеции, в греческой церкви св. Георгия, а в Муринской церкви никаких захоронений никогда не производилось.

В 1790 г. (14 февраля) Александр Романович Воронцов сообщил митрополиту Санкт-Петербургскому Гавриилу о готовности церкви и в этом же году она была освящена.

"... в мызе Мурино каменная церковь мною сего же февраля 17—го числа освящена, о чем Санкт — Петербургской духовной консистории сим почтительнейше и репортую".

Ключарь Петропавловского Собора Сергий Коноплев

В 1797 г. хозяином Мурино по завещанию Александра Романовича Воронцова, который не был женат и не имел детей, становится Семен Романович Воронцов. Он был хозяином лишь номинально, поскольку жил в Англии и умер там в 1832 г.

В 1832 г. Мурино по наследству переходит к Михаилу Семеновичу Воронцову. А в 1834 г. — Михаил Семенович Воронцов учредил в своих имениях майорат (система наследования, при которой все имущество нераздельно переходит к старшему в роде, считая женский пол после всех, даже младших сыновей. Когда имение переходит в руки женского пола, то муж владелицы с потомством не может иметь на оное право без принятия фамилии и герба графов Воронцовых)

Из указа М.С. Воронцова:

"...3. Имение не может быть ни закладываемо, ни продаваемо даже за долги казенные или частные, и никаким образом не может быть отчуждаемо в другие владения.

4. Не возбраняется отпускать на волю крестьян..."

Мурино вместе с деревнями Ручьи, Новая, Рыбачья, Гражданка, Сторожка, Лаврики вошло в состав майората.

После смерти Михаила Семеновича в 1856 г., Мурино в составе майората перешло во владение его сына Семена Михайловича. Он был бездетен, поэтому после его смерти майорат в полном составе наследует его сестра - Софья Михайловна, в замужестве Шувалова, и владельцами Мурино становятся ее дети, принявшие фамилию, герб и титул учредителей: старший сын - Павел Андреевич (1882 г.), затем Михаил Андреевич (1885 г.), а с 1903 г. — их старшая сестра Елизавета Андреевна. Таким образом согласно майорату имением Мурино вплоть до 1917 г. владели только потомки Воронцовых.

 

Из генеалогии рода Воронцовых. Владельцы Мурино

 

Примечание: в скобках указан год начала владения усадьбой Мурино.

 

В 1917 г. усадьба Мурино была национализирована советской властью. Владельцы усадьбы эмигрировали.

Трудные годы храма

В 1922 г. из церкви были изъяты ценности, запечатаны и доставлены в уездную комиссию по Муринской волости. (Из протокола заседания уездного комитета по изъятию церковных ценностей от 12.06.1922г.)

В 1938 г. 3 мая, в Радоницу, было последнее богослужение перед закрытием церкви. Настоятель прот. Илья (Илья Васильевич Попов) был переведен в Александро-Невскую церковь в Шувалово.

Вскоре исчезли архив церкви и ее иконы.

22 июля 1941г. Исполком Парголовского Райсовета принимает решение о ликвидации Екатерининской церкви в с.Мурино с использованием здания под клуб.

В военные годы здание служило наблюдательным пунктом и временным убежищем.

Война пощадила храм — уникальный памятник архитектуры.

Первыми арендаторами здания в послевоенные годы были Парголовская контора "Заготпункт" и Муринское сельпо, превратившие усыпальницу в склад соли, а алтарь — в место хранения моркови.

В 1968 г. Всеволожский райисполком принимает решение"О снятии с учета и сносе памятника архитектуры XVIII в. в селе Мурино".

Промыслом Божиим и заступничеством честных и добрых людей снос церкви не состоялся.

В 70-е годы новым арендатором непорушенной церкви стал Худфонд РСФСР, который разместил в ней Экспериментальный скульптурно-производственный комбинат. В результате было полностью утрачено внутреннее убранство храма вплоть до штукатурки, но зато появилась 10-метровая скульптура хоккеиста, занимавшая весь объем церкви.

За сохранение храма как памятника архитектуры XVIIIв. боролись многие организации. В 1986-87 г.г. началась добровольная помощь членов объединения "Мир", которые проводили субботники по уборке территории, починили кровлю, осуществили "вынос" скульптуры хоккеиста.

Возрождение

После многолетних усилий, на волне грядущей перестройки общества церковь, наконец, возвращают верующим.

В августе 1988 г. назначен исполняющим обязанности, а затем с 1 января 1990 г. утверждён настоятелем храма протоиерей Николай Тетерятников.

 

В еще полуразрушенном пустом храме зазвучали первые молитвы и сразу развернулись ремонтно - строительные, архитектурно - восстановительные, художественно - реставрационные и другие работы.

В первую очередь начались работы по обеспечению безопасности прихожан (аварийное удаление штукатурки, установка страховочной сетки под куполом и апсидами). Выщербленные колонны затянули белым материалом, по всему периметру церкви установили панели из оргалита, на которых разместились пожертвованные иконы. Были сооружены Престол и временный Иконостас.

Ко дню святой великомученицы Екатерины — престольному празднику, храм был готов к освящению.

Освящение храма

6 декабря 1988 года, вечером, состоялось освящение храма св. вмц. Екатерины митрополитом Ленинградским и Новгородским, ныне Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси АлексиемII. Владыка подарил храму икону св. вмц. Екатерины с надписью: "Сей святой образ вмч. Екатерины был вручён Митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию 25 ноября 1980 года Митрополитом Китроским Варнавой в городе Катарини, Греция, в память его служения в городе, носящим её имя."

С начала открытия церквей храм был освящен вторым в Санкт-Петербургской (Ленин-градской) епархии после собора Михаила Архангела в Ломоносове (21ноября 1988 г.)

После окончания юридических процедур и аварийных работ в 1988году весной наступающего 1989 года начались капитальные работы по восстановлению фасада и колокольни храма.

26 сентября 1989 года, накануне праздника Воздвижения Креста Господня, на купол храма был поднят новый позолоченный крест. Это было знамением победы над мраком прошлых, разрушивших храм лет. И по мере восстановления израненных кирпичных стен происходило медленное, но неуклонное исцеление ещё недоверчивых и все же тянущихся к Богу людских душ. Преображалась церковь, и набирал силу ручеёк влекомых к ней будущих постоянных прихожан.

Убранство храма

Церковь верующим была возвращена в полуразрушенном состоянии с полной потерей внутреннего убранства. Неоценимую поддержку оказали многие храмы и прихожане, пожертвовавшие иконы и церковную утварь.

С использованием документов, старых фотографий, чертежей, воспоминаний старожилов, предпринимаются усилия максимально приблизить интерьер храма к его первоначальному облику.

В 1990 г. написаны на парусах евангелисты — копии с икон Владимира Лукича Боровиковского для Казанского собора.

В 1994 г. в связи с 250-летием со дня рождения Семена Романовича Воронцова у поминального креста помещены гербы родов Воронцовых и Сенявиных.

В 1996 г. были восстановлены металлические решетки амвона и солеи (по последним фотографиям 1950-х гг).

В 1996 г. написан запрестольный образ "Воскресение" копия с эскиза Карла Павловича Брюллова для храма Христа Спасителя в Москве легла в основу при написании этого образа.

В 1997 г. к празднику Рождества Христова установлена алтарная преграда, восстановленная по чертежам и рисункам, выполненным Н.А. Львовым. После этого встала задача дальнейшего написания икон в иконостасе, которые по историческим свидетельствам принадлежали кисти В.Л. Боровиковского. Этот известный художник был многолетним другом и соратником архитектора Н.А. Львова в создании интерьера новых храмов.

Известно из последней описи 1919 года, какие были образа в иконостасе. Велись поиски этих сюжетов прежде всего в иконах Боровиковского или у художников его времени. С этой целью было изучено большое количество материалов о жизни и творчестве художника.

Местонахождение образов для иконостаса церкви в Мурино неизвестно, сказано в самом полном исследовании творчества художника (Т.В. Алексеева — В.Л. Боровиковский и русская культура на рубеже 18-19 веков. М. Искусство,1975)

Поиски привели в фонды Русского музея. Для нашего иконостаса были подобраны образа, написанные В.Л. Боровиковским и художниками того времени Шебуевым, Варнеком, Брюлловым и другими.

В 1997 году к празднику Покрова Пресвятой Богородицы на Царских Вратах установлены иконы Благовещения и евангелистов — копии с икон А.Г. Варнека на Царских вратах церкви св. вмц. Екатерины при Академии художеств.

В 1997 г. ко дню Святой Пасхи выполнена “Тайная вечеря” — копия с иконы работы В.К. Шебуева из иконостаса церкви св. вмц. Екатерины при Академии художеств.

 

В 1998 году были написаны иконы для иконостаса:

"Богоматерь с младенцем" — копия с иконы работы неизвестного художника 1-й четверти XIXв., поступила в 1997году в Русский музей из православной церкви Воронцовского дворца (Пажеского корпуса).

"Христос — Вседержитель", копия с иконы, приписываемой Боровиковскому, в церкви Архангела Михаила при Русском музее.

Образа Архангелов Гавриила и Михаила для северных и южных дверей иконостаса.

Эти иконы, написанные В.Л. Боровиковским в 1790 году (год освящения нашего храма), были найдены в г.Могилеве, где были сделаны с них копии.

“Святые Апостолы Петр и Павел”копия с иконы работы неизвестного художника середины XIX века.

"Святая Екатерина" — копия с образа работы В.Л. Боровиковского для Казанского собора.

 

Часовня

В 150м юго-восточнее церкви стоит часовня, возвращенная церкви.

Часовня была построена в 1882 г. на пожертвования крестьян в память мученической кончины Александра II, "чтобы ежегодно 1-го марта в церкви совершалась заупокойная литургия, а потом в часовне — панихида, в память почившего Монарха".

Позднее перед часовней был установлен памятник императору Александру II.

Как и церковь, часовню постигла варварская участь: был снесен шатер, глава с крестом, исчез памятник Александру II, а в здании расположилась керосиновая лавка.

В 1997 г. здание часовни было восстановлено.

 

" Дом бо Мой дом молитвы наречется " (Ис.56,7)

Ежедневно двери храма открыты с 9 до 18 часов. Божественная Литургия начинается в 9 часов, Всенощное бдение — в 17 часов (по расписанию).

Клир храма состоит их 3 священников, 1 диакона и 1 псаломщика.

Каждый день служатся молебны о здравии, панихиды по усопшим, отпевания. В 12 часов совершается Таинство Крещения, а в разрешенные дни по предварительной записи — Таинство Брака.

Архиерейское приумножение радости наших праздников

12 февраля 1989 г., в праздник Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, первую архиерейскую литургию после освящения храма совершил митрополит Ленинградский и Новгородский, ныне Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

7 декабря 1989 г. — Престольный праздник храма возглавил епископ Арсений.

7 декабря 1990 г., 200 - летие храма Престольный праздник возглавил приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн.

7 декабря 1993 г.— Престольный праздник возглавил Преосвященнейший Симон, епископ Тихвинский, викарий Санкт-Петербургской епархии.

7 декабря 1995 г.Престольный праздник возглавил Преосвященнейший Симон, временно управляющий Санкт-Петербургской митрополией.

1 декабря 1996 г. архиерейскую литургию совершил Высокопреосвященнейший Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.

6 мая 1998 г., в день св. вмч. Георгия Победоносца, митрополит Владимир совершил божественную литургию. Настоятель храма протоиерей Николай Тетерятников был награжден орденом св. Сергия Радонежского III степени.

7 декабря 1998 г.Престольный праздник возглавил Преосвященнейший Константин, епископ Тихвинский, викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт - Петербургской Духовной Академии и Семинарии.

6 июня 1999 г. — архиерейское богослужение митрополита Владимира. Награждение настоятеля храма протоиерея Николая Тетерятникова митрой.

 

 

“...паси агнцев Моих...” (Ин. 21,15) — заповедь, данная Спасителем апостолу Петру и в его лице служителям Церкви Христовой на все времена.

Обращенная в мир жизнь прихода

С 1989 г. прот. Николай Тетерятников опекает психиатрическую специальную больницу со строгим наблюдением на ул. Арсенальной, д.9, где больничная палата была переоборудована в домовую церковь в честь Покрова Божией Матери и 13 октября 1995 г. освящена.

К 2000 г. свыше 500 человек (из них половина обвиняются в убийстве) хотя бы один раз встретились со священником. 158 человек крещены.

В последние годы установилась и поддерживается постоянная связь с Воронцовским обществом. Настоятель храма прот. Николай Тетерятников вместе с хором участвовал в конференциях общества в г. Санкт-Петербуре, в г. Выборге.

Приход находится в постоянном контакте с полком МЧС в Мурино и другими воинскими частями района (в Буграх, в Лехтуси): дни Присяги проводятся с участием священников нашего храма; для военнослужащих организуются беседы о православии с участием церковного хора.

Проводились беседы - концерты в больнице Академии Наук на пр.Тореза, в школе-интернате для детей-инвалидов на пр.Непокоренных, в доме-интернате для участников ВОВ в п.Свердлова, в областном наркологическом центре в Ново-Девяткино и в школах в Кузьмолово и Ново-Девяткино.

В памятные дни Победы и снятия блокады проводятся концерты для ветеранов и участников Великой Отечественной войны.

Освящение Памятного Креста в честь 2000-летия от Р.Х., и 55-летия Победы в ВОВ, во славу памяти защитников "Дороги жизни".

 

“...пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие” (Лк. 18,16)

Следуя традициям древней церкви, прихожане нашего храма поют Евхаристический канон все вместе, взрослые и дети, — одно дыхание, продолжающееся в грядущих поколениях. И эти подрастающие духовно члены завтрашней церкви воспитываются в трех группах воскресной школы, открытой в 1994 году.

В основном здесь изучают церковный Устав, Священную историю Ветхого и Нового Заветов, учатся осмысленной молитве, постигают основы церковного пения. Соответственно возрасту используются пособия, рисунки. Дети принимают участие в праздничных спектаклях на Рождество Христово и Пасху, поездках по монастырям и храмам нашей области, окрестностям Новгорода и Пскова.

Мальчики поочередно прислуживают в алтаре.