Несколько поколений детей выросли в нашей стране без отцов (в силу известных причин). И Гоша - как раз такой вот двоящийся образ: с одной стороны - в меру брутальный и безмерно очаровательный мужчина. С другой - ранимый и беззащитный мальчик, испугавшийся, что его сейчас разоблачат в его ненастоящей мужественности.
Мужчина, который всю жизнь конкурирует с женщиной, но жутко не уверен в своей состоятельности, из-за чего постоянно педалирует свою принадлежность к мужчинам. Это ведь как раз характерно для мальчиков, выросших без папы, не впитавших вообще никакой модели мужского поведения в родительской семье. Мама выполняла для него и роль отца тоже.
Поэтому, даже в сорок лет он никак не может выйти из этого противостояния с ней: не может встать вровень с отцом, чтобы доказать себе - я такой же мужик, как и папа. Потому что папой для него была мама. И любой женщине, в которой он видит намек на властность, или хотя бы самодостаточность, он тоже начинает противостоять "на автомате". А если уж женщина реально крутая и властная, тогда вместо противостояния у героя включается группа мышц, управляющая бегством.
Конечно, трудно не закомплексовать, когда оказывается вдруг, что твоя женщина - директор крупного завода. Но там фильме ведь не про комлексование. Там - про полный отказ от контакта с женщиной, стоящей выше героя по социальной лестнице. Избегание. Паника. Уход на нелегальное положение.
И, надо сказать, этот его импульс небезоснователен. У героини Алентовой тоже - серьезные проблемы с женственностью. Она умеет либо командовать, либо - подчиняться по-детски. Зрелой, уверенной женской позиции у нее не сформировалось. Лишь "тетя-командир" - чтобы выжить. И - беспомощная девочка, которую эта "тетя-командир" защищает.
Один раз ее жестко бросили - и всё. Теперь это либо "железная леди", жестко выдерживающая дистанцию. Либо - заплаканный испуганный ребенок, которого в очередной раз могут бросить. С такой женской комплектацией мужчине придется ой как нелегко. Особенно, такому вот, обаятельному взрослому мальчику, привыкшему конкурировать с любой женщиной, хотя бы на социальный миллиметр приподнявшейся выше его вечно уязвленной мужской части.
И кстати, в возвращении Гоши к Катерине я не вижу хэппи энда. Если уж на стадии конфетно-букетного периода у них вскрылись столь серьезные проблемы, тогда дальше все будет только усугубляться. И сумеют ли они притереться друг к другу так, чтобы мир в семье не был за счет унижения одного из супругов - большой вопрос.
Женщина-то всю жизнь - одна. Привыкла опираться только на себя и не доверять мужчинам. Сколько же это ей нужно внутри себя поменять, чтобы начать вести себя с любимым мужчиной по-женски, мягко и принимающе? И сколько нужно поменять в себе Гоше, чтобы перестать дергаться из-за любого проявления жесткости (а она же к ней ох как привыкла) в любимой женщине?
Короче, после этого "хэппи энда" Гоше еще только предстоит стать зрелым мужчиной. Как и Катерине - зрелой женщиной. Но вот как раз про это кина-то и нету. Увы.