| Цитата: aleksandrvostrodymov ГОТОВЫЕ ОТВЕТЫ Постоянно слышу жалобы священников на свою паству, что Библию и духовную литературу никто не читает, вероучение не знают, паникуют от любого суеверного страха (ИНН, штрих-код, стерилизация лжицы и т.п.), верят в каких-то аферистов, выдающих себя за великих старцев, а интересуются только тем, куда поставить свечку, чтобы квартиру поудачнее продать. Пастыри неустанно наставляют несмысленных верующих: «На Пасху нельзя на кладбище ходить, ибо это язычество, а надо ходить на Радоницу». «Со своими свечами нельзя приходить в храм». «Перед соборованием обязательно надо прийти на исповедь». «Богоявленская вода ничем не отличается от крещенской». «Одна капля святой воды освящает целую бочку обычной воды». «Чтобы достойно причаститься Св. Тайн необходимо: 1) поститься в течении трех дней, 2) воздерживаться от супружеской близости, 3) помимо ежедневных утренних и вечерних молитв вычитать положенное правило (три канона и правило к причащению), присутствовать на вечернем богослужении, с полуночи ничего не есть и не пить, исповедаться, отстоять литургию. Затем вычитать (выслушать) молитвы по св. причащении и пребывать оставшийся день в чистоте, воздержании и немногословии. «Причащаться положено не реже чем раз в месяц, но не чаще, чем раз в неделю». «Никаких молитв кроме положенных утренних и вечерних без благословения священника читать нельзя». «Христианину можно читать только те книги, на которых стоит гриф издательского совета РПЦ». Ну, и прочие готовые 100500 ответов на все интересующие паству вопросы. Так почему же наши прихожане такие недалекие? Почему они ничем не интересуются? Библию почему не читают? А зачем им искать ответы в книгах, когда батюшка сам все разжует, переварит, и отрыгнет прямо в клюв, как птица своим птенчикам? Готовые ответы отучают нас думать, искать ответы в книгах, людях, Боге. На праздники проповедники пересказывают благочестивые предания о празднуемом событии или святом, совершенно не отягощая внимающих ему объективным историческим контекстом и богословским обоснованием. (Продолжение в комментариях).
ПРОДОЛЖЕНИЕ А потом где-нибудь в беседе нашей благочестивой прихожанки с протестантом она как неоспоримый аргумент в защиту иконопочитания выкладывает предание об Эдесском царе Авгаре. Или преподносит апокриф о трехсотлетнем старце Симеоне. При этом очень возмущается, когда над ее аргументами смеются внешние. Внутренние, те привыкли жить в мире благочестивых преданий, любое сомнение в которых считается лютой ересью и пресекается на корню. При этом обычно батюшки оправдываются, мол, паства не готова к пониманию богословских глубин, их многое может смутить, а о внешних нам нечего заботиться, «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин 6:44). Но почему же у тех же протестантов обычные бабушки, часто, как и у нас, пришедшие к вере уже лишь выйдя на пенсию, знают Писание несравненно лучше подавляющего большинства наших прихожан? Неужели наши бабушки глупее тех, что идут к баптистам? Может просто это мы такие ленивые? Ведь если вместо того, чтобы давать готовые ответы, учить свою паству думать и искать ответы самим, воспитывать навыки критического мышления, не мешать им сомневаться, то пастыря придется отвечать на гораздо более сложные вопросы, нежели какую икону поцеловать, чтобы голова перестала болеть. Тут обычных семинарских знаний на троечку будет маловато. Батюшка-троечник вряд ли заслужит авторитет у образованной паствы. Тогда и священникам придется учиться вместе с прихожанами, больше читать, слушать лекции, спорить, обсуждать, искать ответы. Трудно выходить из зоны комфорта. Ведь так нам здесь хорошо. «Ну что же — небо? — пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!» (с). А даже если и что-то не хорошо, то мы все равно уже привыкли. Поропщем на деспотичных архиереев, глупых прихожан, жадных спонсоров и снова станем пересказывать с амвона елейные предания о том, как святые в детстве по средам и пятницам грудь у матери не брали, в умывальниках на бесах в Иерусалим летали и пудовые вериги носили.
ОКОНЧАНИЕ Хотите, чтобы ваши дети росли идиотами – давайте им на все готовые ответы, пресекайте в них любое сомнение, пусть они будут на 100 % убеждены в вашем всезнайстве. Как сказал один знакомый епископ: «А вы не думайте, думают дураки». Но по мне, лучше иметь несколько умных друзей, чем армию послушных рабов. | |