Православный форум ХРИСТИАНОС http://priest.ru/forum/ |
|
Акафист Поясу Богородицы http://priest.ru/forum/viewtopic.php?f=55&t=2320 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | прот. Сергий [ 15 сен 2015, 20:45 ] |
Заголовок сообщения: | Акафист Поясу Богородицы |
Как говорит один мой приятель, не высказываю мнение, но оно есть... Икос 6: Свет сияющий зряшеся пояс Твой святый, внегда принесеся во остров Тира, отонудуже со благоговением многим во Обитель Твою сей принесоша, поюще Твое промышление и радостию вопиющи: Радуйся поясе Богородицы, радуйся Ватопеду слава. Радуйся егоже осеняет благодать Духа Святаго, радуйся егоже похваляет народ христоименитый. Радуйся чредо всечестная дарований небесных, радуйся песнопение непрестанное монахом и постником. Радуйся яко струи исцелений точиши, радуйся яко пламень страстей угашаеши. Радуйся честное Чистыя препоясание, радуйся всем верным спасение. Радуйся света заре облистающая, радуйся страстей уставляеши пагубу. Радуйся поясе пречестный. http://www.pemptousia.ru/2011/12/agiaszonis_akafist/ |
Автор: | Dmitry Stepanov [ 15 сен 2015, 20:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Акафист Поясу Богородицы |
Это тот случай (один из многих), когда нардное творчество являет собой ревность и радость не то что не по разуму, а совсем без разума, без понимания того, что они вообще воспевают и как. |
Автор: | Dmitry Stepanov [ 15 сен 2015, 20:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Акафист Поясу Богородицы |
Не могу не привести выдержки из книги "Православие" митр. Илариона Алфеева: В связи с широким распространением молебнов и акафистов необходимо отметить следующее. Практика повсеместного и ежедневного служения молебнов и акафистов получила распространение в Русской Церкви в последние полтора-два столетия. В отличие от труднодоступных для понимания византийских гимнов, тексты, используемые на молебнах и акафистах, не требуют ни особых интеллектуальных усилий, ни специальной богословской подготовки для понимания: они просты по содержанию и легко усваиваются. Это в значительной степени и явилось причиной их популярности в народной среде. По сути, молебен — это утреня, из которой исключены все наиболее сложные для понимания тексты. Ведь если наиболее богословски насыщенными элементами утрени являются стихиры и каноны, то на молебне, как правило, стихиры вообще не исполняются, а от канона оставлены лишь припевы. Почти повсеместное распространение молебнов в Русской Церкви свидетельствует о развитии литургического благочестия в сторону смыслового упрощения с заменой более древних, продолжительных и сложных текстов более простыми, краткими и доступными. Подобные процессы происходили в разные эпохи в протестантизме и католицизме, где на смену древним, наполненным богословским содержанием богослужебным текстам приходили более доступные для понимания хоралы, секвенции и канты. В Католической Церкви последним этапом процесса обеднения и упрощения богослужебного обряда стала литургическая реформа II Ватиканского Собора. В протестантизме же подобная реформа была проведена в самый момент его зарождения. И в том и в другом случае богатством богословского содержания пожертвовали ради понятности, доступности богослужения. Но богослужение в значительной степени перестало быть школой богословия и богомыслия, оно осталось в лучшем случае лишь школой благочестия. Широкое распространение акафистов также связано с ослаблением интереса к литургии и другим уставным службам. Православный Типикон знает лишь один акафист — тот, который исполняется в субботу пятой недели Великого поста. По образцу этого акафиста были в свое время составлены для домашнего употребления другие замечательные акафисты, например Иисусу Сладчайшему и святителю Николаю. Однако в XVIII и XIX веках появилось немало акафистов, посвященных святым или отдельным иконам Божией Матери. Некоторые из этих акафистов написаны на невысоком богословском и литературном уровне. Богословие в них заменено благочестием, а богомыслие «богоглаголанием». В среде верующих Русской Православной Церкви раздаются голоса, призывающие к реформе православного богослужения, к тому, чтобы сделать богослужение более доступным. Но если доступность богослужения будет достигаться за счет дальнейшего изъятия из обихода уставных богослужебных текстов и замены их на произведения народного творчества, то такая реформа вряд ли принесет добрые плоды. Речь должна, вероятно, идти не столько о «реформировании» богослужения, сколько о возвращении его в рамки церковного Устава, с тем чтобы вернуть верующему возможность приобщаться к сокровищнице православного богословия и богомыслия, содержащейся в уставных богослужебных текстах. И, прежде всего, необходимы усилия для того, чтобы в сознании православных христиан Божественная литургия вновь заняла то центральное и единственное место, которое ей — и только ей — принадлежит по праву. http://www.pravoslavie.by/page_book/mol ... osluzhenie |
Автор: | прот. Сергий [ 15 сен 2015, 21:02 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Акафист Поясу Богородицы | |||||||||
Так это как бы и не народное творчество. На сайте пишут, что: Творение самого известного и плодотворного писателя церковных служб XX века, монаха Герасима (Грэкас) Микраяннанита (1905-1991), насельника Священного Скита Малой Святой Анны. Этот афонский подвижник и Гимнограф Вселенской Патриархии – автор бесчисленного множества церковных служб и гимнов. Могу себе представить, что этот Грэкас понаписал окромя сего акафиста. Ехал Грэкас через рэкас... |
Автор: | прот. Сергий [ 15 сен 2015, 21:03 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Акафист Поясу Богородицы |
"Наследие его пера составило 47 томов, по 750-800 страниц каждый." Жесть... |
Автор: | Dmitry Stepanov [ 15 сен 2015, 21:21 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Акафист Поясу Богородицы |
Это означает, что писать много - не значит писать хорошо. Да и где ему было богословское образование получать? на Афоне? Мне вспоминается история об архиеп. Василии Кривошеине во время его пребывания на Афоне: "Только потом владыке Василию было разрешено работать в библиотеке, и он пришел к библиотекарю. Библиотекарь был некультурный, в библиотеке был страшный беспорядок. Когда выпадали страницы из рукописей, он просто складывал их в угол. И вот он говорит владыке Василию: «Что тебе надо?» — «Да вот меня благословили работать в библиотеке». — «Это хорошо, вот тебе метла — чистить». — «Да нет, я хочу рукописями заниматься». — «Так это же не работа!» Потом уже он работал там без метлы, над рукописями" (http://predanie.ru/lib/book/161920/). И акафисты все равно рассчитаны на массовое не-думающее благочестие, при их составлении в большинстве случаев не учитывались богословские ограничения. |
Автор: | прот. Сергий [ 15 сен 2015, 21:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Акафист Поясу Богородицы |
С акафистами вообще беда. Мы уже как-то затрагивали эту тему. |
Автор: | Судислав [ 15 сен 2015, 21:38 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Акафист Поясу Богородицы | |||||||||
Разве акафисты - это не обращения к святым? |
Автор: | прот. Сергий [ 15 сен 2015, 21:45 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Акафист Поясу Богородицы | |||||||||
Это могут быть акафисты и Господу и Богородице и святым. Существует только один исключительный случай - акафист Честному и Животворящему Кресту Господню. И уже он кажется мне не совсем корректным. |
Автор: | Dmitry Stepanov [ 15 сен 2015, 21:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Акафист Поясу Богородицы |
Отец Герасим из Малой Анны в благочестивой семье Иоанна и Афины Грекасов, получил начальное образование в родном селе, в школе, основанной св. Космой Этолийским. Затем учился в гимназии в Афинах и одновременно посещал храм при духовной школе имени братьев Ризари, в которомом служил свт. Нектарий Эгинский, еп. Пентапольский († 1920). С ранних лет имея призвание к монашеской жизни, в 1924 г. Анастасий тайно от родных удалился на Св. Гору. Там он поселился в каливе св. Иоанна Предтечи, относившейся к Малому скиту св. Анны, поэтому и стал называться Микраяннанитом, что значит монах из скита Малой Анны. В каливе он поступил в послушание к иером. Мелетию Иоаннидису, происходившему из Малой Азии. В первые годы жизни на Афоне Анастасий познакомился со мн. святогорскими подвижниками...Пройдя необходимый искус, он принял монашеский постриг с именем Герасим http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=507 Ну, откуда тут ему знать, что нельзя обращаться к материальной святыне со словами, которые подобают Одному Богу? Он всю жизнь, еще со школы, слушал византийские витиеватые восхваления... И потом просто сочинял как вольный поэт... |
Автор: | прот. Сергий [ 15 сен 2015, 22:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Акафист Поясу Богородицы |
Как-то я уже писал, что творения нынешних отцов-афонцев довольно странные. Взять хотя бы монаха Симеона Афонского с его "Девятью словами". |
Автор: | Молоко [ 15 сен 2015, 23:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Акафист Поясу Богородицы |
То есть он пишет акафист поясу? Я же ничего не путаю, с глазами у меня нормально? |
Автор: | прот. Сергий [ 15 сен 2015, 23:05 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Акафист Поясу Богородицы | |||||||||
Он его не пишет, уже написал. И помер довольно давно. |
Автор: | прот. Сергий [ 15 сен 2015, 23:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Акафист Поясу Богородицы |
Весь текст: |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |