Отец Алексей Уминский. Большое интервью на Правмире.
Открыла тему, потому что вопрос исповеди один из волнующих вопросов многих воцерковленных людей. Недавно моя знакомая бабуля (уж к 80 дело не меньше) сухонькая, легонькая как перышко мне говорит: "Не умею я, Людмила, исповедаться. Не знаю, что говорить". Живет одна (смеется - поругаться не с кем), каждый день, каждое богослужение в храме, причащается часто, телевизор не смотрит. Молитвослов, Евангелие - вот что и читает. Поговорили мы с ней о помыслах, повздыхали. Иди, говорю, с батюшкой о том же поговори... А тут вот наткнулась на интересный мысли отца Алексея.
Многие считают, что человек, который давно в Церкви и живет напряженной духовной жизнью, должен исповедоваться часто.
— Я не могу согласиться, что духовная жизнь и исповедь напрямую связаны. У кого-то — да: бывает, что у человека так устроена его душевная и духовная сфера, что ему, допустим, раз в неделю просто необходимо подойти к священнику на исповедь. Но это личностные особенности, а не непреложное правило.
Исповедь как Таинство с ежедневной духовной жизнью не связана никак. Человек каждый день дышит, каждый день смотрит, каждый день слышит, каждый день встречает большое количество разных людей. И эти люди в нем вызывают кто раздражение, кто улыбку, кто равнодушие, кто симпатию, а иногда и блудное разжжение. И что теперь — из дома не выходить? Или каждый день идти на исповедь и рассказывать все это?
Нет, просто нужно каждый день следить за своими чувствами, следить за своим умом, жить в том, что святые отцы называли самоукорением. Почувствовал что-то нехорошее в себе — скажи себе об этом.
Я, например, когда еду в машине, часто сталкиваюсь с ситуацией, когда передо мной пытается протиснуться какой-нибудь черный джип или «мерседес». И у меня такая реакция: не пущу тебя, буржуя, — вставай в очередь и стой, как все. И в это время я понимаю, что во мне говорит пролетарское сознание — этакое чувство классовой вражды по отношению к большим черным машинам. Да, иногда бывает у меня такое, но я могу себе сказать: «Ты что, с ума сошел?! Он человек. Тебе трудно ему дорогу уступить? Пропусти его». И я себе это говорю каждый раз, когда такой момент возникает. С этим необязательно ходить на исповедь, ты сам себя можешь урезонить. Нужно себя исправлять, нужно над собой работать, нужно над собой задумываться.
А для исповеди нужно созревать, это не что-то повседневное. Это как закваска евангельская — она должна взойти в тебе. Ты после исповеди должен почувствовать, что наконец-то изменился. Такие исповеди бывают не каждую неделю и, может быть, не каждый месяц, а несколько раз в год. (вот мне это очень как-то запало! - Мила)
А по поводу того, что нельзя без исповеди причащаться… Священники ведь многие служат и причащаются каждый день, а исповедуются кто-то часто, а кто-то совсем не часто. И они не из другого теста — они такие же люди. Меня когда сердце зовет на исповедь, тогда я исповедуюсь. А грешу я каждый день — и слышу разные слова, и чувствую неприятные вещи, но стараюсь как-то не позволить себе внутренне с этим согласиться. Мне кажется, что каждый человек, не только священник, может так к своей исповеди отнестись.
— На это приводится довод о том, что, если тебе не надо регулярно исповедоваться, ты в самом себе перестаешь замечать грехи.
— А потом тебе так плохо от всего этого, что ты опять все прекрасно понимаешь и замечаешь… С тобой обязательно что-то такое случается, что ты говоришь себе: «Господи, до чего же я дошел!» Но это не значит, что если ты будешь каждую неделю исповедоваться, то будешь каждую неделю от своих грехов избавляться и с тобой этого никогда не произойдет. Нередко человек говорит что-то на исповеди, как бы снимая с себя ответственность за поступок. И он его совершает вновь и вновь, а потом опять исповедуется в нем. Но смысл ведь не в том, чтобы сказать, а в том, чтобы с собой побороться.
Как это нечего говорить? Надо только покопаться в себе, а для этого нужно подготовиться к исповеди и выписать "свои добрые дела" на листочек. А если подойти вот так спонтанно, то конечно говорить будет нечего, потому что впадаем в ступор, по крайней мере я так делаю
Есть такая книга: "Грехи записала, а раскаяния нет", очень рекомендую. Заказывала по интернету, опасалась (из-за названия), что в мусорку полетит, но была приятно удивлена.
_________________ Единственное, что следует делать за спиной у человека - это молиться за него!
Как это нечего говорить? Надо только покопаться в себе, а для этого нужно подготовиться к исповеди и выписать "свои добрые дела" на листочек. А если подойти вот так спонтанно, то конечно говорить будет нечего, потому что впадаем в ступор, по крайней мере я так делаю
"А для исповеди нужно созревать, это не что-то повседневное. Это как закваска евангельская — она должна взойти в тебе. Ты после исповеди должен почувствовать, что наконец-то изменился". отец Алексий Уминский.
Записать, что я в очередной раз тщеславилась или застряла в осуждающем помысле, можно. Но ведь для этого у нас есть утреннее и вечернее (особенно!) правило. Как-то давно я услышала от одного священника, что грешить делами воцерковленный человек, как правило, не может. Иначе какой же он воцерковленный. Ну, другой уровень уже. Ты можешь представить часто приступающего к Чаше человека, который что-то может своровать, наблудить и т.п. ? Может! Но это будет для него катастрофой, таким падением, что он на коленях приползет в храм... Чем грешим в основном - помыслами, чувствами. Да, словом, может быть, но все-таки язык как-то удерживать учишься. Так что на уровне помыслов чаще всего... А эта борьба на всю оставшуюся жизнь. Но мы же не в монастыре, чтобы каждый вечер у своего духовника-старца открывать помыслы... не поучается так у нас, мирян. Потому приходские батюшки и советуют, следи за собой, почувствовал - свалился в осуждение, злорадство, в тщеславие и т.п. - встань на коленки перед Крестом, поведай Богу. А вот , когда, взойдет в тебе, как сказал отец Алексей, закваска - "не могу с этой гадостью в себе жить, надо выравть это из сердца" - тогда это покаяние, это катарсис, а не вымучивание себя - чтоб сказать, чтобы пройти к причастию. Вот мне так кажется.
_________________ "Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21
все правильно, Мила, но есть и другие мнения, как-то: мы же каждый день умываемся, так же и с исповедью
А разве на коленка перед Богом с "разбором полетов" за прошедший день не умывание? Конечно, есть другое мнение. Отец Алексей пишет: У кого-то — да: бывает, что у человека так устроена его душевная и духовная сфера, что ему, допустим, раз в неделю просто необходимо подойти к священнику на исповедь. Но это личностные особенности, а не непреложное правило.
_________________ "Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21
так, вроде, никто и не загоняет на исповедь раз в неделю? "разбор полетов" это хорошо, но вот власть освобождать от грехов есть у священников...
Как правило считается, что исповедь обязательна перед причащением. Хочешь причащаться за каждой Литургией, иди каждый раз на исповедь, даже если ты был на исповеди вчера, а со вчерашней службы до сегодняшнего утра просидел над научной работы с перерывом на еду и чтения Последования. Слава Богу, теперь появилась практика , когда духовник благословляет подходить к Чаше без исповеди... Галя, отец Алексей все сказал, что мне хотелось услышать. Если для вас это не важно, я не настаиваю. У меня болезненное отношение к этому вопросу обусловлено... ну, впрочем, это не важно...
_________________ "Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21
Зарегистрирован: 23 мар 2014, 21:04 Сообщений: 5369
Вероисповедание: ортодокс христианин
10 апр 2018, 20:43
Re: Еще раз об исповеди
Мила писал(а):
Как правило считается, что исповедь обязательна перед причащением. Хочешь причащаться за каждой Литургией, иди каждый раз на исповедь, даже если ты был на исповеди вчера, а со вчерашней службы до сегодняшнего утра просидел над научной работы с перерывом на еду и чтения Последования. Слава Богу, теперь появилась практика , когда духовник благословляет подходить к Чаше без исповеди... Галя, отец Алексей все сказал, что мне хотелось услышать. Если для вас это не важно, я не настаиваю. У меня болезненное отношение к этому вопросу обусловлено... ну, впрочем, это не важно...
И где такая практика что без исповеди к причастию? Тут на форуме довольно часто приходится слышать что проблема найти этого самого духовника, а тут как причастие так "духовник без исповеди благословил". А врать на исповеди выдумывая грехи чтобы причастися потом тоже духовники благословляют?
_________________ – Что мы можем? Только плакать, – Тихо старец отвечает. – Чада мiра, чада мрака В Православие играют.
И где такая практика что без исповеди к причастию? Тут на форуме довольно часто приходится слышать что проблема найти этого самого духовника, а тут как причастие так "духовник без исповеди благословил". А врать на исповеди выдумывая грехи чтобы причастися потом тоже духовники благословляют?
В Греческой Православной Церкви без исповеди к причастию. Священник, у которого постоянно исповедуешься, может допустит к Причастию без исповеди, если она была совсем недавно.
Крымский, а Вы откуда знаете, что люди на исповеди говорят и врут они или нет?
_________________ Единственное, что следует делать за спиной у человека - это молиться за него!
Последний раз редактировалось Галина Ларсен 10 апр 2018, 21:07, всего редактировалось 1 раз.
Хочешь причащаться за каждой Литургией, иди каждый раз на исповедь, даже если ты был на исповеди вчера, а со вчерашней службы до сегодняшнего утра просидел над научной работы с перерывом на еду и чтения Последования.
Мне кажется, Вы сами себе "правила" придумываете. Частоту исповеди и причастия, так же как и причастие без исповеди надо все-таки обсуждать со священником, у которого исповедуешься, а не черпать из общих публичных высказываний в итернете, прессе итд. Все разные, духовное состояние у всех разное.
А вот, кстати, тот же священник Алексий Уминский в своей книге "Тайна примирения":
"Многие священники, даже митрополит Антоний Сурожский, выступают против частой исповеди, считая, что можно приходить на исповедь раз в месяц, а то и реже, и что в этом случае человек, по крайней мере, придет с покаянием, сможет себя оценить, осознать свою греховность и будет каяться более глубоко. Если встать на такую точку зрения, то может показаться, что то же самое можно сказать и о Причастии: если человек будет причащаться редко, то он будет причащаться достойно. Некоторые священники, не допуская людей до частого Причащения, аргументируют это именно тем, что Причастие становится формальностью. Трудно согласиться с таким мнением. Общение с Богом, если оно истинное, не может быть формальностью, будь то в Таинстве покаяния, в Таинстве причащения или в молитве. Формальным оно может стать само по себе, и зависит это не от того, часто или нечасто человек приступает к Таинству, а от того, как он к нему относится: насколько глубоко он понимает смысл исповеди или смысл своего участия в Литургии, насколько он вообще живет духовной жизнью. Если человек горит сердцем и живет духовной жизнью по-настоящему, то ничего формального в его отношениях с Богом быть не может. В современном мире для большинства новоначальных христиан частая и подробная исповедь является важнейшим моментом катехизации, возможностью услышать от священника ответ на вопросы, необходимые для духовного становления. А можно приходить на исповедь раз в год, перед Великим Четвергом, как это, к сожалению, часто и происходит, но совершенно не видеть своих грехов. Но если же человек желает честно на себя взглянуть, то покаяние пробуждается в нем как естественная потребность. Грех пугает, и если человек не может, не хочет с этим жить, то ноги сами несут скорее его на исповедь. Как же он будет ждать целый месяц? Как только почувствовал, что тебя уязвил грех, беги скорее к врачу. А чем больше времени проходит, тем бесчувственнее становится душа. Состояние окамененного бесчувствия и происходит от того, что человек находит для себя возможность терпеть греховную уязвленность, отложить возможность покаяния. Вспоминается блаженный Августин, который, будучи еще грешником, молился: «Господи, спаси меня, но только не сейчас». Именно уязвленность грехом должна подвигать человека тут же бежать на исповедь, сразу просить помощи и духовного совета у духовника. Возможно, человек и не может за неделю принести серьёзных плодов покаяния, но он все время должен быть в пути."
_________________ Единственное, что следует делать за спиной у человека - это молиться за него!
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения