Кто нибудь читал эту книгу ? Проф. А.И.Осипов критиковал старца Порфирия. Говорил, что он в прелести. Ознакомившись с этой книгой, я пришел к выводу, что профессор был не прав. Во как !
А на какие моменты обратил внимание Алексей Ильич, говоря о его прелести?
Типа того, что старец говорил не бороться со страстями, а надо лишь любить Бога. Из его слов выходит, что статец призывает оставить аскетические подвиги и просто по-сектантски любить Бога. Однако на самом деле старец как раз таки был суровым аскетом, исцелял людей от рака, сам же молил Бога даровать ему смерть от этой болезни. Что в итоге и случилось. Ни о каком оставлении борьбы о страстями он и намека не давал. Вероятно профессору не понравилось, то что старец Порфирий делает основной акцент на любви к Богу. Вот отрывок из его поучений: Телесная усталость приводит тело к недовольству, к жалобам, к противодействию, но не может сделать душу ленивой к молитве. Просто включаешь радио погромче, слушаешь музыку, наслаждаешься ею и уже не слышишь нытья тела. Я имею в виду, что молитва, усиливаясь, нейтрализует усталость.
Прежде чем пожаловаться на телесную усталость, начни молитву, потому что, когда жалуешься, благодать уходит, и у тебя остаются лишь твои силы. Если скажешь три раза: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, — то потом продолжаешь с радостью. Бог видит тебя, протягивает к тебе руку и берет тебя. Отныне и впредь начнется истинное общение с Ним.
Когда телесный труд — поклоны, бдения, жертвы — бывает с любовью, с горячим желанием, тогда он не вредит телу. Когда он бывает свободным и с любовью к любимому, ко Христу, тогда показывает, насколько человек Его любит. Никто не считает трудов ради того человека, которого любит.
Например, поднимается человек в гору, трудится, старается изо всех сил, проливает пот. «Зачем ты это сделал?» — спрашивают его. «Ради того, кого люблю, — отвечает он, — потому что понял, что сделаю ему приятное».
Верующий человек на деле показывает свою любовь, свою преданность, свое служение Христу. Вот зачем телесный труд, вот зачем поклоны. Не для того, чтобы что-то получить, но потому, что любовь, Божественное вожделение ко Христу не позволяют тебе поступить иначе.
Возможно, кто-то скажет: «Любовь у меня в сердце». Да, но поклоны и все подвиги необходимы, потому что это внешнее проявление, через которое мы достигаем сути. Если не достигнем ее, то все это — ничто. Вот так. И что же, мне теперь делать сальто, чтобы угодить Богу? Но Богу это не угодно. Мы пожинаем плоды, нам это нужно.
Сейчас возникли тысячи ересей. Вы видели, какие истязания они устраивают? Доходят до гимнастических упражнений, когда ноги расположены прямо вверху, а голова — внизу. Доходят до страшных телесных упражнений, пытаясь с их помощью подчинить душу и воздействовать на нее. Мы так не говорим, но когда поклоны делаются ради Христа, тогда тотчас благодать действует на душу, приносит покаяние, тишину, мир и радость. Но это приходит от Божественной благодати, что благоприятно сказывается и на теле.
Когда-то были господа и рабы. Чтобы показать свое подчинение и уважение, рабы преклоняли колена пред своими господами. Так и мы поклонами показываем, что мы — смиренные рабы Божий. Показываем ничтожность нашу и уважение наше таким чувственным образом.
Благодаря поклонам нечто происходит. Христианин смиряется, и это помогает благодати Божией войти в него. Когда придет благодать, тогда сердце его становится огнем. Огонь любви совершает жертвы. Жертва и приношение — это поклоны. Жертва любви — поклонение Богу. И в поклонении участвует весь человек: и душа, и тело.
Не жалейте тело, утомляйте его. Вы не можете постигнуть, что такое огонь любви. Нужно приносить жертвы, совершать подвиг. Подвиг духовный и телесный. Без подвига не бывает ничего. Следуйте духовному распорядку, например правилу, службам и тому подобному, не пренебрегайте ими. Не откладывайте на завтра. Пусть не будет этому мешать даже болезнь. Исключение — предсмертное состояние.
«Я расскажу вам, дети мои, одну историю. Некогда в горах жила одна пастушка, которая пасла овец. Целый день она трудилась заботясь о стаде, выгоняя его на пастбище, ведя на водопой, оберегая от диких зверей. Вечером она загоняла скот назад в овчарню, доила маток и оставляла до утра. Когда же наступала ночь, и ее родители засыпали, она, несмотря на сильную усталость, перебиралась через ограду загона и бежала в темноте, пробираясь среди скал и колючих кустов к заветному косогору, чтобы встретиться с пастухом, которого она любила.
И когда она его видела, то была счастлива, не смотря на труды и жертвы на которые она ради этого свидания. И даже, поскольку эта встреча с возлюбленным стоила ей стольких трудов и жертв она была от этого еще более счастлива.»
Простите мне, что я, монах, рассказываю вам о влюбленных, я делаю это для того, чтобы вы лучше поняли то, о чем хочу сказать. Так и душа должна иметь своим возлюбленным Христа, чтобы быть радостной, как пастушка, которая влюблена в пастуха. Но что такое человеческая любовь перед любовью божественной?
Эта любовь ложная и временная, тогда как божественная любовь истинная и вечная. Душа, которая любит Христа всегда радостна и счастлива, чтобы с ней ни случилось, каких бы трудов и жертв ей ни стоила эта ее божественная любовь. И даже чем больше она трудится и жертвует ради ее возлюбленного Христа, тем большее счастье испытывает.
Душа любит Христа когда она знает и исполняет Его заповеди. Когда душа возлюбит Христа, она начинает любить и людей, она не может их ненавидеть. В душу, которая любит Христа не может войти сатана. Вот к примеру возьмем сейчас нашу аудиторию: предположим то мы все здесь собравшиеся – хорошие люди.
Если вдруг теперь в дверях покажутся хулиганы, и захотят войти внутрь, то они не смогут этого сделать, потому что зал уже заполнен нами. Так и в душу, которая полна Христом, не может войти и поселиться дьявол, сколько бы он ни старался, потому что он там не помещается, там нет для него свободного места. Так мы сможем вести истинно христианскую жизнь».
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
Не знаю, прав лм проф. Осипов или нет... Но для себя я вынесла пользу из следующего практического совета старца Порфирия:
"Однажды я стоял на дороге в районе Турковунья, там, где жил. Дорога шла круто под гору. Спуск был метров двести. На вершине дорога была ровнее. Наверху мама Никоса разговаривала с двумя другими женщинами. Они разговаривали, общались по-соседски. Так вот, внизу, в конце спуска, на дороге был ее ребенок, Никос, который играл с другими детьми. В какой-то момент я вижу, как Никос бежит снизу, поднимается по крутому подъему, добегает до верха, падает на ее фартук и начинает реветь. - Эээ, — спрашивает она, — что случилось? - Ааа… — кричит. — Меня ударил сын Манолиса! Плач прекратился тут же, как только он добежал до мамы… Что я хочу этим сказать? В час искушения гораздо проще обратиться к любимому вами лицу, чем бороться. Нужно обратиться к Богу, устремитесь к Нему в едином порыве с живостью, всем добрым стремлением, всей своей силой души... и к вам тотчас придет сила, к вам придет добро.
То есть, когда вы видите, что идет зло, чтобы захватить вас, научитесь чувствовать его приближение и, как только почувствуете его издали, пренебрегите им и бегите в объятия Божии…
Самое главное – это успеть обратиться туда.
И тогда, пойдя к добру, вы даже и не будете вспоминать о зле… (выделено мной. Катрин) В этом тайна, секрет, как презирать зло."
_________________ Мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания. А. С. Пушкин.
Поясню. Когда придет грустная мысль, или что-то вызовет раздражение, или захочется обидеться - сразу стараюсь по совету старца Порфирия обратиться к Богу. Но это нужно сделать именно в первое мгновение негативной эмоции, не дать ей себя захватить.
И забывается и сама эмоция, и чем она была вызвана.
_________________ Мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания. А. С. Пушкин.
Последний раз редактировалось Катрин 24 янв 2012, 16:44, всего редактировалось 1 раз.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения