Зарегистрирован: 09 сен 2009, 19:28 Сообщений: 29222 Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православие
15 сен 2015, 20:45
Акафист Поясу Богородицы
Как говорит один мой приятель, не высказываю мнение, но оно есть...
Икос 6:
Свет сияющий зряшеся пояс Твой святый, внегда принесеся во остров Тира, отонудуже со благоговением многим во Обитель Твою сей принесоша, поюще Твое промышление и радостию вопиющи:
Это тот случай (один из многих), когда нардное творчество являет собой ревность и радость не то что не по разуму, а совсем без разума, без понимания того, что они вообще воспевают и как.
Не могу не привести выдержки из книги "Православие" митр. Илариона Алфеева:
В связи с широким распространением молебнов и акафистов необходимо отметить следующее. Практика повсеместного и ежедневного служения молебнов и акафистов получила распространение в Русской Церкви в последние полтора-два столетия. В отличие от труднодоступных для понимания византийских гимнов, тексты, используемые на молебнах и акафистах, не требуют ни особых интеллектуальных усилий, ни специальной богословской подготовки для понимания: они просты по содержанию и легко усваиваются. Это в значительной степени и явилось причиной их популярности в народной среде.
По сути, молебен — это утреня, из которой исключены все наиболее сложные для понимания тексты. Ведь если наиболее богословски насыщенными элементами утрени являются стихиры и каноны, то на молебне, как правило, стихиры вообще не исполняются, а от канона оставлены лишь припевы. Почти повсеместное распространение молебнов в Русской Церкви свидетельствует о развитии литургического благочестия в сторону смыслового упрощения с заменой более древних, продолжительных и сложных текстов более простыми, краткими и доступными.
Подобные процессы происходили в разные эпохи в протестантизме и католицизме, где на смену древним, наполненным богословским содержанием богослужебным текстам приходили более доступные для понимания хоралы, секвенции и канты. В Католической Церкви последним этапом процесса обеднения и упрощения богослужебного обряда стала литургическая реформа II Ватиканского Собора. В протестантизме же подобная реформа была проведена в самый момент его зарождения. И в том и в другом случае богатством богословского содержания пожертвовали ради понятности, доступности богослужения. Но богослужение в значительной степени перестало быть школой богословия и богомыслия, оно осталось в лучшем случае лишь школой благочестия.
Широкое распространение акафистов также связано с ослаблением интереса к литургии и другим уставным службам. Православный Типикон знает лишь один акафист — тот, который исполняется в субботу пятой недели Великого поста. По образцу этого акафиста были в свое время составлены для домашнего употребления другие замечательные акафисты, например Иисусу Сладчайшему и святителю Николаю. Однако в XVIII и XIX веках появилось немало акафистов, посвященных святым или отдельным иконам Божией Матери. Некоторые из этих акафистов написаны на невысоком богословском и литературном уровне. Богословие в них заменено благочестием, а богомыслие «богоглаголанием».
В среде верующих Русской Православной Церкви раздаются голоса, призывающие к реформе православного богослужения, к тому, чтобы сделать богослужение более доступным. Но если доступность богослужения будет достигаться за счет дальнейшего изъятия из обихода уставных богослужебных текстов и замены их на произведения народного творчества, то такая реформа вряд ли принесет добрые плоды.
Речь должна, вероятно, идти не столько о «реформировании» богослужения, сколько о возвращении его в рамки церковного Устава, с тем чтобы вернуть верующему возможность приобщаться к сокровищнице православного богословия и богомыслия, содержащейся в уставных богослужебных текстах. И, прежде всего, необходимы усилия для того, чтобы в сознании православных христиан Божественная литургия вновь заняла то центральное и единственное место, которое ей — и только ей — принадлежит по праву.
Зарегистрирован: 09 сен 2009, 19:28 Сообщений: 29222 Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православие
15 сен 2015, 21:02
Re: Акафист Поясу Богородицы
Dmitry Stepanov писал(а):
Это тот случай (один из многих), когда нардное творчество являет собой ревность и радость не то что не по разуму, а совсем без разума, без понимания того, что они вообще воспевают и как.
Так это как бы и не народное творчество. На сайте пишут, что:
Творение самого известного и плодотворного писателя церковных служб XX века, монаха Герасима (Грэкас) Микраяннанита (1905-1991), насельника Священного Скита Малой Святой Анны. Этот афонский подвижник и Гимнограф Вселенской Патриархии – автор бесчисленного множества церковных служб и гимнов.
Могу себе представить, что этот Грэкас понаписал окромя сего акафиста. Ехал Грэкас через рэкас...
_________________ Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Исайя 41:13)
Это означает, что писать много - не значит писать хорошо. Да и где ему было богословское образование получать? на Афоне? Мне вспоминается история об архиеп. Василии Кривошеине во время его пребывания на Афоне: "Только потом владыке Василию было разрешено работать в библиотеке, и он пришел к библиотекарю. Библиотекарь был некультурный, в библиотеке был страшный беспорядок. Когда выпадали страницы из рукописей, он просто складывал их в угол. И вот он говорит владыке Василию: «Что тебе надо?» — «Да вот меня благословили работать в библиотеке». — «Это хорошо, вот тебе метла — чистить». — «Да нет, я хочу рукописями заниматься». — «Так это же не работа!» Потом уже он работал там без метлы, над рукописями" (http://predanie.ru/lib/book/161920/).
И акафисты все равно рассчитаны на массовое не-думающее благочестие, при их составлении в большинстве случаев не учитывались богословские ограничения.
Зарегистрирован: 09 сен 2009, 19:28 Сообщений: 29222 Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православие
15 сен 2015, 21:45
Re: Акафист Поясу Богородицы
Судислав писал(а):
Разве акафисты - это не обращения к святым?
Это могут быть акафисты и Господу и Богородице и святым. Существует только один исключительный случай - акафист Честному и Животворящему Кресту Господню. И уже он кажется мне не совсем корректным.
_________________ Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Исайя 41:13)
Отец Герасим из Малой Анны в благочестивой семье Иоанна и Афины Грекасов, получил начальное образование в родном селе, в школе, основанной св. Космой Этолийским. Затем учился в гимназии в Афинах и одновременно посещал храм при духовной школе имени братьев Ризари, в которомом служил свт. Нектарий Эгинский, еп. Пентапольский († 1920).
С ранних лет имея призвание к монашеской жизни, в 1924 г. Анастасий тайно от родных удалился на Св. Гору. Там он поселился в каливе св. Иоанна Предтечи, относившейся к Малому скиту св. Анны, поэтому и стал называться Микраяннанитом, что значит монах из скита Малой Анны.
В каливе он поступил в послушание к иером. Мелетию Иоаннидису, происходившему из Малой Азии. В первые годы жизни на Афоне Анастасий познакомился со мн. святогорскими подвижниками...Пройдя необходимый искус, он принял монашеский постриг с именем Герасим
Ну, откуда тут ему знать, что нельзя обращаться к материальной святыне со словами, которые подобают Одному Богу? Он всю жизнь, еще со школы, слушал византийские витиеватые восхваления... И потом просто сочинял как вольный поэт...
Зарегистрирован: 09 сен 2009, 19:28 Сообщений: 29222 Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православие
15 сен 2015, 23:08
Re: Акафист Поясу Богородицы
Весь текст:
Кондак 1:
Ко пречестному Богородице божественному поясу Твоему, со благоговением притекающе, исполняемся просвещения и благоухания премiрнаго, но яко пучино сущи Дево благости, препояши ны силою его Непорочная, зовущия:
Радуйся поясе пречестный.
Икос 1:
Ангели невидимо пояс Твой святый со страхом обстояще Отроковице, мы же во плоти сущия, с верою припадаем к нему, освящение приемлюще, и во благоговении вопием:
Радуйся поясе Богородицы, радуйся сияние всему мiру.
Воззри Богородительнице, оком благоутробным, ко иже верою ко святому Ти поясу, якоже источнику вод освященных честно припадающих, и просящих благодати Твоея, необоримую бо силу темже подаждь вопиющим:
Аллилуйя.
Икос 2:
Бысть Богородице честнаго Ти пояса принесение во Царский Град, источник веселия истиннаго, царицу бо скоро исцелил еси, нам же благодать обильную присно подает вопиющим:
Пояс Твой Фоме предаде Богородице, к Сыну Твоему восходяще, и чрез онаго же яко честен дар и благ исполнение его нам оставила еси Всепетая, поющим и вопиющим Ти:
Аллилуйя.
Икос 3:
Имеет святая Обитель Твоя Ватопедская, яко неотъемлемо богатство Отроковице, и яко столп Твоего заступления, миродохновенный и всечестный Твой пояс, емуже благочестно припадающе, во умилении зовет:
Радуйся благовонием небесным дыхающий, радуйся крепость непобедимую подающий.
Радуйся тобою бо монашествующия укрепляются, радуйся тобою бо враждующия упраздняются.
Радуйся поясе пречестный.
Кондак 4:
Живоносный кивот всечестнаго Ти пояса, подает благоухание Дево, и злосмрадие страстей отгоняет присно от душ наших, темже величию Твоему дивящеся вопием:
Аллилуйя.
Икос 4:
Пояс Твой святый Всесвятая Дево, яко свет сияет на горе афонстей, и лучы златовидными, вся облистает твоей благодатию, темже чудеса того почитающе, верою вопием:
Богодарованный дар и небесное богатство, пояс Твой держаще Отроковице, на страсти силу непобедимую, еюже препоясаемся, благодать бо и милость присно подает вопиющим:
Аллилуйя.
Икос 5:
Исцеление источает пояс Твой святый души и телу Отроковице, якоже росу весненную, яко бо Исайа глаголет Всенепорочная, и сладость небесную благоговейно тому вопиющим:
Радуйся источниче вод невещественных, радуйся поточе многих даров.
Радуйся Всечистыя пояс всечестный, радуйся Церкви радость небесная.
Радуйся сокровище святое дарований духовных, радуйся венче славный христиан благочестивых.
Радуйся Ватопеду стена нерушимая, радуйся всему мiру столпе крепости божественныя.
Радуйся честное Девыя опоясание, радуйся Богом нам данная купля.
Стяжа Обитель Твоя Ватопедская, яко сокровище божественное Отроковице, пояс Твой дивный, и чудесы того хвалится, и благодарственныя песни Тебе воспевает глаголюще:
Аллилуйя.
Икос 6:
Свет сияющий зряшеся пояс Твой святый, внегда принесеся во остров Тира, отонудуже со благоговением многим во Обитель Твою сей принесоша, поюще Твое промышление и радостию вопиющи:
Радуйся честное Чистыя препоясание, радуйся всем верным спасение.
Радуйся света заре облистающая, радуйся страстей уставляеши пагубу.
Радуйся поясе пречестный.
Кондак 7:
Величаем вси, многая величия, еже о нас Твоего попечения, и пояс Твой священный верою обстояще Всепетая, освящения исполняемся, и Сыну Твоему взываем:
Аллилуйя.
Икос 7:
Яко облак мысленный, пояс Твой святый, простри на ны Богородице, и душа наша исполни, освящения и умиления божественнаго, к Тебе бо прибегаем, и поясу Твоему взываем:
Странна твоя чудеса, о поясе пречестный Всецарицы Девы, поветрия губительнаго Царский Град свободил еси, чудяху бо ся и дивляхуся во умилении вопиющия:
Аллилуйя.
Икос 8:
Пристанище обуреваемым, пояс Твой святый показася Богородице Дево, благодать бо Твоя яже на нем, действует бо чудесы приходящим, темже к нему припадающе, с любовию взываем:
Радуйся яко холеры Град Царский спасаеши, радуйся яко скорое всем заступление посылаеши.
Радуйся угль погашающий страсти, радуйся вся ны возвеселяющий.
Радуйся многих даров палато, радуйся славы божественныя честное хранилище.
Радуйся поясе пречестный.
Кондак 9:
Исполнь славы святыя видится, пояса Ти кивот воистину святый, Богородице Дево Чистая, разум нам удивляющий, благоуханием бо дышит премiрным вопиющим:
Аллилуйя.
Икос 9:
Жезл крепости божественныя, пояс Твой нам дадеся, дивная Богоматерь, умным бо того содействием, от всякия беды избавляемся и благодати исполняемся, во благоговении вопиюще:
Покров и предстательство, и Божию помощь, присно плодяще Всесвятая, от миродохновеннаго Ти пояса, с верою к нему приступаем, и благоговейно припадающе, из Тебе Рождшемуся вопием:
Аллилуйя.
Икос 10:
Благодатию святаго Ти пояса Богородице, силу нам препояши на врага началозлобнаго, яко лев на ны рыкающаго, якоже да одолеем злобу того вопиющия:
Радуйся истинное нам веселие, радуйся верным божественное утешение.
Радуйся поясе пречестный.
Кондак 12:
Радуется, Богородице, Обитель Ватопедская, поясом божественным Ти обладающе, и ко славословию величий Твоих обители вся созывает, славяще славу Твою, Троице же вопиюще:
Аллилуйя.
Икос 12:
Поюще по долгу, Богородице Дево, пояса Ти благодать преобильную, и проповедуем ясно Чистая, еже о нас богатное Ти попечение, и пресвятому Ти поясу всеблагодарно вопием:
Радуйся имже страстей очищаюся, радуйся имже света исполняюся.
Радуйся души моея радость истинная, радуйся жизни моея пристанище верное.
Радуйся поясе пречестный.
Кондак 13:*
О пречестный поясе Пречистыя Богородицы, препоясавый тело непорочное, подавай нам от сокровища всельшияся в тя благодати божественныя, действо животворящее, яко да Христу присно вопием:
Аллилуйя.
* этот кондак читаем трижды, затем снова:
Икос 1:
Ангели невидимо пояс Твой святый со страхом обстояще Отроковице, мы же во плоти сущия, с верою припадаем к нему, освящение приемлюще, и во благоговении вопием:
Радуйся поясе Богородицы, радуйся сияние всему мiру.
Ко пречестному Богородице божественному поясу Твоему, со благоговением притекающе, исполняемся просвещения и благоухания премiрнаго, но яко пучино Дево благости, препояши ны силою его Непорочная, зовущия:
Радуйся поясе пречестный.
_________________ Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Исайя 41:13)
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения