Архимандрит Савва (Мажуко) — о том, как набраться сил и помочь другим
Рождественский пост начинается в конце ноября, а это не самое лучшее время для ликования.
Небо свинцовое, солнце проглотил крокодил, лица серые, и категорически хочется спать. То есть так тянет в дрему, что активным товарищам не помогают даже утренние пробежки — ноябрьский вялопробег!
У населения массово диагностируют пандит. Это когда человек потихонечку превращается в панду: черные круги под глазами, жалобный взгляд и миролюбивый аппетит круглые сутки.
Верный признак этой хвори — когда вы просыпаетесь обиженным. Сидишь в любимой кроватке, укутавшись в одеяло, а кругом темень, и так ясно чувствуешь, что кто-то тебя так безвозвратно обидел, что оставить бедную подушечку одну на целый день — преступление перед вселенной!
А очи! А очи закрываются сами собой без посторонней помощи, так что энтузиасты предлагают переименовать ноябрь в месяц «очень», а каждую «панду» окружить теплом и заботой.
И эти приключения как раз в канун большого дела, которое требует и сил, и внимания, и способности с пользой вынести всю духовную насыщенность этих святых дней. Что бы мы ни говорили, Рождественский пост — это, действительно, значительное событие церковной жизни, богословски интенсивные дни и недели.
— И как взбодриться? Где найти силы в этом беспробудном мороке?
— Исследуйте Писание! Как святые справлялись с депрессией?
— У праведников бывает депрессия?
— Почему бы и нет? «Все лучшее – детям!»
Как ангел лечил депрессию пророка Вот, пророк Илия, пламенный ревнитель славы Божией, однажды изнемог и сдался. Это был великий человек, но всего лишь человек, а у всего живого есть предел и сил, и ревности. Не только у взрослых, у детей бывают такие минуты, когда кажется, что все было напрасно, не стоило этих усилий и суеты, зачем вообще было биться и жить?
Святого Илию накрыло отчаяние такой силы, что он — кто бы мог подумать! — испугался угроз вредной царицы Иезавели и скрылся в пустыню, путая следы. Эта история деликатно и лаконично описана в Третьей книге Царств. Мало слов, но картина сама встает перед глазами: бесконечно уставший от борьбы старик сидит среди угрюмых песков под можжевеловым кустом и призывает свою смерть, молясь словами, которые в любом другом случае приняли бы за кощунство и малодушие:
«Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих».
А потом он просто заснул прямо под кустом можжевельника.
Сколько привыкли спать пророки, Писание не сообщает, хотя, возможно, именно здесь кроется самый страшный секрет святости. Спал бы святой Илья и дальше, если бы не ангелы. Простым людям мешает спать детвора, святым — бесплотные духи.
Жаль, конечно, что Библия не говорит, как именно ангел будил пророка и долго ли он просыпался, это тоже тайна духовной жизни. Сказано просто:
«Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь (и пей)».
Рассказ очень сдержанный:
«И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел, и напился, и опять заснул».
— Такое чувство, что он на ангела даже и не взглянул! Как это похоже на людей в депрессии!
— Вот именно: ни слова, ни взгляда! Просто поел, напился и снова спать!
Но именно так ангел лечил депрессию пророка! Заботливо накормил, не отягощая разговором, не требуя внимания или ответной улыбки, и дал человеку хорошенько выспаться.
Но это еще не конец истории.
«И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь (и пей); ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива» (3Цар 19:8).
Дважды выспался пророк, дважды подкрепил себя ангельской пищей. И все это для того, чтобы приступить к большому делу, которое ожидало его впереди — созерцание великих откровений Божиих.
Позаботьтесь о тех, кому по-настоящему плохо Рождественский пост — это путь паломника, он требует и сил, и бодрости. Обычно мы сразу говорим о смысле этих постных дней, о том, на что следует обратить внимание, какие взять на себя обязательства, но жизнь показывает, что в некоторых случаях полезнее всего сделать шаг назад и позволить себе «ангельскую терапию», разрешить себе отдохнуть, набраться сил перед долгим путем.
Для людей крепких и духовно полнокровных это будет излишним, но немощи накрывают даже великих пророков, напоминая им не только о пределе своих сил, но и о снисхождении к слабым и изможденным.
В Писании есть удивительно точный образ, описывающий человека, уставшего от жизни, достигшего самого предела утомления. Древность не знала слова «депрессия», говорили просто: «отвернулся к стене». Капризный царь Ахав обиделся на Навуфея из-за виноградника:
«И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный… лег на постель свою, и отворотил лице свое, и хлеба не ел» (3Цар 21:4).
Царь Езекия, узнав, что ему поставлен смертельный диагноз, тоже «отворотился лицом своим к стене и молился Богу» (4Цар 20:2).
Желание «отвернуться к стенке» настигает не только грешников, но и святых. Усталость — это наш человеческий удел, она не смотрит на добродетели и пороки, а потому даже праведники нуждаются в сочувствии и отдыхе.
Странно об этом говорить и писать, но, приступая к делу постного созерцания, может быть, — не всем, но многим — следует начать с трезвой и честной ревизии своих сил, и если вы уже в начале этого пути чувствуете себя изможденным и мечтаете «отвернуться к стенке», не следует ли прибегнуть к «ангельской терапии», чтобы потом хватило сил для самого главного?
А если вам не нужна терапия ангелов, сами станьте ангелом для пророка. Пусть вашим самым первым духовным упражнением в этом посту станет не ограничение в пище, а снисходительная забота и всепрощающая отзывчивость к тем, кому по-настоящему плохо, кто просто клонится без сил. Даже очень хорошие люди временами нуждаются в ободрении к жизни, в сердечной поддержке и участии. Не это ли самый первый рождественский дар Христу? Ведь добрым словом и улыбкой можно ободрить и поднять не только человека, но и… лошадь.
Владимир Маяковский имел суровый вид, скрывавший бесконечно хрупкое и нежное сердце. У него есть известное стихотворение о лошади, которая упала посреди улицы прямо на глазах равнодушных прохожих. Но поэт не прошел мимо. Он почувствовал бесконечную тоску в глазах этой заморенной твари, и так трогательно читать, как он умоляет лошадку подняться, как он делится с ней уверенностью, что жизнь стоит того, чтобы быть прожитой.
А потому в трудные минуты, когда я и сам подумываю «отвернуться к стенке» и даже теряю смысл в том, чтобы кого-то ободрять в этой серой и постылой жизни, просто перечитываю эти живительные строки русского поэта, неуязвимые в своей священной правоте:
Лошадь рванулась, встала на́ ноги, ржанула и пошла.
Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И все ей казалось — она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило!
Поскольку вы здесь...
_________________ "Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21
Зарегистрирован: 23 мар 2014, 21:04 Сообщений: 5353
Вероисповедание: ортодокс христианин
28 ноя 2020, 14:13
Re: Терапия Ангелов.
А кто нибудь депрессивного Ангела видел или слышал о таком? Вас мучает депрессия так станьте ангелом. Прям так сразу: был бесом и вдруг стал ангелом. Все просто.
_________________ – Что мы можем? Только плакать, – Тихо старец отвечает. – Чада мiра, чада мрака В Православие играют.
А кто нибудь депрессивного Ангела видел или слышал о таком? Вас мучает депрессия так станьте ангелом. Прям так сразу: был бесом и вдруг стал ангелом. Все просто.
Нет, там написано - если тебе описанные проблемы чужды, нет такого состояния - стань "ангелом" - попробуй утешать. Между прочим, сегодня - день начала Поста, и сегодня - всемирный день сострадания и милосердия. Самый-пресамый Его день.
_________________ "Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21
Очень хорошее письмо. Спасибо, Мила. И очень вовремя. Как будто и правда Ангел прислал его для меня. Близкие часто, как в том давнем ролике Машином про юмористку, знать не хотят и не понимают, что даже самая сильная лошадь может устать. Что она только снаружи такая...пашет, как всегда. А маленький жеребёнок внутри давно "отвернулся к стене" .... И только Ангел посылает вдруг вот такие письма...Спасибо.
_________________ Простите мне, " воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?" Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".
Зарегистрирован: 23 мар 2014, 21:04 Сообщений: 5353
Вероисповедание: ортодокс христианин
29 ноя 2020, 11:26
Re: Терапия Ангелов
Цитата:
Позаботьтесь о тех, кому по-настоящему плохо Рождественский пост — это путь паломника, он требует и сил, и бодрости. Обычно мы сразу говорим о смысле этих постных дней, о том, на что следует обратить внимание, какие взять на себя обязательства, но жизнь показывает, что в некоторых случаях полезнее всего сделать шаг назад и позволить себе «ангельскую терапию», разрешить себе отдохнуть, набраться сил перед долгим путем.
Ну и кто из фурмовчан с этим согласен? Нет, согласен этого мало, кто вместо тог чтобы идти ко Христу сделает этот шаг назад? Насколько я помню, Рождественский пост это время подготовки к встрече рождения Бога так что тут как раз нужна не расслабуха, а мобилизация и поставление себя в рамки и это дает Церковь своими установлениями.
Цитата:
А если вам не нужна терапия ангелов, сами станьте ангелом для пророка. Пусть вашим самым первым духовным упражнением в этом посту станет не ограничение в пище, а снисходительная забота и всепрощающая отзывчивость к тем, кому по-настоящему плохо, кто просто клонится без сил. Даже очень хорошие люди временами нуждаются в ободрении к жизни, в сердечной поддержке и участии. Не это ли самый первый рождественский дар Христу? Ведь добрым словом и улыбкой можно ободрить и поднять не только человека, но и… лошадь
Тут уж не не соглашусь именно ограничение в пище должно быть первым. И о каком всепрощении этот священник говорит? Конечно удобно: кушай мясо сам и тогда найдешь оправдание чужим грехам. Как в Библии сказано: плачте с плачущими и радуйтеся с радующимися, А мы этого не умеем.
_________________ – Что мы можем? Только плакать, – Тихо старец отвечает. – Чада мiра, чада мрака В Православие играют.
Страшный суд не за горами. Я это чувствую по воде, земля и воздух наполнены ожиданием, огонь горит тревожно — все четыре стихии и, особенно, пятый элемент — эфир, полны предчувствий и смятения.
И придет Господь во славе и все святые ангелы с Ним.
И воссядут честные апостолы на двенадцати престолах судить все народы.
— Только двенадцать? А как же апостол Павел? Ведь его не было среди первых учеников, а трудился он не меньше, если не больше других! Но ему хотя бы маленький приставной престольчик, пусть даже и тринадцатый, никто и не поставит, потому что, как известно, «тринадцатый апостол и судья вселенной» — это патриарх александрийский.
Римская кафедра ведет свое родословие от апостола Петра, Константинополь — от святого Андрея, и вам предъявят солидные генеалогии епископского преемства с обоснованием особых прав и привилегий. Явись апостол Павел в наше столетие, позабавили бы его споры с заявками на авторитет престолов. Да и в своих посланиях он уговаривал эфесских христиан, чтобы они «не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1Тим 1:4).
Он жил одним только Иисусом, и так страшно и дерзновенно звучит его признание:
«я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор 2:2).
«Я рассудил» — в оригинале стоит греческий глагол κρίνω — «я решил», «я принял решение» — то есть не нам привычное «мне пришлось» или родное русскому характеру «так уж вышло» или «так получилось», а активное действие, решение, которое принял субъект действия:
я решил не знать ничего, кроме Иисуса, и притом распятого!
Звучит как девиз всей жизни, как символ веры: ничего, кроме Иисуса!
Видимо в характере апостола Павла была эта удивительная решимость, склонность к активному действию, которая по самой природе ожидается от настоящего мужчины. Наверное, это и есть та самая античная добродетель, которую эллины называли ἀνδρεία — «мужество, доблесть» — способность отвечать на вызовы жизни не словами только, но всегда поступком.
Три дня слепоты Был он просто Савл — образованный юноша из хорошей семьи. Мало ему было ворчать на христиан, — нет, если против Христа, так до конца и полностью! — и святой Лука пишет, что Савл не возмущался, а даже дышал угрозами и убийством на учеников Господа. Мало угрожать — добился особых полномочий и документов на отлов христиан, хотя — кто его об этом просил? Никакой половинчатости: если анти-христианин, то на все 100%!
И вот по дороге в Дамаск его настиг Христос. Савл ослеп от света, потерял способность видеть и различать предметы этого мира, чтобы услышать голос гонимого Бога:
— Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?
И хотя Савл от ужаса лежал в дорожной пыли, он ответил, как Савл — заблудившийся, но доблестный в своей честности и мужестве:
— Кто Ты, Господи?
То есть: кто говорит? Уместнее было бы молить о пощаде, извиняться, но не такой был Савл: он отвечает вопросом на вопрос — даже с Богом он говорит как муж! И слышит в ответ:
— Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
Ослепший Савл, обличенный, но по-прежнему доблестный, отвечает так, как подобает мужу — он исповед
ует готовность на дело:
— Господи! Что повелишь мне делать?
— Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.
Господь говорит прямо только с теми, кто готов отвечать Ему делом.
Еще три дня Савл был слеп, ничего не ел и не пил.
Пост. Молитва. И слепота.
Все ваше! Встреча с Богом требует от человека временной слепоты, чтобы на какое-то время вещи этого мира спрятались от него, уступили место созерцанию Бога.
Подвижники древности полагали, что это первое явление апостолу Павлу было чувственным, он пережил первую ступень созерцания, а потом в течение всей своей жизни постепенно поднимался на следующие ступени видения Бога, для описания которых ему уже не хватало слов, так что он просто признавался: я был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные слова, которые не пересказать (2Кор 12:3-4). Однако даже этот мистический опыт для него не был важен сам по себе, даже эти созерцания — ничто, ради Иисуса.
В период своего богоборчества Савл дышал угрозами и смертью. Став апостолом, Павел дышал и жил одним только Иисусом, Его жизнью и Его дыханием. Отсюда и девиз всей его жизни и служения: ничего, кроме Иисуса!
— Но разве это не скандал? Разве так можно говорить христианину, который всем должен, каждому обязан уделить внимание, раскрыть свое сердце, спешить с добром на всякий призыв? А как же дети? А что будет со страной, если каждый возьмет себе такой девиз? Кто наведет порядок в церкви? В конце концов, есть в мире столько прекрасных вещей: музыка, книги, кино, кошки, лыжные курорты, красивый футбол и невероятные пироги — от этого тоже надо отказаться?
— Справедливый упрек, не будь у девиза апостола второй половины:
«все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше. Вы же — Христовы, а Христос — Божий» (1Кор 3:21-23).
Это павловская версия известных слов Господа:
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33).
Не будет уничтожено, не станет ненужным, но — приложится, то есть обретет в нашей жизни свое естественное и законное место.
Боюсь задуматься! Но чтобы вещи и слова вернулись на свои законные места, временами надо и ослепнуть, вменить в ничто всю эту суету, выйти из вихря образов и предметов.
Нас оглушает и завораживает шум бытия, мы просто пропадаем и растворяемся в этом шуме. Интересно, что еврейское слово «шум» имеет два значения: «чеснок» и «ничто». Спросят вас: «Ма кара́?» (что случилось?), а вы ответите: «Шум дава́р» («ничего», буквально: «никакой вещи»). Шум суеты, которая нас кружит, увлекает, оглушает, бодрит, — нам он очень нужен. Чтобы чувствовать себя живыми.
Был замечательный советский спектакль «Пятый десяток». Алиса Фрейндлих играла библиотекаря в маленьком провинциальном городке. К ним приехал из столицы знаменитый лектор, человек необычайной плодовитости: успевает писать бесчисленные статьи в различных журналах и при этом исколесил всю страну с внушительным репертуаром докладов на самые разные темы. Прощаясь с таким успешным гостем из Москвы, героиня Фрейндлих просит его только об одном: — Не суетитесь так!
— Если я не буду суетиться, я задумаюсь.
— И задумайтесь!
— Я боюсь задумываться. Очень боюсь.
Нет, я не против суеты. Способность суетиться — древний инструмент самосохранения, защитный механизм психики. Суета помогает нам выживать, справляться с утратой, выносить чрезмерную радость, ослабляет тоску. Религиозные обряды во многом появились благодаря естественной суетливости людей, и даже там, где религию пытались упразднить, люди не могли обойтись без ритуальной суеты: шум свадьбы, суматоха похорон, утешительный гул выпускных вечеров — это все нужная, полезная и оправданная суета.
Но как все человеческое, суета становится болезненной, обращается в изнурительную лихорадку, когда ее много, когда она главное и единственное содержание жизни, вернее ее пустота, гулкая и безнадежная, пресный и никого не утоляющий шум ничто, мелькание его бесплодных и бесследных образов.
И где-то среди шума слов и вещей потерялся Христос.
Как потерялся Христос? Еврейское «давар» это и слово, и вещь. Вменить в ничто слова и вещи ради Христа — значит не разделаться с ними, а наделить их подлинным смыслом, поместить их туда, где им самое место, расслышать их подлинный голос, вместо шума впечатлений и суеты.
И священная религиозная суета с нашими чудесными обрядами и благотворительностью, и милая житейская суматоха праздников и будней – благословенны Богом. Если про Бога не забывать, не забыть про Него, не потерять Его среди шума вещей, слов и образов.
Была история с моим приятелем. Темным зимним вечером мама забирала его, смирного карапуза, из садика. Усадила в саночки и потащила по снежной дорожке. И сама бы рада, чтобы ее кто-нибудь заботливо повез или даже понес, так устала на работе. А пока тянула саночки, не заметила, как малыш вывалился на повороте в сугроб и лежит себе полеживает, в платки завернутый. Хорошо, что следом шел какой-то хмурый дядька — ребенка подобрал и мамку-растяпу успел разглядеть далеко впереди и окликнуть. Малыша вернули с почетом.
В жизни бывает всякое. И в религии тоже случаются потери. Отзывались мы на благородное имя «христианин» и хватались за все, и до всего нам дело было — увлеклись, себя и близких утомили, оглохли в шуме слов и вещей — святых слов и святых вещей! — и Кто-то Самый важный, ради Которого все и затевалось, и жертвы были принесены немалые, — а вот сгинул по дороге, а когда и где — ищи теперь!
Не надо нас бранить. Мы просто люди. С нами чего не случается!
Немощны. Как говорил герой одного старого фильма: «Я человек физически слабый и морально неустойчивый!» Согласен. Подписываюсь. Все про меня.
И я такой в Церкви не один. Правда, есть и другие, сильные и решительные. У них другой ритм жизни, их глаза горят, а речи зажигают. Но нам, дохлым и неустойчивым, нужны остановки, чтобы обернуться, посмотреть — в саночках ли наше дитя, — осмотреться, просто угомониться.
Рождественский пост не нужен настоящим христианам, потому что Христос всегда с ними, а они со Христом и во Христе. Им непонятно, зачем выделять особое время для Того, Кто и так с нами на каждой литургии и даже более того — в каждом вздохе, в каждом жесте и взгляде, потому что для таких людей весь мир обратился в священный храм, в место вечного Присутствия Бога. Посты не нужны тем, кто не разлучается со своим Женихом, как и сказано в Евангелии.
А мне без поста нельзя.
Очень нужно особое время, чтобы собрать себя, свои мысли и чувства, блуждающие в бесконечном хороводе слов и вещей, так что не помнишь, где ты, о ком твои речи, и есть ли ты на самом деле.
Кто я?
Куда я бегу?
Кем живу, двигаюсь и существую?
Как я мог оставить Его позади?
Где мы расстались?
Это правильные вопросы. Можно начать с них. Они помогут остановиться, уйти от шума вещей, обуздать впечатления. Но все это только тогда будет иметь смысл, когда в центре всех духовных усилий всегда звучит апостольское:
— НИЧЕГО, КРОМЕ ИИСУСА!
_________________ "Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения