28 фев 2023, 14:42
Re: Митрополит Афанасий Лимасольский (Николау)
ДНЕВНИКИ СВ. ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО Завтра память этого замечательного святого, которого я очень люблю. Одним из важнейших событий прошедших 30 лет нашей церковной жизни я считаю публикацию полного корпуса Дневников св. Иоанна, которые он вёл на протяжении более 50 лет. Эти дневники – потрясающий и правдивейший документ подлинной внутренне-христианской жизни человека, помещённого в определённую церковную среду (и ограниченного ею). Это непрестанная исповедь, самонаблюдение, откровение помыслов пред Богом. Сразу видно, насколько одинок был св. Иоанн. Дневники – его единственный собеседник.
Очень многих Дневники смущают. Основные претензии – св. Иоанн из года в год пишет одно и то же. Он осуждает своих домочадцев и коллег по священническому цеху; он объедается; он гневается на нищих и бьёт их. В этом он кается и получает прощение от Бога, мир и благодать. Но! пятьдесят лет одно и то же! Хождение по кругу! никакого развития! Одна и та же бытовуха, одни и те же немощи и грехи – какая же это святость? Давайте разберёмся. Во-первых, именно такова духовная жизнь и есть. В ней главное – какую меру кому даёт Господь. Выше этой меры своими силами не прыгнешь, и чтобы преодолеть те или иные немощи, нужно давать место Богу и принимать волю Его о себе, а не «улучшать» себя своими само-действиями. Своими силами не получается. Но наша православная дидактика настраивает нас на второе, а не на первое. Не будучи наученным этому, православный человек всю жизнь мучается и направляет свою энергию по кругу. Не избежал этого и св. Иоанн. Далее. Вглядимся в его характер и его жизнь. Из очень бедной семьи, в детстве голодал (отсюда повышенное внимание к еде и красочное описание хороших яств, чем весьма соблазняются критически настроенные читатели). По природе раздражительный. Не очень интеллектуальный, но чрезвычайно утончённый душевно. Женился «по традиции», чтобы получить священническое место. Жил с женой девственной жизнью. Это опять предмет яростных укоров св. Иоанна: «сделал несчастной женщину, изувер!», и т.п. Но это их совместное решение. А потом из Дневников видно – о-го-го, что за семейка была со стороны жены! Все хороши. Только детей тут и не хватало... в общем, это очень важный фактор: св. Иоанн в течение полувека жил в постоянно нервозной, очень тяжёлой семейной обстановке. Теперь церковное служение. Я сам служу, и могу понять это изнутри. Св. Иоанн всё время пишет, что осудил настоятеля, разгневался на диакона, сурово выговорил певчим, раздражался на то и на другое, особенно злился на нищих, драл их за волоса... кается в этом, через день опять впадает в то же, опять кается, укоряет себя, что не может потерпеть, мирно относиться ко всему и т.п. «Вот-вот!» – кричат критики. «Что же это за святой? смириться не может! и так из года в год!» Смотрите. Настоятель, постоянно шпыняющий подчинённых и распределяющий доходы в свою пользу, равнодушный ко Христу и к ближним, тяжёлый человек. Дьякон, приходящий с тяжкого похмелья сослужить св. Иоанну (а то и просто не приходящий). Наглый певчий на клиросе... это всё «вышибает» служащего благоговейного священника помимо его воли и всех его благих желаний. Это невыносимая церковная обстановка. Её не перетерпливать надо, а принимать церковные дисциплинарные меры, на что они и существуют. Но это было не во власти св. Иоанна, и ему приходилось изо дня в день всё это нести. Привыкнуть к этой субкультуре истинному христианину невозможно – в ней нет Бога. А кто имел дело с толпой нищих – а тут ещё не дающих проходу каждый день на протяжении пятидесяти лет! – тот может понять св. Иоанна. Плюс ко всему, Кронштадт – очень тяжкий город, крайне неблагополучный социально. (Вспомним вызывающую просто изумление огромную благотворительную деятельность св. Иоанна – дома трудолюбия, общества трезвости и т.д.). Климат тоже неприятный... Итак, что мы видим? Помещённый в постоянно действующие неблагоприятные условия как в семье, так и в церкви, св. Иоанн постоянно пробивается через всё это ко Христу. И Христос пробивается к нему и дарует ему прощение прегрешений, благодатный мир и Самого Себя – несмотря на вот всё это. Это и есть главное содержание дневников св. Иоанна. Обращает на себя внимание, что великий, бесспорный, тысячекратно задокументированный дар чудес и исцелений почти совсем не отражается в Дневниках. Св. Иоанн совсем на это не смотрит, вся его забота – восстановление общения со Христом и пребывание в Нём, вот именно в данных постоянно противоречащих жизни во Христе обстоятельствах, от которых ну никуда не деться. .................... Конечно, Дневники – твёрдая пища. Но кто хочет понять, как там «внутри святых» происходит – непременно надо их читать.
игумен Петр Мещеринов.
_________________ "Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21
Зарегистрирован: 09 сен 2009, 19:28 Сообщений: 29259 Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православие
28 фев 2023, 15:00
Re: Митрополит Афанасий Лимасольский (Николау)
noname373 писал(а):
Все, верующие во Христа - святые.
Что имеется в виду? Верующие, что Христос - Спаситель и Сын Божий? Ну так этого вообще недостаточно. "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного."(Матф.7:21)
_________________ Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Исайя 41:13)
28 фев 2023, 15:25
Re: Митрополит Афанасий Лимасольский (Николау)
noname373 писал(а):
А в чём воля Отца Небесного? В том, чтобы веровали в Христа. Так мне объясняли на одном форуме. Получился замкнутый круг. У апостола Павла, на него очень любят ссылаться протестанты, много о спасении верой. И только верой.
Вера не в смысле интеллектуального знания, что Бог есть, а вера как доверие, как вручение себя в руки Божии, вера в Его благой промысел. И ещё очень важно. Соединение с Господом уже здесь, в этой жизни. Очищение своего сердца ( не анатомического органа, а сердца как сердцевины, середки - в Библейском смысле этого слова, в котором сосредоточена и воля, и мысль, и чувства), молитва, соединяющая с Господом, принятие Святых Тайн. На апостола Павла ссылаются не только протестанты. Апостольские послания надо читать и разуметь. Не так давно владыка Тверской и Кашинский Амвросий благословил свою паству сделать 2023 год годом Священного Писания. Он предложил священникам, на тоятелям, игуменам проводить беседы, занятия по Священному Писанию. В помощь рекомендовал брать труды архимандрита Иануария Ивлиева. Сейчас вышли в бумажном виде книги архимандрита - библейско-экзегетический комментарий - на каждое Евангелия, книгу Деяний. А на сайте Азбука веры можно послушать архимандрита , его лекции на послания апостола Павла. Прекрасные труды батюшки! Царство ему небесное! Сколько я билась над толкованиями, как сложно воспринимать лексику , давно ушедшую. А тут, основываясь, на трудах Святых Отцов все преподносится нам в очень простом и очень познавательном виде.
_________________ "Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21
28 фев 2023, 16:21
Re: Митрополит Афанасий Лимасольский (Николау)
noname373 писал(а):
Я каждый день читаю вслух на камеру по одной главе из Библии и выкладываю эти лекции на моём канале в ютубе. Прочитал весь Новый Завет так, начал Ветхий Завет, сейчас дошёл до Книги Второзаконие. Новый Завет, оказывается, не такой большой.
А тебя кто нибудь слушает, или стебутся над тобой? Да и лекции свои без благословения читать на широкую аудиторию вроде неправильно? Ну ничего, Ветхого Завета тебе надолго хватит, а закончишь, принимайся за Псалтирь. Нет, правда, Псалтирь мы бы в твоем исполнении послушали
28 фев 2023, 17:12
Re: Митрополит Афанасий Лимасольский (Николау)
noname373 писал(а):
Я каждый день читаю вслух на камеру по одной главе из Библии и выкладываю эти лекции на моём канале в ютубе. Прочитал весь Новый Завет так, начал Ветхий Завет, сейчас дошёл до Книги Второзаконие. Новый Завет, оказывается, не такой большой.
Читать хорошо, но надо понимать, что читаешь. Поэтому владыка, о котором я выше написала, благословил не читать, а изучать.
_________________ "Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21
28 фев 2023, 20:43
Re: Митрополит Афанасий Лимасольский (Николау)
noname373 писал(а):
Изучать, не читая, тоже нельзя.
Конечно. Сначала текст, потом толкование. Вы просто удивитесь насколько иногда для нас скрыт смысл, казалось бы, очень простых фраз. Недаром, Святые Отцы говорили, что в Писании, и , прежде всего , в Новом Завете скрыты глубины. Просто читать хорошо. Но над прочитанным отрывком надо обязательно размышлять, искать ответы, если возникли вопросы. Иначе как? Часто люди говорят: Я Евангелие прочитал. Зачем читать ещё? Я и так все помню. Евангелие не художественная литература, которую прочитал и забыл, или запомнил сюжет, если понравилось. Евангелие - это Слово Божие. И это Слово надо изучать, понять, что хочет сказать Господь лично мне.
_________________ "Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения