img
Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 24 май 2024, 20:43



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 22 ]  На страницу Пред.  1, 2
Григорий Палама и его учение 
Автор Сообщение
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 янв 2012, 18:37
Сообщений: 4438
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православие
22 янв 2012, 19:40       Сообщение Re: Григорий Палама и его учение
Neta писал(а):
Сережа, ты и сам неофит. Неужели тебе не интересно? А ссылки давать каждый мастер.
Я тоже думаю, что людям не ссылки нужны, а мнение об этих ссылках

_________________
Изображение Русь святая, храни веру православную


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 янв 2012, 12:33
Сообщений: 8792
Вероисповедание: католичество
22 янв 2012, 19:41       Сообщение Re: Григорий Палама и его учение
noname писал(а):

Нет, нетварные божественные энергии Паламы меня не интересуют.
Это не Паламины энергии, а Божии, тем более, часть православного учения. А тебя не интересует, видишь ли.

_________________
Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)


Вернуться наверх
Профиль
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 20 янв 2012, 18:52
Сообщений: 24
Вероисповедание: православие
22 янв 2012, 20:42       Сообщение Re: Григорий Палама и его учение
noname писал(а):
Да, уже тогда было "академическое" богословие, научное и богословие опытное, "монашеское" как бы. Почему-то некоторые их противопоставляют друг другу.

Думаю уже в те времена Палама заметил опасность философии разума без практического представления Бога и обратился к исихазму безмолвия, дабы закрепить истину авторитетами практики.

Учение о нетварных энергиях, - венец христианской мысли, которое осознавали поколения святых людей. Это учение, - Бог, как Он есть в действии.
Так и объяснять надо,- Бог, как Он есть.

[Евр.12:28] Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
29 потому что Бог наш есть огнь поядающий.


Василий Великий более подробно описывает свой опыт и расскрывает нам Тайну Божества - "И в многоцветности открывается единый лик. Нет средины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии".

Сущность Божества есть Огонь (Пламя) или очень яркий Свет. Свет Живой, непоколебимый, неизменный, непостижимый, бесконечный, нетварный, неприступный....Это и есть единый Лик Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Сей Свет сущности нельзя узреть в чистоте, как бы ничем не прикрытый человеку не токомо глазами, но даже Оком и Умом души, ибо перед Ним распадаются все сущности, потому и назван древними, - огонь поядающий.
И Господь прикрывает Свою сущность, как бы внешностью, раскрывается Светом сущности прикрытой многоцветием радужных Живых цветов, всполохами лучей, игрой и переливанием радужным. Вот это и есть НЕТВАРНЫЕ ЭНЕРГИИ по Паламе, а Максим Исповедник называл их ЛОГОСАМИ, хотя у него уже есть упоминание логосов, как энергий.
Если сущность Божества неизменна, то логосы всегда в движении, изменении сменой одного цвета на другой в славе живых лучей. Что примечательно, когда Господь заходит в мир наш, это многоцветие, видимое Оком души, глазу человеческому предстаёт единым Фаворским светом, не разделяясь на спектры. Возможно это особенность или недостаток человеческого глаза.
Логосы(нетварные энергии) неразделимы сущности Света(Огня), исходят сущности, как спектр радуги, но не сливаются с ней. НЕСЛИЯЕМОСТЬ, это РАЗЛИЧИМОСТЬ цветов и сущности, но НЕ РАЗДЕЛИМОСТЬ.
Совокупность всего бесконечного, как и сущность, многоцветия нетварных энергий, - есть ОБРАЗ БОГА НЕВИДИМОГО.
Совокупность Живой непреступной сущности Света и многоцветия логосов, - есть Бог наш Вседержитель сутью и образом. Это и Отец первопричиной, Сын и Святой Дух.
Символ Веры, - Свет от Света.

Василий Великий - "Сияние славы" как сияние от пламени, но не позже пламени, и вдруг и пламя вспыхивает и свет от него воссиявает, так по требованию апостола должно представлять и Сына от Отца".
"когда при содействии просвещающей силы устремляем взор на красоту образа Бога Невидимого (т.е. Слова), и через Нее возводимся к превосходящему всякую красоту созерцанию Первообраза (т.е. Отца), неотлучно соприсутствует при сем Дух ведения, Который любозрителям истины в Себе Самом подает тайнозрительную силу к созерцанию Образа и не вне Себя показывает Его, но в Себе Самом вводит в познание..."



Христос Бог,(Сын) - есть Светом сущности и многоцветием логосов(Фаворский свет)
Многоцветие нетварных энергий, и есть Тело, Плоть и Кровь Христа, которую мы ядим и пьём, и из Тела Господа многоцветием живых логосов когда то был сотворён мир сей, и по сей день Дух Святой наполняет его различными красками даров жизни.

А как же предстаёт Христос Истинным человеком Оку души? В центре Сущности Огня и Света, прикрытой многоцветием нетварных энергий, в гуще радужной живой игры цветов(логосов), открывается образ человеческий Христа. Это не образ Бога, а образ Истинного человека, состоящий из концентрации многоцветия нетварных энергий. Лучи живые входят Его и исходят Его. Так будут жить вечно все спасённые после Страшного Суда.


Вернуться наверх
Профиль
Специалист
Специалист
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 19 янв 2012, 23:24
Сообщений: 791
Откуда: г.Белгород
Вероисповедание: РПЦ МП
28 янв 2012, 20:29       Сообщение Re: Григорий Палама и его учение
Wimar ?


Вернуться наверх
Профиль WWW
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 20 янв 2012, 18:52
Сообщений: 24
Вероисповедание: православие
29 янв 2012, 14:06       Сообщение Re: Григорий Палама и его учение
Анахорет писал(а):
Wimar ?
Нет, Христос. :)


Вернуться наверх
Профиль
Мастер
Мастер

Зарегистрирован: 20 янв 2012, 19:06
Сообщений: 6041
Откуда: Украина
Вероисповедание: Христианин
29 фев 2012, 15:30       Сообщение Re: Григорий Палама и его учение
Я как почитал мне плохо стало. Ох и сложно же напридумывал.


Вернуться наверх
Профиль
15 июл 2012, 14:23       Сообщение Re: Григорий Палама и его учение
Иерей Олег Давыденков, Догматическое богословие:

Во-первых, святитель Григорий исходит из того, что Бога нельзя отождествлять с философским понятием «сущности». При этом святитель Григорий ссылается на Исх. 3, 14. Бог, открывая Себя Моисею, говорит «Я есмь Сущий», а Сущий — это Тот, Кто больше сущности. Сущий есть Тот, кому сущность принадлежит. Следовательно, Бог — это не просто сущность, это Личность.

Далее святитель Григорий обосновывает вечность божественных энергий. Его рассуждения строятся следующим образом: если бы Бог не имел энергий (под энергиями святитель Григорий понимает ведение, мудрость, творчество, славу, свет и т. д.), то не был бы Богом. В самом деле, все тварные существа обладают определенными энергиями, в которых они себя проявляют. Есть ли какие-то основания отказывать в этих энергиях Богу? Если бы Бог не имел этих энергий, то Он не был бы Богом. Если бы эти энергии Бог приобрел лишь со временем, например, по сотворении мира, то тогда нам следует заключить, что до этого момента Бог был несовершен, что противоречит учению о Боге как абсолютном существе.

Преподобный Максим Исповедник, на которого ссылался святитель Григорий, писал, что «бытие, и жизнь, и святость, и могущество суть действия Бога, не со временем приобретенные». А поскольку и тварные существа имеют природные действия, то конечно, и Бог должен обладать природными действиями. Поэтому Бог никогда не был без действия и жизни.

Ссылается святитель Григорий и на тексты Священного Писания. В Первосвященнической молитве Господа Иисуса Христа (Ин. 17, 5) говорится о славе, которую Сын Божий имел у Отца прежде бытия мира. Следовательно, слава как одна из Божественных энергий, — вечна.

Ссылается он и на 2 Пет. 1, 4, где апостол говорит, что нам надлежит «стать причастниками Божеского естества». Эти слова на Востоке всегда использовались, как библейское обоснование возможности подлинного обожения, т. е. реального соединения человека с Богом.

Таким образом, полемика святителя Григория Паламы против Варлаама носит не теоретический, а сугубо практический характер. Святитель Григорий прежде всего ставил себе целью защитить духовный опыт, и даже не только собственный опыт или опыт афонских монахов, а опыт, который пронизывает собой всю аскетическую традицию Восточной Церкви.

Учение святителя Григория Паламы получило наименование учения о непознаваемости Божественной сущности и о познаваемости Бога в нетварных энергиях.

Это учение можно свести к следующим основным положениям:

1. Между сущностью и энергией существует «богодостойное различие». Сущность есть причина энергии. Сущность не допускает причастности себе, энергия — допускает. О сущности Божества можно говорить только в единственном числе, об энергии — во множественном. Сущность Божества не именуема (т. е. не выразима никаким именем, о ней можно говорить только в отрицательных формулах), в то время как энергия именуема.

2. Энергия есть нетварная Божественная благодать (т. е. не сотворенная). Она исходит из сущности, но в своем исхождении от сущности не отделяется.

3. Различение в Боге между сущностью и энергией не противоречит простоте Божества. С подобного рода примерами мы встречаемся и в тварном мире. Например, таким примером может служить по мысли святителя Григория человеческий ум, потому что, с одной стороны, в человеческом уме мы можем различать сущность, а с другой — различные действия и способности, которые уму присущи. Однако, несмотря на такое различие, никто не будет утверждать, что человеческий ум есть нечто сложное и состоящее из элементов.

4. Энергию можно именовать «Богом». Энергия — это Сам Бог, или, правильнее сказать, особый образ бытия Бога вне собственной сущности.

5. Причастность Богу есть причастность Его энергиям, а никак не сущности.

Учение святителя Григория, которое разделяли и последующие отцы (Николай Кавасила, святитель Марк Эфесский и др.), несомненно имеет основание в Священном Писании, где можно найти два вида высказываний о возможности для человека познать Бога.

Одни говорят о недоступности Бога для нашего познания. Например, слова 1 Тим. 6, 16 о том, что Бог «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может». Или Иов. 36, 26, когда один из друзей Иова, Елиуй, говорит: «Бог велик, и мы не можем познать Его»…

Однако, по крайней мере, не меньше и таких высказываний, где говорится о возможности познания Бога, о возможности непосредственного видения, созерцания Божества. Например, у пророка Исайи, его знаменитое видение в храме (Ис. 6, 5): «глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди (Мф. 5, 8), говорит, что «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Таким образом, есть две группы, противоречащих на первый взгляд друг другу высказываний. Согласно учению святителя Григория все тексты Священного Писания, которые говорят о непознаваемости Божества, нужно относить к непознаваемой божественной сущности, а те, которые, напротив, говорят о возможности познания Бога, о возможности непосредственного его видения, следует относить к божественным энергиям.

К непознаваемой божественной сущности относятся слова апостола Павла из 1 Кор. 2, 11 «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». Здесь, конечно, имеется в виду божественная сущность.


Вернуться наверх
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 22 ]  На страницу Пред.  1, 2


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
 cron
200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Forum theme by Serge Nepoklonov.
Русская поддержка phpBB